Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вывод по II главе
Вывод по II главе В ходе экспериментального исследования, с целью выявления эффективности использования сказки для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы подтвердили гипотезу исследования. Для выявления уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы подобрали методику обследования связной речи, предложенную Глуховым В. П., которая включает в себя шесть заданий: 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; 2. Составление предложения по трем; 3. Пересказ текста; 4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок. 5. Сочинение рассказа на основе личного опыта. 6. Составление рассказа-описания. По итогам занятий, мы получили следующие результаты: ü На первом этапе экспериментального исследования не было детей с высоким уровнем развития связной речи, а после использования на занятиях сказки у двоих детей стал высокий уровень развития связной речи, что составляет 20%; ü Со среднем уровнем развития связной речи на первом этапе было 30% детей, после формирующего эксперимента результаты неизменились; ü С недостаточным уровнем развития связной речи на первом этапе было 50% детей,после проведения коррекционной работы стало 40%; ü На первом этапе экспериментального исследования было 30% детей с низким уровнем развития связной речи, но по результатам контрольного эксперимента остался один ребенок. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной при использовании сказки.
Заключение
В старшем дошкольном возрасте развитая связная речь является одним из основных факторов успешного обучения ребенка в школе. Только речь, организованная по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью является связной. Не смотря на то, что у детей с ОНР овладение навыками связных высказываний затруднено, что определяет актуальность этой темы, в литературе даны лишь общие рекомендации по развитию связной речи. Средств, облегчающих и делающих этот процесс более эффективным разработано недостаточно. В связи с актуальностью данной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование, задачами которого являлось: 1. Проанализировать специальную литературу по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; 2. Определить показатели развития связной речи; 3. Организовать экспериментальное исследование, где решаются следующие задачи: - Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; - Подобрать и апробировать серию занятий с использованием сказки; - Проанализировать результаты исследования. В связи с тем, что связную речь как таковую исследователи делят на два основных ее вида – диалогическую и монологическую, и эти виды тесно связаны между собой, в наше исследование были включены и один и другой вид. Связную диалогическую речь характеризуют: умение задавать разнообразные вопросы по содержанию и по форме; умение развернуто отвечать на вопрос, а также умения, относящиеся к культуре диалога - поддерживать тему, соблюдать очередность и не перебивать. Для связной монологической речи характерно: соответствие рассказа основной теме и наличие в рассказе основных структурных частей; последовательность и логичность изложения; характер употребляемых предложений; правильность грамматического оформления предложений; разнообразие использованных слов и уместность их употребления. Значительные трудности в овладении связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы. Это обуславливает то, что для связной речи этих детей характерна несформированность или нарушение всех компонентов как диалогической так и монологической речи.. Дети с общим недоразвитием речи при развитии связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Одним из таких средств является речевой образец. В роли эффективного речевого образца может выступать сказка. Сказка, помимо решения нравственных задач и воспитания эстетического вкуса способствует расширению кругозора и представлений о мире, а также способствует успешному развитию связной речи. Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235» V вида г.Новокузнецк. В экспериментальном исследовании выделено несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный. Во время констатирующего эксперимента нами были получены результаты, позволяющие выявить уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. С детьми экспериментальной группы проводилась работа по развитию связной речи с использованием сказки. С детьми контрольной группы работа проводилась по традиционной системе. Занятия по развитию связной речи с детьми экспериментальной группы проводились по конспектам по развитию связной монологической речи А.А. Гуськовой. В данные конспекты были включены элементы беседы направленные на развитие связной диалогической речи. Подобранный нами речевой материал соответствовал программе учреждения, учитывал возраст детей и их речевые дефекты, а также был выстроен по степени усложнения. После формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Анализ результатов показал что повышение уровня развития связной речи у детей экспериментальной группы, более выражено, чем у детей контрольной группы, следовательно проводимая нами работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием сказки была эффективной Следовательно, задачи нашей работы были выполнены, цель, заключающаяся в разработке и апробировании серии занятий с использованием сказки по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы 1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2000. - 400с. 2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 1999. – 160 с. 3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»/ А.М. Бородич.-М.: Просвещение.1981-255 с., ил 4. Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с. 5. Выготский, Л.С. Избранные сочинения [Текст]: в 6-ти т.-т.3. Проблема развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагог, 1983. – 368 с. 6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 7. Гуськова, А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок [Текст]/А. А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2011.-151 с. 8. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская.- М., 1975.- 190 с. 9. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст]: Специальная школа/Р.Е. Левина – М., 1967.- 315с. 10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 414 с.
11. Леушина, А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей [Текст] / А.М. Леушина // Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 2002. 12. Логопедия. [Текст]: учебник для студ. дефектол.фак.пед.высш.учеб заведений/ Л.С. Волкова. – 5-е изд., перераб и доп.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 703с.: ил. 13. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. Р. Львов. - Москва: Академия, 2002. – 245 с. 14. Нечаева, О.А. Функционально – смысловые типы речи [Текст] / О.А. Нечаева. – Улан – Удэ.: Бурятское кн. изд-во, 1974, - 94с. 15. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст]: Методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 176с. +цв. Вклейка. 16. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с. 17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. – 705 с.: ил. 18. Сазонова, Е.О. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.О. Сазонова. - М., 2002. – 190 с. 19. Смага, А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни [Текст]: дис. канд.пед.наук. -М., 1992. -165с. 20. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. – 400 с. 21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи: Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин, Н.Н. Подьяков. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
22. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Ф.А. Сохин. - 2-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил. 23. Текучев, А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучева. – М.: Наука, 1973. – 424 с. 24. Ткаченко, Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками [Текст] / Т. А. Ткаченко// Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4. - С.74-81. 25. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. — 24 с 26. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений./О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288с. 27. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К.Д. Ушинский // Родное слово. - Избр.пед.соч.: в 2 т. - М.,1974. -т.1. 28. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. Пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с 29. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / Ред. М.Ф. Шабаева; Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко; и др. – Москва: Просвещение, 1980. – С. 303-307. 30. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т II. [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. – 540 с. 31. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.,1958. - 160 с.
|