Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тип политической культуры





тип политической культуры Разновидности Основные характеристики
Традиционная § Племенная § Теократическая § Деспотическая § Власть вече, ограничение статуса вождя § Высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога § Абсолютная власть лидера
Демократическая § Либеральная § Технократическая § Ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль над властными структурами § Ценность традиций элитаризма, меритократии
Автократическая § Авторитарная § Тоталитарная § Сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан § Полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть

Функции политической культуры. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической жизни общества. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.

Политическая культура выполняет следующие основные функции:

- познавательную. Эта функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, нормы, повышает политическую образованность. Особенно важна и актуальна эта функция в отношении молодежи, которая находится в решающей стадии становления личности и подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь республики живет сейчас в обстановке свободы выбора и сделать его очень не просто. Идет ломка многих представлений, стереотипов. В этих условиях процесс формирования высокой политической культуры призван не только дать знания молодому поколению о политике, но и вооружить ее знанием таких норм политической культуры, как уважительное отношение к человеку как высшей ценности; терпимость к инакомыслию и другие;

- интегративную, которая призвана быть интегратором политического опыта и механизмом передачи его от поколения к поколению. Интегрируя и передавая политико-культурные ценности, политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует согласию существующей политической системе и избранного обществом политического строя;

- коммуникативную функцию, позволяющую установить связь между участниками политического процесса, действовать так, как требуют политические нормы;

- регулятивную. Она обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс в соответствии с общественно значимыми ценностями;

- воспитательную, которая позволяет сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей;

- социализации, характеризующая приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права.

Выделяют также функции идентификации, адаптации, ориентации и другие.

На практике все функции политической культуры тесно взаимосвязаны и направлены на формирование политически грамотной и социально активной личности, на стабильное развитие общества.

Пути и формы политической социализации личности. Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм политической культуры, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социального опыта — определенной системы социальных ролей и культуры,— т. е. процесс становления человека как личности.
Понятие политической социализации употребляется главным образом в двух смыслах. Во-первых, для обозначения процесса политического созревания индивида, формирования его политического «я», развития собственного взгляда на политический мир, собственных политических ориентации. Во-вторых, для обозначения процесса передачи политических взглядов, идей, представлений и норм (т. е. политической культуры) от одного поколения к другим, от одних социальных групп и общностей к другим социальным группам и общностям. В этом смысле политическую социализацию называют также «культурной трансмиссией». Таким образом, в обоих случаях политическая социализация — это процесс, причем процесс единый, общий, хотя и осуществляющийся как бы на разных уровнях — индивидуальном и общественном. Соответственно этим уровням можно говорить о двух видах политической социализации — индивидуальной и общественной.
Индивидуальный уровень политической социализации предполагает формирование такого политического «я», которое бы, с одной стороны, способствовало политическому самовыражению личности, а с другой — соответствовало установленным в данном обществе образцам политического поведения. Хронологически данная разновидность политической социализации охватывает весь период жизни человека. Ее основные стадии — детство, юность и взрослость. Каждой из этих стадий соответствуют свои типы политических ориентации: детству — идентификация с определенной политической общностью (государством, нацией) и усвоение ее символов (флага, гимна и т. д.), патриотизм и лояльность; юности — более специфические знания о политических институтах и их назначении в обществе; наконец, взрослости — практическое осуществление тех или иных социальных ролей в политическом мире, реакция на политические события, программы, лозунги и т. д.
Результаты проведенных исследований показывают, что политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственное политическое «я» в основном вырабатывается к 18 годам, подъем политической активности наблюдается в ранней взрослости, процент участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями повышается в возрасте 20—30 лет, после чего либо еще более растет, либо начинает заметно снижаться. Детские и юношеские годы считаются наиболее важными для социализации вообще, политической социализации в частности. Недостаток социального и политического развития в этом возрасте рано или поздно дает о себе знать в будущем.
Хотя основы политических ориентации закладываются уже в детские и юношеские годы, период взрослости также рассматривается в качестве важной стадии политической социализации. Сказанное объясняется следующими обстоятельствами. Прежде всего, из-за быстрых технических, социально-экономических и политических изменений невозможно предвидеть, каким будет мир даже в ближайшем будущем. Кроме того, политический мир становится настолько разносторонним и разнообразным, что создает все возрастающие трудности при определении индивидами своего мира. Значительно увеличивается горизонтальная и вертикальная социальная и политическая мобильность. Ребенок (юноша), социализованный в одной общественной среде, став взрослым, может оказаться в совершенно ином социальном и политическом окружении. И наконец, институты, ответственные за социализацию детей и юношей, например семья и школа, могут быть более компетентными в других областях знаний и в то же время 'менее компетентными в своих знаниях о политическом мире, чем те учреждения, которые осуществляют политическую социализацию в период взрослости (например, политические партии и движения).
Что касается другой разновидности политической социализации — так называемой культурной трансмиссии, то ее основное назначение, как уже отмечалось, состоит в передаче политической культуры от одного поколения к другим, от одной группы к другим социальным группам. Культурная трансмиссия осуществляется тремя путями. Первый путь — это поддержание и сохранение существующей политической культуры. Он связан, как правило, с передачей политических взглядов, норм, ценностей, ориентации и т. д. от старшего поколения к младшему — от родителей к детям, от учителей к ученикам, от преподавателей к студентам и т. п., причем старшее поколение выступает в роли контролера за соблюдением данного процесса. Передача может идти и иным порядком — от младшего поколения к старшему, когда, например, социализации подвергаются иностранцы, в частности иммигранты. В качестве агентов социализации здесь очень часто выступают дети. Именно они в первую очередь знакомятся в школе с политическими нормами и ценностями данной страны, а затем уже дома приобщают к ним старших.
Второй путь — преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры. Этот путь обусловлен постоянными изменениями, происходящими в экономической, социальной и политической структурах общества. Хотя западные политологи и делают оговорку относительно стабильности своего общества, тем не менее и они вынуждены признавать неизбежность таких изменений. Основными агентами социализации здесь уже выступают политические партии, государственные средства массовой коммуникации. В ряде случаев преобразованию подвергаются не только отдельные элементы политической культуры, но и определенные ее носители, например негры и индейцы в Америке, французы в Канаде, турки в Германии.
Третий путь — создание новой политической культуры. Таким путем идут главным образом те страны, которые впервые обрели возможность выбора самостоятельного экономического, социального и политического пути развития. Народы этих стран в силу обстоятельств исторического характера, и прежде всего в силу неразвитости экономических, социальных и политических структур, поставлены перед необходимостью формирования такого типа политической культуры, который бы, с одной стороны, органически вписывался в систему цивилизованных политико-культурных отношений современного мира, а с другой — максимально учитывал веками сложившиеся национальные и религиозные традиции.
Большое внимание представители рассматриваемой теории уделяют не только отдельным разновидностям политической социализации, но и тем формам, в которых она осуществляется. Общепринятым при этом является подразделение политической социсишзсщии на две основные формы: прямую и косвенную. При прямой политической социализации содержание приобретаемых индивидом ориентации носит всегда явно выраженный политический характер. Таковы, например, представления о политическом и государственном строе той или иной страны, о деятельности различных политических партий, о внутренней и внешней политике, о характере политической идеологии и т. д. В случае же косвенной социализации индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем. Например, в результате общения с родителями, учителями и другими неполитическими субъектами, обладающими определенной социальной властью, индивид развивает в себе чувство уважения (или неуважения) к власти и авторитету вообще, которое со временем переходит у него в чувство уважения (неуважения) к политической власти и политическому авторитету.
К основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной социализации — межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение (generalization). Проводя различие между прямой и косвенной формами политической социализации, западные политологи отдают предпочтение последней. И это не случайно, поскольку косвенная форма политической социализации, будучи связана с неполитическими ориентациями индивидов, рассматривается ими как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека. Прямая и косвенная формы политической социализации диалектически переплетаются и воспроизводятся в динамике политического мира личности в виде ее политической адаптации и политического самоопределения. Политическая социализация личности протекает в форме политической адаптации, если ее главной стороной выступает политизация, и в форме политического самоопределения, если ее главной стороной выступает генерализация, т. е. выведение политического «я» из всей системы установок, ориентации и ценностей личности.
Органы политической социализации подразделяются на первичные и вторичные группы. Критериями такого деления служат характер личных контактов и степень формальной организованности. Первичные — это непосредственно контактные и, как правило, неформальные группы. Вторичные — это неперсонифицированные группы с формально организованной структурой. К первичным группам политической социализации относятся семья, объединение друзей и товарищей (так называемые группы равных—peer groups), деловые, религиозные, игровые и прочие малые группы; к вторичным — школа, рабочие союзы, политические организации и средства массовой информации. Отдавая должное первичным органам политической социализации, нельзя в то же время умалять значение и вторичных органов, поскольку именно в их руках сконцентрированы такие рычаги воздействия на личность, которые практически недоступны первичным органам, как, например, радио, печать и телевидение.

Право в системе социальных норм. Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.
В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

  • Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
    • обычаи;
    • традиции;
    • деловые обыкновения;
    • религиозные;
    • политические;
    • нормы общественных объединений (корпоративные);
    • моральные;
    • правовые.
  • Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
  • Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
  • Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
  • Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

  • Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
    Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
    Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
  • Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.
    К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
    Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
    Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.
  • Мораль - это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.
    Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
    Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:
    • совесть;
    • порядочность;
    • честность;
    • осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

  • Нормы права (подробно о них см. тему 5).

Роль права в жизни человека, общества, государства. Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность - придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Date: 2015-09-19; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию