Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Связная речь и ее характеристика






Рассмотрение проблемы развития связной речи мы считаем целесообразным начать с понятия о связной речи и анализа ее характеристики.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (А.М. Бородич [3], А.М. Леушина [11], Е.А. Флерина [29], О.С. Ушакова [26], К.Д. Ушинский [27]) и психологами (Л.С. Выготский [5], А.А. Леонтьев [10], С.Л. Рубинштейн [17], Ф.А. Сохин [21; 22]).

Понятие «связная речь» употребляется в следующих значениях:

- процесс, деятельность говорящего, пишущего;

- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.

М.Р. Львов [13;С48] определяет связную речь как отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
А.М. Бородич [3;C78] дает следующее определение данному понятию, «связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей»/

По мнению С.Л. Рубинштейна [17, C.439]. «Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания».

А.В. Текучев [23], считает, что под связной речью в широком смысле следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Связная речь, по мнению исследователя, характеризуется наличием четырёх основных групп связей:

- логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению;

- функционально-стилевых – отнесённость речи к партнёрам общения;

- психологических – отнесённость речи к сферам общения;

- грамматических – отнесённость речи к структуре языка.

Речь считается связной, если для нее характерны [20;C.237]:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Т.А. Ладыженская [8] говорит о том, что формировать связную речь – это значит прививать ряд конкретных умений:

1.Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой.

2.Умение подчинить свое сочинение основной мысли.

3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста.

4.Умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.

5.Умение составлять план предстоящего связного текста.

6.Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.

Рассматривая генезис связной речи, С.Л. Рубинштейн отмечает [17; С237], что спонтанно, в процессе «живого общения», она не формируется, ребенок постепенно переходит от «господства» ситуативной к описательной. В итоге исследователь приходит к выводу о необходимости специального обучения основным видам связной речи еще в дошкольном возрасте.

Основными видами связной речи считаются диалогическая речь и монологическая, или диалог и монолог. Каждый из этих видов имеет свои особенности.

По мнению Л.Г. Парамоновой [15] диалог является наиболее простым видом связной речи. Это самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Диалогическая речь – первична по происхождению [18]. Основная особенность диалога состоит в том что его участники поочередно меняются ролями говорящего и слушающего. В процессе диалога собеседникам не требуется развертывание мысли, так как им всегда известно, о чем идет речь. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации, что говорит о ее ситуативности, и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога: речь, как правило неполная, сокращенная, иногда фрагментарная.

Из этого следует, что для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; непроизвольность и реактивность, простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание, использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [31] Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Стимулируется диалогическая речь не только внутренними мотивами, но и внешними.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. [1]. Монологическая форма речи, возникает на основе диалогической Монологическая речь характеризуется более сложным строением, формулировкой информации, большей развернутостью, так как выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим, стимулирование исключительно внутренними мотивами (содержание и языковые средства выбирает сам говорящий). Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [10].

Следует, что монолог характеризуется рядом признаков [6; С.79]:

· целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);

· структурное оформление (начало, середина, конец);

· связность (логические связи между предложениями и частями монолога);

· объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Не смотря на различия диалогическая и монологическая речь тесно связаны, и часто переплетаются между собой. Навыки диалогической речи являются основой овладения монологом. Изначально формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно [2].

Принято выделять следующие виды связной монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом. Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Описание – это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [30;С.217]. Для рассказа-описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании указывает Е.О. Сазонова [18;С71]. Само перечисление признаков – это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в рассказе-описании. Описательный рассказ как вид речевого высказывания – это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом.

Ф.А. Сохин [22] подчёркивает, что структура описания «мягкая» и вариативная.

К существенным характеристикам, рассказа-описания относятся:

· связность;

· последовательность;

· логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей [6;С.8].

Следующий тип монолога – повествование, или связный рассказ о каких – либо событиях [1;С 255]. Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связанны между собою, зависимы друг от друга [14. С 32.].Повествование обладает рядом характеризующих его признаков: динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов со значением мгновенности, стремительности («вдруг», «неожиданно» и пр.), наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности («потом», «затем», «после этого» и др.), союзов со значением чередования и др. В повествовании, в отличии от описания, допустимо смешение времен. Одним из основных признаков повествования является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании соблюдается особая структура: в начале - экспозиции происходит знакомство со временем и местом действия; далее, в завязке говорится о начале действий или причине событий.; после происходит развитие события и кульминация, которая разрешается развязкой. Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета. Для повествовательных рассказов характерна цепная связь между предложениями. [19; С 82- 102]

Третьим типом связной монологической речи является рассуждение. Рассуждение это логическое изложение материала в форме доказательства [2;С258]. Рассуждение это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение [14; С 160]. В рассуждении объясняется какой – либо факт, аргументируется отстаиваемая точка зрения, происходит раскрытие причинно – следственных связей и отношений.

Отличительный признак рассуждения: обязательное наличие двух взаимообусловленных смысловых частей: первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Композиция рассуждения строится в следующем порядке: введение, тезис, доказательства в его пользу, вывод. Вследствие того, что доказательства тезиса могут даваться в различной последовательности, структура рассуждения не является жесткой. В этом типе связной речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный [21; С 103- 108]..

В рассуждении используются различные способы выражения причинно – следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «поэтому», «так как»; глагольные словосочетания; имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из - за»; вводные слова; бессоюзная связь слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во - первых», «во - вторых». Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. [21; С 106- 116].

Таким образом, связная речь традиционно делится на два основных ее вида: диалог – более ранний и простой вид связной речи и монолог. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и регулируется исключительно внешними мотивами. Монологическая речь – более сложный, развернутый, организованный вид связной речи, регулирующийся не только внешними но и внутренними мотивами. Монологическая речь является произвольным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Основными видами монологической речи являются описание, повествование, рассуждение. Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются описание и повествование.








Date: 2015-09-19; view: 675; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (1.709 sec.) - Пожаловаться на публикацию