Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и основные функции искусства





ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Тема 1. Сущность и происхождение искусства

Философия, являющаяся наукой о всеобщем, пытается обнаружить во всяком явлении всеобщее. Философский анализ искусства позволяет выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления. А понимание – это знание общего и того, как это общее определяет бытие вещи.

Философия искусства – отрасль философии, изучающей сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Принято делить философию искусства на две основные области:

– объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия;

– изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.

Предмет и основные функции искусства

Духовная жизнь человека многообразна и включает в себя такие элементы, как религия, философия, наука, право, мораль. Но совершенно особое место в повседневной жизни любого человека занимает искусство.

Понятие «искусства» – сложное и неоднородное. Под ним понимают

– творческую деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека,

– мастерство высоко уровня (искусство мышления, искусство ведения войны), в том числе в эстетическом плане и созданных благодаря нему произведений искусства, отличающихся и от творений природы и от произведений науки, ремесла, техники.

– форму отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Искусство представляет собой сферу духовно-практической деятельности людей, направленной на художественное постижение и освоение мира. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важной особенностью искусства является то, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредованную, оно сохранило и по сей день. В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важнейших особенностей и задач искусства.

В жизни общества искусство выполняет разнообразные функции:

1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Искусство – действие, преображения творения в соответствии с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Поэтому искусство служит средством накопления знаний, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты и людей, а также способствует передаче социального опыта.

3. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Эта функция позволяет обеспечить историческую преемственность и передачу социального опыта. Искусство можно рассматривать как художественную коммуникацию, как знаковую систему, несущую информацию, а также как специфический канал для обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта. Носителями информативно-коммуникативной функции является словесный язык, специфические «языки» искусства (живописи, музыки, театра, кино и т. д.).

4. Воспитательная функция, которая помогает формированию целостной личности. Если мораль способствует становлению нравственных норм, философия – мировоззрению, политика формирует политические взгляды личности, наука позволяет взрастить специалиста той или иной отрасли, то искусство позволяет развить ум и сердце.

5. Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Произведения искусства позволяет воздействовать на мысли и чувства человека, его психику.

6. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа личности). Искусство позволяет развить чувство прекрасного, эстетический вкус, пробудить стремление к творчеству.

7. Ценностная или аксиологическая функция. Искусство помогает сформировать систему ценностей и ценностных ориентации индивида.

8. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение). Данная функция предполагает получение человеком удовольствия, наслаждения от встречи с искусством.

Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая зрением или слухом выражение чувств художника, может сам испытывать те же чувства.

В отличие от науки, морали, религии, политики, искусство проявляет себя в форме законченных художественных произведений, созданных, как правило, одним автором. Эти произведения искусства открыты для активного субъективного творческого восприятия и меняющихся оценок воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта.

Date: 2015-09-05; view: 835; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию