Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корреляции между данными по переменным внутренней структуры, полученными в различных исследованиях категории эмоция





Переменная Фер и Расселл, 1984, и настоящее исследование Конвей и Бекериан. 1987, и настоящее исследование Фер и Расселл. 1984, и Конвей и Бекериан, 1987
Продуктивная частотность 0,42 (41) 0,47 (33) 0,90 (32)
Прототипичность 0,72 (13) 0,15 (27) 0,80 (11)
Некатегориальность - 0,30 (27) -
Категориальная доминантность 0,41 (13) - -

Примечание. В скобках приведено количество значений, по которым рассчитана корреляция. Жирным шрифтом выделены коэффициенты, значимо отличные от нуля (р<0,01, односторонний критерий).

 

 


На основании полученных результатов можно сделать попытку дать описание прототипа категория эмоция. Для этого по каждой переменной был составлен список из тридцати примеров с максимальными показателями (для некатегориальности – с минимальными). Далее были выбраны те примеры, которые вошли в каждый из списков. Их можно рассматривать как наиболее высокие оценки типичности по каждой переменной. Таких примеров оказалось тринадцать: веселье, восторг, восхищение, гнев, злость, испуг, радость, раздражение, слезы, смех, страх, удивление, ярость. Полученный список позволяет сделать как минимум два вывода относительно наиболее прототипичных эмоций. Во-первых, люди склонны относить к эмоциям прежде всего феномены, отличающиеся высокой интенсивностью, некоторые из которых – ярость, восторг – в научной психологии обычно называют аффектами. Во-вторых, наиболее прототипичные эмоции можно разбить на пять групп, соответствующих часто выделяемым базовым эмоциям (например, [З], [31]): радость (веселье, восторг, восхищение, радость, смех), гнев (гнев, злость, раздражение, ярость), страх (испуг, страх), горе (слезы) и удивление (удивление). Больше всего примеров относится к группе радость. Видимо, эмоции с положительной валентностью часто являются наиболее типичными, однако результаты позволяют предположить, что не существует какой-либо одной эмоции, наиболее близкой к прототипу.

Настоящее исследование анализирует представления людей об эмоциях, а не сами эмоции. Однако закономерен вопрос о том, как соотносятся обыденные представления с научными определениями и классификациями эмоций. Возможные ответы простираются от полного отрицания какой-либо связи до утверждения необходимости максимального соответствия между теорией и обыденными представлениями (см. обсуждение этой проблемы в ([11]). Наиболее разумной представляется точка зрения, которая допускает расхождения между научными и обыденными категориями, однако призывает теоретиков не отходить слишком далеко от обыденных представлений, которые могут использоваться в качестве одного из аргументов в теоретическом анализе [15]. Приведем пример того, как полученные результаты могут быть использованы при сопоставлении теорий эмоций. А.Ортони, Дж. Клор и Л. Коллипс в своей книге «Когнитивная структура эмоций» [19| утверждают, что к эмоциям могут относиться только психические явления, имеющие валентную окраску (т.е. переживаемые как приятные или неприятные), и, следовательно. удивление, интерес, сомнение и подобные феномены, иногда называемые «интеллектуальными эмоциями», не должны рассматриваться в психологии эмоций. Однако результаты, полученные в настоящем исследовании, показывают, что в число самых типичных эмоций входит удивление. Это может рассматриваться в качестве аргумента в пользу альтернативных теорий, относящих валентно не окрашенные психические феномены к числу эмоций [З], [21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод об обоснованности прототипического подхода к анализу внутренней структуры категории эмоция. Результаты экспериментов позволили получить нормативные данные по переменным внутренней организации и дать характеристику прототипа этой категории. Полученные результаты можно рассматривать как основу для дальнейших исследований категориальной организации знаний об эмоциях. Среди возможных направлений таких исследований можно выделить анализ суперординантных категорий, используемых в естественном языке для категоризации эмоциональных психических явлений. Особенно эвристичным может оказаться сопоставление естественной категоризации эмоций с системой категорий, принятой в психологических теориях эмоций. Основанием для подобного анализа может служить материал, полученный в эксперименте 3. Другим интересным направлением исследований является изучение категорий среднего уровня, объединяющих эмоции в группы на основании их субъективной близости (имеются в виду такие группы, как радость, гнев, страх и т.д.). Зарубежные исследования категорий среднего уровня показывают, что они дают важную информацию для построения теорий эмоций [30]. Полученные результаты свидетельствуют о том, что категориальная организация знаний об эмоциях зависит от языка и культуры, к которой принадлежат испытуемые, поэтому дальнейшие русскоязычные исследования в этой области представляют несомненный интерес.

1. Высоков И.Е. Категориальная и тематическая организация и памяти; Канд. дне. М,, 1993.

2. В ысоков И.Е., Люсин Д. В. Внутренняя структура естественных категорий: продуктивная частотность //Психол. журн. 1997.Т. 18.№ 4. С. 69—77.

3. Изард К.Е. Эмоции человека. М. Изд-во МГУ. 1980.

4. Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории «эмоция» // Познание, общество, развитие / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН. 1996.

5. Balota D.A., Chumbley J.I. Are lexical decisions a good measure of lexical access? The role of word frequency in the neglected decision stage // J. Exp. Psychol.: Human Perception and Performance. 1984. V. 10. P.340—357.

6. Casey P.J. A reexamination of the roles of typicality and category dominance in verifying category membership // J. Exp. Psychol.: Learning. Memory and Cognition. 1992. V. 18. P. 823-834.

7. Clore G.L., Ortony A. What more is there to emotion concepts than prototypes? //J. Pers. Soc. Psychol. 1991-V. 60. P. 48—50.

8. Conway M.A., Bekerian D.A. Siluational knowledge and emotion // Cognition and Emotion. 1987. V, 1. P.145—191.

9. Ekman P., Friesen W.V., Ellworlh P. Conceptual ambiguities // Ekman P. (ed.) Emotion in the human face. 2nd ed. Cambridge; Camb. Univ. Press, 1982. P. 7-21.

10. Fehr В., Russell J A. Concept of emotion viewed from a prototype perspective // J. Exp. Psychol.: General. 1984. V. 113. P. 464-486.

11. Fehr В., Russell J A. The concept of love viewed from a prototype perspective //J. Pers. Soc. Psychol. 1991. V. 60. P. 425—08.

12. Griffiths P.E. What emotions really are: The problem of psychological categories. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1997.

11. Izard C.E. The emotions and emotion constructs in personality and culture research // Cattell R.B. (ed.) Handbook of modem personality theory. Washing-ton, DC: Hemisphere Publ. Corp., 1977. P. 496—510.

14. Johnson-Laird PM., Oatley K. The language of emotions: An analysis of a semantic field // Cognition and Emotion. 1989. V. 3. P. 81—123.

15. Keltner D., Buswell B.M. Embarrassment: Its distinct form and appeasement functions // Psychol. Bul. 1997. V. 122. P. 250—270.

16. Mandler G. Mind and body: Psychology of emotion and stress. N.Y.: Norton, 1984.

17. McCloskey M.E., Gluicksberg S. Natural categories: Well defined or fuzzy sets? // Memory and Cogn. 1978, V. 6. P. 462—472.

18. Mowrer O.H Learning and behavior. N.Y.: Wiley, I960.

19. Ortony A, Clore G.L., Collins A. The cognitive structure of emotions. N.Y.; Camb. Univ. Press, 1988.

20. Ortony A., Clore G.L. Foss M.A. The referential structure of the affective lexicon // Cogn. Sci. 1987. V.11. P.341—364.

21. Plutchik R. A general psychocvolutionary theory of emotion // Plunchik R. & Kellerman H. (eds.) Emotion: Theory, research and experience. V. 1; Theories of emotion. N.Y.: Acad. Press. 1980. P. 3—31.

22. Rosch E. On the inlemal structure of perceptual and semantic categories // Moore Т.Е. (ed.) Cognitive development and the acquisition of language. San Diego. CA: Acad. Press. 1973. P. 111—144.

23. Rosch E. Cognitive representations of semantic categories // J. Exp. Psychol.: General. 1975. V. 104. P.192—233.

24. Rosch E. Principles of categorization // Rosch E. & Lloyd B.B. (eds.) Cognition and categorization. Hills-dale. N.J.: Erlbaum. 1978. P. 27—71.

25. Rosch E., Mervis C.B Family resemblances; Studies in the internal structure of categories // Cognitive Psychol. 1975. V. 7. P. 573—605.

26. Rosch E; Simpson С., Miller R.S. Structural bases of typicality effects //J. Exp. Psychol.: Human Perception and Performance. 1976. V. 2. P. 491—502.

27. Russell J.A. In defense of a prototype approach to emotion concepts //J. Pers. Soc. Psychol. 1991. V. 60. P. 37-17.

28. Russell J.A., Bullock М. Fuzzy concepts and the perception of emotion in facial expressions //Soc. Cognit. 1986. V.4. P. 309—341.

29. Scherer K.P. On the nature and function of emotion: A component process approach // Scherer K.P. & Ekman P. (eds.) Approaches to emotion. Hillsdale, NJ: Eribaum. 1984. P. 293—317.

30. Shaver P. et al. Emotion knowledge: Further exploration of a prototype approach //J. Pers. Soc. Psychol. 1987. V. 52. P. 1061—1086. 3'1. Tomkins S.S. Affect theory // Ekman P. (ed.) Emotion in the human face. 2nd ed. Cambridge: Camb. Univ. Press. 1982. P. 354—395.

31. Tomkins S.S. Affect theory // Ekman P. (ed.) Emotion in the human face. 2nd ed. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1982. P. 354—395.


[*] Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций //Вопросы психологии. 1999. № 2. С.50-61.

Date: 2015-09-05; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию