Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Архитектура Новгорода и Пскова ХП—ХIII вв





АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА

Псковская школа зодчества сформировалась к началу XIV века. Являясь северо-западным форпостом русских земель, Псков уделял большое внимание обороне. Ядро крепости - Кром в излучине рек Великой и Псковы. Рост городской территории отмечен сооружением посадских стен: Довмонтова стена (вторая половина XIII века), стена посадника Бориса (1309 год), Средний город (1375 год), Окольный город (60-80 годы XV века). Существующие ныне укрепления Окольного города датируются в основном XVI веком. В наиболее опасных местах строились крепостные башни (костры). Их было 39. Общая протяженность крепостных стен Пскова 9,5 км.

Пригороды Пскова и Новгорода так же имели крепостные сооружения. Наиболее значительные из них: Изборск (XIV век), Порхов (конец XIV века), Гдов, Остров, Печеры (XVI век). Элементами оборонного зодчества являлись: захабы, вылазы, слухи. Псковское церковное зодчество сформировалось на основе новгородских традиций. Первый каменный собор воздвигнут на Завеличье в Мирожском монастыре - Спасо-Преображенский собор (до 1156 года). Он построен из местного камня плитняка с частичным применение плинфы (кирпича) на цемяночном (толченый кирпич) растворе, с дальнейшей обмазкой стен известковым раствором. Вторым памятником Пскова XII века является Ивановский собор, усыпальница жен псковских князей. Церкви XIV-XV веков отличаются сравнительно небольшими размерами. Трехлопастное завершение стен в XIV веке увеличивает стройность зданий.

В Пскове основным типом храма является кубический, четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Материал культовых построек этого времени - плитняк (известняк). Плинфа уже не применяется. Ее отсутствие в стенах, столбах и сводах заставило псковских зодчих увеличить их толщину. В раствор больше не добавляется цемянка, кладка получается пестрой, неровной, что требовало обмазки известью. В результате неровность усиливалась, что придавало псковским церквам большую скульптурность и являлось характерной чертой псковского культового зодчества.

Отличительной особенность псковских храмов являются ступенчатые арки, т.е. подпружные арки, расположенные на ступень выше сводов конца креста, лежащего в плане. Данная система увеличивала пространство под куполом и давала возможность придать большую стройность пропорциям интерьера и улучшить его освещенность.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец - на апсидах и барабанах, бровки - над оконными проемами, валики и другое. Псковские культовые постройки, имея симметричный план, представляли собой сложные, живописные композиции.

В конце XV - первой половине XVI веков были сооружены крупные трехапсидные храмы высоких художественных достоинств. Параллельно с крупными храмами в Пскове строились маленькие бестолпные с одной апсидой, покрытые либо двумя пересекающимися сводами, либо ступенчатыми арками. Характерной чертой псковских церквей являлись звонницы, крупные, отдельно стоящие сооружения или поставленные над одним из фронтонов церкви. Они были двух-, трех-, и пятипролетные. В XVI веке Псков украшали более 120 каменных храмов.

Искусство псковских зодчих получает в XV-XVI веках широкое признание. Они строят в Москве (церковь Ризоположения, 1484-1488; храм Василия Блаженного, 1555-1561; Благовещенский собор, 1484-1489; Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря, 1476 год), Казани, Свияжске, способствуя формированию общерусской архитектуры.

В начале XVII века стали появляться новые дворы "больших" псковских "гостей". Они строили 1-3 этажные каменные здания, возможно с деревянными этажами над ними. Дома, как правило, имели трехчастный план с сенями посредине. В дальнейшем планы усложнялись, нижние этажи (подклети) служили совместно для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Массивные стены, своды, железные двери, ставни на немногочисленных окнах подклетей, решетки на окнах - все это защищало здания от пожаров. Нововведением являлось наличие повалуш - залов для общих дневных занятий и трапез, для приема гостей, устройства пиров. В некоторых домах были мужские и женские половины. Комнаты отапливались изразцовыми печами. Гражданские здания Пскова XVII века (Солодежня, Поганкины палаты, палаты Меньшиковых, Русиновых, Подзноевых и др.) позволяют судить о гражданском зодчестве Руси XVII века в целом. В этот же период в Пскове строятся каменные здания производственного и торгового назначения, административные (Приказная палата) и здания оборонного значение (Зелейские палаты).

В конце XVII века в Пскове был освящен Троицкий собор, четвертый, построенный на том же самом месте. Он является воплощением архитектурных и инженерных достижений псковских зодчих, хотя и был построен под влиянием московских архитектурных веяний.

Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.)

одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (См. Киевская Русь) (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря (См. Юрьев монастырь), начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице (См. Нередица), 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге (См. Ладога), 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь (См. Фёдора Стратилата церковь), 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.








Date: 2015-09-19; view: 326; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.03 sec.) - Пожаловаться на публикацию