Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская империя как реальность





 

 

В настоящее время хорошо заметно, что в словаре демиургов общественного мнения

«имперское сознание» (на практике применяемое исключительно к российской

государственности) превратилось в популярный символ зла, оно часто даже

выступает в качестве первопричины всех других зол. На всякое же упоминание

империи в положительном смысле следует реакция: «Ну ведь все империи

когда-нибудь рушатся» (аргумент восхитительной наивности: отдельный человек

гарантированно помирает в ещё меньший срок, а какой-то смысл в своем

существовании ухитряется находить).

Впрочем, если агитация против одной империи в пользу другой понятна (как говорил

Ницше, «тщеславие других не нравится нам тогда, когда идет против нашего

тщеславия») и имеет смысл, то борьба с имперским сознанием как таковым дело

достаточно безнадежное. Тому, что может в принципе претендовать на имперскость,

оно присуще имманентно, а тому, что заведомо не может — вовсе не свойственно.

Империи рушатся, конечно (имеющее начало, имеет и конец), но до этого существуют

многие столетия. А когда рушатся, им на смену приходят другие. Более того,

гибель одних империй есть необходимое условие для создания новых.

В обиходе термин «империя» столь же расплывчат и неопределенен, как, например,

«интеллигенция». Но вообще-то на практике он равнозначен понятию «великая

держава», соответственно империализм и великодержавность практически синонимы.

Понятно, что это, как минимум, государство, вышедшее за пределы этнических

границ, имеющее некоторое ядро и подвластные территории. Можно по вкусу

добавлять какие-то ещё признаки, но они, кажется, вовсе не обязательны, потому

что империи могут иметь самую разную структуру, систему власти, состав, порядок

национальных отношений и т.п.

Собственно, вся человеческая история есть история возникновения, борьбы и гибели

разнообразных империй. Ни одному государству ещё не удавалось стать великой

державой, не будучи империей, т.е. оставаясь моноэтничным и в пределах своей

изначальной территории. Создание империй есть результат свойственного всему

живому стремления к экспансии, поэтому нет ничего более естественного, чем их

создание и гибель в борьбе с подобным же стремлением другого организма. Даже

относительно небольшие страны, в силу разных обстоятельств получившие вдруг

некоторые преимущества, непременно пользовались ими для экспансии. Португалия, в

конце XV в. первая освоившая путь на Восток, Голландия, создавшая в XVII в.

наиболее многочисленный в Европе флот, Швеция, превратившая после Тридцатилетней

войны и до начала XVIII в. Балтику в свое озеро, — на несколько десятилетий

становились вровень с первыми государствами Европы.

Хотя идеология имперская и националистическая и противоположны по смыслу и духу,

но едва ли можно сказать то же самое о национальной и имперской

государственности. Прежде всего потому, что без первого не бывает второго, одна

перетекает в другую и обратно. Фундамент любой империи чаще всего составляет

национальное ядро, вокруг которого затем и строится империя. Главная империя

наших дней — США, хотя и имеет как бы вторичный характер, прошла классический

путь территориальной экспансии от объединения узкой полоски образований на

Восточном побережье до контроля над сопредельными океанами. Несмотря на завоз

негров, отвоевание у Мексики огромных территорий, населенных «латиносами»,

массовую эмиграцию ирландских и итальянских католиков, образ американца — это до

сих пор образ белого англо-протестанта (хоть доля их и снижается). В каком-то

смысле создание империи есть торжество и свидетельство состоятельности некоторой

национальной государственности. Процесс превращения национального государства в

империю, при поражении снова ужимающегося в первобытное состояние, а затем вновь

воссоздающего империю (пусть в несколько иных границах) — самый обычный процесс,

прослеживаемый на многих исторических примерах.

Конструкция империи может выглядеть по-разному. В одном случае она может быть

почти мононациональной (если население смежных территорий истреблено или

ассимилировано), как Германская до заморской экспансии, в другом

имперообразующий этнос абсолютно преобладает, имея инонациональную периферию

(большинство континентальных империй), иногда может составлять даже меньшинство,

как в Австрийской (в этих случаях единство обеспечивается либо династической

традицией, либо культурным, либо чисто военным преобладанием данного этноса),

иной случай — мононациональная метрополия при заморских колониях, иной —

плавильный котел (основной этнос может занимать компактную территорию, причем не

обязательно в центре, а может и не занимать) и т.д. Наконец, империя может

формально и не включать в свои границы конгломерат зависимых от неё вассальных и

марионеточных государств.

Но все-таки империя есть прежде всего государство, и её цели не отличаются от

целей любого государства: продолжать свое существование в веках возможно более

успешно. Никакая империя не может ставить себе целей, лежащих за этими пределами

и означающих переход в другое качество, т.е. самоуничтожение. Никогда ещё ни

одной империи не удавалось, например, установить мировое господство, а если

такая мысль в пылу успехов иногда и возникала, то невозможность её быстро

становилась очевидной даже самым честолюбивым завоевателям.

Образования же, создаваемые для реализации какой-либо всемирной идеи, то есть

выходящей за рамки не только национальных, но и вообще всяких государственных (в

том числе имперских) границ, представляют собой качественно иное явление.

Поэтому не был, например, империей при всех внешних атрибутах

(многонациональность, имперская политика и т.д.) СССР. Он был зародышем (только

не реализовавшимся и потому вынужденным играть в настоящее государство)

всемирного государства, призванного воплотить известную идею и отмереть. И если

США действительно выдвинутся на роль реализатора идеи глобализации и будущего

центра мирового правительства, то это будет означать переход нынешней

американской империи в совершенно иное качество. Точно так же, если идея,

например Великого Турана есть идея вполне имперская, предполагающая конкретные

национально-территориальные очертания, то идея Всемирного Халифата идея того же

рода, что названные выше.

 

Date: 2015-09-05; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию