Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. И. Анцыферовой и Л. С. Выготского , еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение





При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью.

Различные точки зрения психологов, социологов и философов говорят о большом интересе ученых к феномену общения. Многообразие научных подходов к феномену общения побуждает рассмотреть его с философской, социологической и психологической позиций.

Общефилософская концепци я представляет собой общение личности, с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Такой подход позволяет выстроить методологию социально-педагогического понимания сущности общения.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социологическая трактовка понятия “ общение” предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.

Психологический подход к общению определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, личностный смысл самоформирования личности. В связи с этим психология рассматривает потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной Среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

Именно в рамках социально-педагогических исследований общения и получила свое первое толкование категория “психотехника”. Психотехника понимается как система средств, приемов, позволяющих эффективно воздействовать на духовный мир человека, на его психику и сознание.

Общение выступает в качестве своеобразного социально - психологического механизма, посредством которого это воздействие осуществляется. Психотехника общения развивается на стыке психологии личности и культурологии, социологии и этнологии, театральной педагогики и социально- педагогического тренинга и т.д. Именно поэтому психотехника общения выделяется в самостоятельный предмет исследования.

 

2. Общение и его функции.

Общение чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей, разнообразный по своим функциям, средствам, формам и видам.

По своему значению общение много функционально. Можно выделить, по крайней мере, пять важнейших функций общения.

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла, выполняя в коллективной человеческой деятельности связующую роль. Эта функция может быть условна названа “ прагматической”. В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. Специфика общения в том, что это средство взаимодействия психических миров различных людей. Отсюда ясна роль общения в достижении максимума в развитии психики человека. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир миры других людей. Вот почему уровень овладения общением практически важен для правильного построения отношений.

Второй функцией может быть названа “формирующая” функция общения. Здесь общение, выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредованно его общением со взрослым. Как отмечал Д.Б. Эльконин: “Ребенок - это всегда два человека - Он и взрослый”. В ходе развития внешние и опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.

Важно также отметить, что на ранних этапах онтогенеза общение играет почти витальную функцию в жизни детей. Вот как еще в средние века об этом говорил один испанский епископ, описывая состояние домов призрения; “... в приюте дети начинают скучать и от скуки они умирают”.

При анализе “формирующей” функции” общения важно избежать “технократического” ее понимания. Нельзя думать, что развивающаяся личность ребенка является объектом прямого влияния со стороны родителей и воспитателей, так сказать сосудом, открытым всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям взрослых. Общение ребенка и взрослого - это не процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения,. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, непротиворечиво вплетая его в свой собственный внутренний мир.

В качестве третьей может быть названа т.н. “подтверждающая “ функция общения. Иначе говоря, в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Американский психолог У. Джеймс отмечал, что для человека “не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным”. В психологии это состояние человека фиксируется в понятии “неподтверждение”. Причем в отличии от отрицания, которое может быть выражено словами “ Ты не прав” или “Ты плохой” и предполагает известную долю подтверждения (пусть и с негативной оценкой), неподтверждение означает “ Тебя здесь нет”, “Ты не существуешь”.

Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшего “подтверждения”: ритуалы знакомства, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека “минимума подтвержденности”.

Четвертая функция общения состоит в организации и поддержании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до деловых) для любого человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Эмоциональное отношение к другому человеку практически всегда может быть выражено в терминах “симпатии - антипатии”, “нравится - не нравится”. Конечно, эмоциональные межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми.

Пятой функцией общения может быть названа - внутриличностная. Общение с самим собой - механизм осуществления самосознания и может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

3. Виды общения.

 

Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. Под непосредственным общением понимается естественный контакт “лицом к лицу” при помощи речи, жестов, мимики, пантомимики. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих получение обратной связи между участниками общения. Появление письменности, книгопечатания, а затем и различных технических устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно усложнило систему человеческого общения.

Общение различают как межличностное и массовое. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

К важным видам массового общения следует отнести также искусство как эстетическое общение, Эстетическое общение, с одной стороны, разворачивается как своеобразное массовое общение (театральный спектакль, концерт, литературные вечера и так далее), с другой стороны, искусство само часто представляет собой особое художественное моделирование общения людей и является как бы заменителем некоторых других его форм.

Следует отметить возможность выделения межличностного и ролевого общения. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники могут быть рассмотрены как носители определенных социальных ролей (преподаватель - студент, покупатель -продавец). Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных отношений. Можно сказать, что в ролевым общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги и действия диктуются исполняемой ролью. Конечно, сама по себе социальная роль не определяет поведения человека в деталях. Многое зависит от понимания своей роли и ролей других участников общения, от отношения самого человека и его окружения к данной роли, от сложившихся традиций. Кроме того, каждый человек вносит в исполнение роли свою неповторимость.

Таким образом, в общении люди проявляют, раскрывают для себя и других людей свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. То есть, общение выступает важным фактором психического развития человека. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.

Наибольшее внимание в социальной психологии традиционно уделяется межличностному, непосредственному общению. Остановимся на нем более подробно.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.

Императивное общение - это авторитарная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, “страдательной” стороной. Особенность данного типа межличностного общения в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалированна. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним относятся: военные уставные отношения, отношения “ начальник - подчиненный” в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах, Вместе с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отношений. Возможности применения императивного общения в данных отношениях крайне ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме не становятся часть его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объективное восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно отметить, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она категорически недопустима. Сферой “разрешенной манипуляции”, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений стала концепция Д. Карнеги и его последователей, Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды. Сегодня современный человек, в результате своего бесконечного манипулярования потерял возможность выражать себя прямо и творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то. чтобы удержать прошлое и застраховать будущее. Он часто говорит о своих чувствах, но редко их испытывает.

Вместе с тем, известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего “страдают “ от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “ нужных “ манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим. Стремясь постичь секреты человеческой природы с одной единственной целью - чтобы лучше контролировать окружающих. Но эта игра манипулятора изматывает, он не может отделаться от пагубной привычки управлять, контролировать, манипулировать. Он раб своей потребности. В результате манипулятор сам страдает от своих манипуляций. Один из парадоксов, который отмечает Э. Шостром: чем больше манипулятор любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

Следует отметить, что личность, у которой есть множество жизненных проблем, может прибегать к манипулятивному поведению в целях самозащиты.

Поскольку каждый человек до некоторой степени является манипулятором, современная гуманистическая психология предполагает, что из всех манипуляций человек может развить положительный потенциал, который Абрахам Маслоу и Курт Гольдштейн называют “самоактуализирование”.

Актуализатор - это противоположность манипулятору. Актуализаторов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой. со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А.А.Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих “ двойников “.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалог - это равноправное субъект - субъективное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строиться на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих неприложных взаимоотношений:

1. психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет об общении по принципу “ здесь и сейчас “, с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое или как его еще называют, гуманистическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомнено, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессионально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к такому общению - величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.

Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом, можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а многофункциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. Мы можем охарактеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептиыной. и интерактивной. Такое разделение целостного и внутренне единого процесса общения правомерно лишь в научных целях - для более глубокого и всестороннего анализа феномена. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым. Коммуникативная сторона общения, или просто коммуникация - это обмен информацией, передача и прием знаний, идей, мнений и чувств между людьми. Интерактивная сторона общения (от слова “интеракция” - взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организации межличностного взаимодействия, выработке его стратегии и тактики. Наконец, перцептивная сторона общения раскрывается в процессе восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

Ниже мы остановимся на характеристике каждой из выделенных сторон общения.

 

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Какие вы знаете виды и формы человеческого общения.

2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.

3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? Назовите цель и специфические черты каждого вида.

4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диалога?

5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения.

 

Тема для самостоятельного изучения:

 

Проявление императивного, манипулятивного и диалогического общения в учебной деятельности.

Подберите различные литературные примеры проявления видов межличностного общения. Опишите конкретные их проявления в повседневной практике общения преподавателя и студентов. Проанализируйте примеры с точки зрения эффективности использования данного вида общения в конкретной ситуации.

 

Date: 2015-09-05; view: 2109; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию