Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания собора





Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Это был одним из первых (а точнее вторым) на Руси храм, сооруженный из камня. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской XI века — 260 квадратных метров мозаик (изображений, набранных из кубиков разноцветной смальты) и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красках" по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески — это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. К XVII веку относятся первые известные обновления фресок Софии, выполненные клеевыми красками. Состав мозаик.

В наборе мозаик использована в основном смальта — сплав стекла с солями и окисла ми металлов, однако встречаются и кусочки природного камня. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле - характерная черта Софии Киевской. Сверкающиекрасочные мозаики украшают главный купол и цен тральную апсиду, привлекая внимание входящего к алтарной части храма. На мозаиках изображены основные персонажи христианского вероучения: в зените купола в медальоне -Христос-Вседержитель, вокруг него - четыре фигуры архангелов, и: которых сохранилась мозаичной только одна в голубом одеянии (остальные дописаны М. Врубелем в 1884 году). В простенках барабана - двенадцать апостолов (мозаичным уцелело частично изображение Павла). На парусах - четыре евангелиста (наиболее полно дошло до нас изображение Марка). На столбах предалтарной арки размещена сцена "Благовещение": слева - фигура Гавриила, справа-девы Марии. Над ними на арках выполнены изображения мучеников в медальонах. Над алтарной аркой хорошо сохранилась мозаичная композиция „Деисус" ("Моление").

В своде главного алтаря - величественная шестиметровая фигура Оранты; в среднем регистре апсиды - многофигурная композиция "Евхаристия" (символическая сцена причащения апостолов), вверху - "Святительский чин" (фигуры святителей и архидиаконов).

Мозаики алтаря и главного купола являются органичной составной частью единого ансамбля росписи Софии, остальная часть которой представлена фресками.

Фресковые изображения в большей или меньшей степени сохранились во всех древних помещениях собора, и в первую очередь на стенах центрального подкупольного пространства (евангельские сцены).

В боковых алтарях - жертвеннике и диаконнике - мы видим циклы фресковых композиций, рассказывающие о деве Марии (придел Иоакима и Анны) и о деяниях апостола Петра (придел Петра и Павла).

Росписи южного алтаря (Михайловского) посвящены архангелу Михаилу, которого считали на Руси покровителем Киева и княжеской дружины. Фрески крайнего северного алтаря повествуют о святом Георгии — духовном патроне князя Ярослава Мудрого.

Интересный цикл фресковых росписей сохранился на хорах. Это сюжеты "Встреча Авраамом трех странников", "Гостеприимство Авраама", "Жертвоприношение Исаака", "Три отрока в пещи огненной", "Тайная вечеря", "Чудо в Кане Галилейской" и др.

Большое место в росписях собора занимают орнаменты: они обрамляют оконные и дверные проемы, подчеркивают линии арок и сводов, сбегают по плоскостям пилонов и столбов, панелью проходят над полами.

Цветовая гамма древних фресок строилась на сочетании темно-красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Для росписей Софии характерна четкость композиции, выразительность образов, красочность, органичная связь с архитектурой.

Весь ансамбль стенописи Софии Киевской по своему содержанию был подчинен единому замыслу — пропаганде христианского вероучения и утверждению феодальной власти. Вместе с тем росписи главного храма государства должны были отразить величие Киевской Руси, ее международное признание, роль киевского княжеского дома в политической жизни Европы. Поэтому в Софии большое место отведено светским композициям. На трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, был написан семейный портрет основателя собора князя Ярослава Мудрого.

В центре этой огромной композиции находилось изображение Христа с фигурами княгини Ольги и князя Владимира. С двух сторон к этой группе подходили Ярослав, его супруга княгиня Ирина, их сыновья и дочери. Возглавлял процессию Ярослав,держащий в руках модель собора. Здесь Ярослав — строитель города и основатель митрополичьего храма — выступал как продолжатель дел своей прабабки Ольги и отца Владимира, которые много сделали для объединения славянских племен, укрепления Киевской Руси и установления равноправных отношений с Византией и другими странами. Члены семьи Ярослава также играли видную роль в политической жизни Европы: супруга князя была дочерью шведского короля, два его сына были женаты на византийских принцессах, дочери были королевами Франции, Норвегии, Венгрии. По словам писателя того времени Илариона, Русь была..ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли".

К сожалению, до наших дней от этой фресковой композиции уцелели лишь фигуры детей Ярослава на южной и частично на северной стенах. Об остальных изображениях рассказывает рисунок голландского художника А. ван Вестерфельда, видевшего фреску в середине XVII века.

Та же смысловая линия продолжается в росписях двух лестничных башен собора. В настоящее время ученые доказали (доктор исторических наук С. А. Высоцкий), что фрески повествуют о важном политическом и культурном событии в жизни Киевской Руси середины Х века — о приезде в столицу Византии киевской княгини Ольги и о почете, оказанном ей императором Константином Багрянородным.

И в северной, и в южной башнях живописный рассказ начинается снизу и продолжается соответственно по мере подъема вверх.

Фрески северной башни показывают торжественный въезд Ольги в Константинополь. От этой композиции уцелели лишь фрагменты отдельных сцен, изображающих императрицу со свитой и императора Романа (сына Константина Багрянородного) на белом коне. На верхней площадке лестницы сохранилась большая композиция Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного". В левой ее части — император, сидящий во дворце на троне, и два телохранителя, вооруженных копьями и щитами. В правой части композиции в центре изображена княгиня Ольга. На голове ее — корона, из-под которой на плечи спадает белый прозрачный плат. Рядом с Ольгой — женщины из ее свиты.

Главной композицией в южной башне является фреска "Ипподром", рассказывающая о втором приеме княгини императором — на константинопольском ипподроме, где она была свидетельницей конных состязаний.

В верхней части башни хорошо сохранилось изображение дворца ипподрома — большого трехэтажного здания, в открытых галереях которого располагались зрители. Справа в императорской ложе сидит император Константин Багрянородный. Художник убедительно передал его портретные черты — выразительные глаза, большой нос с горбинкой, бороду. Рядом — княгиня Ольга в светлом одеянии, со сложенными на груди руками. С представлениями на ипподроме, по-видимому, связаны фресковые композиции "Акробаты" и "Скоморохи", где музыканты играют на струнных, ударных и духовых инструментах (среди них — пневматический орган). На стенах обеих башен хорошо видны орнаменты, символические рисунки и многочисленные охотничьи сцены: "Охота на медведя", "Борьба ряженых", "Охота на вепря" и др. Эти фрески повествуют о быте феодального двора, об охотничьем промысле, о животном и растительном мире Киевской Руси.

Фрески башен — уникальный памятник средневекового монументального искусства и важный исторический источник, свидетельствующий о культурных связях Киевской Руси и Византии.

Интересные росписи сохранились в бывшей крещальне собора. Здесь обращает на себя внимание фресковая композиция XI века "Сорок севастийских мучеников". Крещальней помещение стало на рубеже XI—XII веков, когда в арку галереи была встроена апсида. Фрески апсиды —..Крещение" и фигуры святителей — отражают стилистические особенности монументального искусства того времени.

Date: 2015-09-19; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию