Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи»





Храм был построен летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем. Расположенная близ княжеской резиденции, церковь Спаса на Нередице стала последней каменной постройкой новгородских князей. При крайне скромных размерах она воспринимается как весьма внушительное и монументальное сооружение. Когда-то к храму примыкала лестничная башня, ведущая на хоры, но ее давно уже нет.

В следующем, 1199 году церковь Спаса на Нередице была расписана. Затем последовали столетия почти полной безвестности. И лишь во второй половине XIX века на Нередицу обратили внимание историки и любители старины.

Широчайшую известность храм приобрел в начале 20-го столетия, когда стало ясно, что фрески Спаса на Нередице по целостности ансамбля, сохранности и художественной ценности — явление, выходящее далеко за рамки отечественного искусства и имеющее мировое значение. Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1199 году, через год после освящения Спаса на Нередице, храм был расписан. До своего разрушения в Отечественную войну он представлял собой уникальный памятник древнерусской монументальной живописи XII века: росписи дошли до XX столетия в превосходном состоянии. Лишь в отдельных местах были утраты от ямчуга (селитры).

Как было установлено В. К. Мясоедовым и М. И. Артамоновым, на Нередице работало от восьми до десяти фрескистов с помощниками, которые расписали за летние месяцы 1199 года весь объем храма: стены, столбы, своды и купол. Сохранившиеся изображения давали возможность выявить истоки ранней новгородской иконографии, тогда еще только складывавшейся. Но большая часть фресок погибла, хотя не все исчезло безвозвратно: сохранились описания, довоенные фотографии, зарисовки и копии нередицкой стенописи.

Обсуждая фрески Спаса на Нередице, плодотворно говорить об особенностях их иконографии, но не о канонической системе храмовой росписи, так как общая программа росписей в Спасской церкви отсутствовала, в отличие от того, например, что можно наблюдать в Софийском соборе в Киеве или в Мирожском соборе в Пскове.

В куполе, вместо традиционного для XII века «Пантократора», было помещено «Вознесение». Христос в окружении шести ангелов восседал на радуге, ниже в проемах световых окон располагались предстоящие ему апостолы. Эта обширная подкупольная композиция являлась в XII столетии иконографическим пережитком: уже к IХ веку получила распространение константинопольская традиция писать в главном куполе «Пантократора». Старая традиция сохранилась лишь на периферии Византийской империи, в Малой Азии, на христианском Кавказе, а также на романском Западе и отчасти на Руси.

На парусах размещались Евангелисты. В центре предалтарной арки располагалось редчайшее, возможно, единственное в домонгольской Руси изображение «Христа Ветхого Деньми». В алтарной конхе была выписана «Богоматерь Оранта» с медальоном на груди «Спаса Еммануила»; далее в центральной апсиде шли два святительских чина, а внизу, вопреки традиции, находился необычный «Деисус» с Христом-священником. В жертвеннике был помещен фресковый цикл на сюжеты из жития Иоакима и Анны, в диаконнике — на сюжеты из жития Иоанна Предтечи. Остальные стены храма были отданы сюжетам из Священного Писания. Новозаветные сцены по преимуществу группировались в трансепте, ветхозаветные были отнесены в неф.

На западной стене и частично на примыкающих к ней фрагментах южной и северной стен развернулась большая композиция «Страшного Суда», пожалуй, наиболее интересная из всех нередицких фресок. Сейчас на сохранившихся фрагментах можно увидеть ангела, свивающего небо, блудницу, Змея-Сатану, несколько фигур праведников, а также грешников, подвергающихся адским мучениям. Помимо обычных элементов, «Страшный Суд» в Спасском храме включал нечасто встречающиеся сцены, например, «Богатый в аду». Сцена наполнена своеобразным средневековым остроумием.

В 1246 году на южной стене появилась ктиторская фреска князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Иисусу Христу. Бесспорная атрибуция изображения принадлежит Ю. Н. Дмитриеву.

В размещении евангельских сцен на сводах и стенах Спаса на Нередице не прослеживается даже намека на хронологическую последовательность событий. «Рождество Христово» выписано на западной стене над «Страшным судом». Ранние евангельские эпизоды («Введение во храм», «Сретение») были помещены в трансепте в нижнем регистре, а более поздние («Вход в Иерусалим», «Несение креста», «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие с креста», «Явление женам-мироносицам») — в верхнем. На сводах «Воскрешение Лазаря» соседствовало с «Тайной вечерей», а «Сошествие во ад» было в одном ряду со «Страстями Господними». Некоторые сюжетные композиции повторяются, и они весьма произвольно чередуются с многочисленными рядами святых. В. Н. Лазарев видит причину бессистемности расположения спасских фресок в том, «что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы много времени» (Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. — М.: Искусство, 1973. С. 243.). Мы полагаем, что причина кроется в другом. На Руси роспись храмов всегда производилась в короткие летние месяцы, и быстрота работы была обычным делом для фрескистов. Скорее всего, князь Ярослав Владимирович пригласил на Нередицу несколько мастеров, происходивших из разных мест и никак не связанных друг с другом, о чем говорит неоднородность манеры письма. У фрескистов не было общего руководителя, который распределил бы сюжеты в соответствии с общей программой. Мастера разделили между собой только стены, на которых писали по своему разумению, минимально соотносясь с коллегами.

 

Спасская стенопись в целом отличалась ярко выраженной живописностью и быстрой размашистой манерой письма, местами доходящей до небрежности. Нередицкие мастера виртуозно владели фресковой техникой, их цветовая гамма основывалась на сочетании зеленых и голубоватых тонов с сильной, густой белильной разделкой.

Иконография росписей Нередицы намного ближе к восточным образцам стенописи, чем к константинопольским. В большинстве евангельских сцен прослеживаются родовые связи со старыми сирийскими памятниками и их вариациями, характерными для христианского Кавказа. К фрескам восточной иконографической ориентации присоединяются композиции романского ареала: в новгородском храме можно было увидеть западную интерпретацию легенды об Алексее человеке Божием и даже изображение католического святого Бенедикта Нурсийского, основателя первого западного монашеского ордена — Бенедиктинского. Скорее всего, в церкви Спаса на Нередице собрались мастера из различных отдаленных византийских провинций (как западных, так и восточных), обладавшие различным художественным и профессиональным опытом.

Date: 2015-09-19; view: 1178; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию