Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели состояния социальной сферы





В экономической деятельности необходимо учитывать показатели таких статистических областей как демография, рынок труда и уровень жизни населения. В этих категориях нас, прежде всего, интересует численность населения муниципального образования, уровень безработицы, и среднедушевые доходы (в месяц). Это социальные показатели, которые наиболее восприимчивы к экономическим изменениям, следовательно, будут логически дополнять исследование, что положительно скажется на объективности анализа и сделанных на его основе выводов. Расчетом и консолидированием этих показателей занимаются территориальные подразделения Росстата, на основе совокупности форм статистического наблюдения ориентированных на взаимосвязь с юридическими лицами, а также на взаимодействие со службой занятости, агентством труда и занятости субъекта федерации, центром занятости городов, налоговыми органами, ОВД и другими учетными институтами.

 

1) «оценка численности населения -

по методике Государственной службы статистики это примерное определение числа жителей на территории страны или ее части; производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории»

Данные по числу родившимся и умершим предоставляются органами, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, по форме статистического наблюдения № 1-РОД, № 1-У.

2) уровень безработицы -

это отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах. Данные по количеству безработных можно найти на сайте органов государственной службы занятости населения субъектов РФ (http://www.trudvsem.ru/OGSZN/default.aspx), где указывается необходимый регион и город. Далее, используется информация местного центра занятости населения для целей исследования.

 

3) среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий -

исчисляются делением годового объема денежных доходов (указанной группы) на 12 и на среднегодовую численность населения занятых в этой анализируемой области, может рассчитываться на основе данных бюджетов домохозяйств, или информационном массиве, который агрегируется при поступлении данных форм №1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», предоставляемых юридическими лицами.

Территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации, гарантирует конфиденциальность информации, поэтому использоваться могут только обобщенные показатели, которые указываются органами исполнительной власти, при формировании отчетов о социально-экономическом развитии муниципального образования.

Стоит сделать акцент на то, что уровень безработицы и среднедушевые доходы населения монофункционального муниципального образования находятся в сильной зависимости от финансово-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия и эффективности менеджмента. В этой связи подтверждается актуальность и обоснованность использования социальных показателей при исследовании воздействия частного сектора на состояние экономики муниципального образования в целом.

Динамика численности населения, также имеет большое значение, в плоскости миграции трудового капитала. В частности отрицательная динамика может характеризовать непривлекательность региона по условиям труда и жизни, указывать на неэффективность демографической политики представительного и исполнительного органа местной власти и заинтересованного управления градообразующего предприятия.

Отрицательная динамика численности населения в зависимости от ее глубины, сказывается на сокращении показателя безработицы, который временами трактуется по процентному изменению, а не по изменению его составных частей. Что приводит к искажающим выводам, относительно развития экономики муниципального образования. Данная постановка проблемы, наиболее характерна монопрофильным экономикам городов, находящихся в малопривлекательных природно-климатических зонах, где наблюдается на протяжении нескольких лет заметное сокращение квалифицированного трудового ресурса жизненно необходимого для дальнейшего развития региональной экономики.

 

4) бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств-

данный показатель имеет двойственный характер, с одной стороны - он экономический, отражает бюджетные расходы в части капитальных инвестиций, но с другой стороны - социальный, т.к средства направляются непосредственно на создание, восстановление, реконструкцию социально значимых объектов (жилые дома, больницы, детские сады, спортивные сооружения, транспортная инфраструктура и прочие объекты). Как уже отмечалось ранее, градообразующие предприятия при благоприятных рыночных условиях принимали активное участие в инвестиционных проектах, однако изменение обстоятельств вынуждает их отказываться от плановых капитальных проектов, «замораживая» текущие. Возрастание комплексных рисков приводит к пересмотру инвестиционных позиций в целом, негативно сказываясь на муниципальной экономике. Впоследствии увеличивается либо нагрузка на местный бюджет, (в случае, когда капитальные инвестиции неотлагательны), либо износ объектов социальной сферы. При текущем выполнении проектов дата его исполнения может переноситься на неопределенный срок.

Детальная структура инвестиции по направлениям, предоставляется в отчете местной власти в соответствии с указом президента № 607 «об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Фактическое значение показателя требуется рассматривать исходя из динамики показателя «Отношение бюджетного дефицита к доходам» (показатель состояния муниципальной экономики № 4). При отсутствии дефицита или его динамичном сокращении, рост инвестиций в капитал - стоит оценивать положительно, при обратной динамике - рациональней воспринимать как нагрузку на бюджет.

 

 

5) социальная адаптация* -

этот показатель экспериментальный, и не является обязательным в силу отсутствия однозначной формы и апробации. Основная цель его присутствия в аналитической работе заключается в поиске и формировании нового многофакторного значения, отражающего комплекс проблем социально-экономической системы.

Социальную адаптацию, следует рассматривать с двух позиций, которые принципиально отличны и имеют разную информативную ценность.

Первая позиция заключается в исследовании возможности социальной единицы приспособиться к меняющимся под воздействием негативных факторов условиям «А(с)1». Результатом неблагоприятных экономических сдвигов чаще всего является рост числа безработных на территории муниципального образования. При потере стабильного дохода, существенно сокращается платежеспособность социальной единицы, которую она стремиться восстановить для поддержания качества жизни. Таким образом, стимулируется спрос на рынке труда, возрастает количество желающих устроится на работу, увеличивается объем запросов в региональном центре занятости. Что касается предложения, то с сокращением производства, необходимости в наращивании персонала нет, т.е предложение как таковое практически отсутствует. Напротив, сокращая издержки, частный сектор на законных и незаконных основаниях, сокращает рабочий персонал. Это в свою очередь, лишь усугубляет ситуацию на рынке труда, увеличивая разрыв между спросом и предложением. Здесь стабилизатором экономической ситуации выступают мероприятия местной власти, при помощи которых формируется предложение и вместе с этим критерии оценки трудового ресурса, зачастую не учитывающие его потенциала и качества. Потребность рынка в трудовых ресурсах и ее специфика хорошо отражается в общем объеме имеющихся вакансий в центре занятости, каждая из которых отражает потребность в ресурсе своим содержанием. Первоочередная задача показателя социальной адаптации, отразить не качественную потребность в ресурсах со стороны рынка, а количественную возможность социальной единицы выбрать и получить рабочее место.

Исходя из этого, показатель по первой позиции будет рассчитываться как отношение «количества вакансий на определенный период» к «числу безработных на определенный период».

Что касается второй позиции. Социальная адаптация должна предполагать не только некоторую возможность приспособиться, но и отражать качество существования социальной единицы в экономическом пространстве анализируемой территории. В этом случае показатель будет иметь «пороговую» сущность, отражая объем минимально необходимой финансовой обеспеченности субъекта. Проанализируем формулу.

 

Где;

А(с)2 - адаптивная способность социальной единицы (социальная адаптация)

МРОТ - минимальный размер оплаты труда, с территориальным учетом

ПБ - пособие по безработице (для работоспособного населения)

У(ж) - средняя стоимость услуг ЖКХ для населения

ПК- стоимость потребительской корзины

ТТ - тариф на проезд в общественном транспорте

Д - количество рабочих дней в месяце (указываются в Трудовом кодексе в производственном календаре ежегодно)

 

Критическое значение =1

Нормативное значение >=2

Показатель адаптивной способности жителя своего рода индикатор социальной ответственности, но уже местной и государственной власти. Результат отражает минимальный объем дохода, гарантируемый государством и его достаточность для существования. Надо отметить, что динамика роста значений знаменателя является опережающей и стимулирует изменения числителя. Формула ориентирована на специфику российской экономики, которая проявляется в сложном региональном ценообразовании (отличается из-за территориальных особенностей, транспортных издержек и т.д) и высокой инфляции, сказывающейся на стоимости потребительской корзине. В свою очередь, потребительская корзина включает перечень основных продовольственных товаров, увеличение цен на которые в первую очередь отражается на наиболее уязвимых слоях населения. Рост цен на услуги ЖКХ объясняется также инфляционным ростом и необходимостью восстанавливать, амортизировать имущество. Однако в реальности рост тарифов сопровождается ростом задолженности по оплате услуг, в дальнейшем увеличивая нагрузку на средний класс. Это приводит к росту социальной напряженности и сказывается на доверии населения к власти. Рост цен на тарифы регулируется Федеральной службой по тарифам, которая устанавливает максимально (и минимально) возможные цены на услуги для населения и производства. Деятельность естественных монополий регламентируется и регулируется на федеральном уровне, местные и региональные власти используют диапазон возможных цен исходя из ситуации в регионе и финансовой обеспеченности.

Адаптивная активность населения будет увеличиваться с приближением результативного значения к своему критическому уровню. Значение показателя ниже 1 свидетельствует о необходимости выравнивания финансовой обеспеченности населения со стороны местной власти, при корректировке экономической политики.

Показатель социальной адаптации можно модифицировать, в зависимости от анализируемой социальной группы (работоспособное население, средний класс, инвалиды, пенсионеры и прочие).

Итак, после изучения смысловой составляющей сформированной системы взаимозависимых показателей можно переходить непосредственно к наглядному примеру анализа взаимодействия и динамики этих показателей. Для примера был выбран г. Железногорск, Курской области, на территории которого дислоцируется градообразующее предприятие ОАО «Михайловский ГОК».

 

Анализ зависимости экономики города Железногорска от финансово-хозяйственной деятельности градообразующей компании ОАО «Михайловский ГОК»

Исторический очерк:

В 1957 г. вышло постановление Совета Министров СССР "О начале строительства и вводе в действие Михайловского рудника Курской области" в связи с освоением Михайловского месторождения железных руд (Курская магнитная аномалия). Осенью 1957 г. в слободу Михайловка приехали первые строители. В 1958 г. образован рабочий посёлок Железногорск, которому спустя 4 года присвоен статут города.

Общие сведения:

Михайловский ГОК входит в состав холдинга «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» - крупнейшей горно-металлургической компании в России. МГОК – это современный высокотехнологический производственный комплекс, использующий в своей работе новейшие оборудование и технику, а также передовые технологии добычи и переработки железной руды.

Объем разведанных запасов руды на Михайловском месторождении составляет более 11 млрд. тонн, что является достаточным для работы предприятия на введенных мощностях на протяжении 300 лет. МГОК производит около 20% отечественного железорудного сырья, на его долю приходится 25% общероссийского производства окатышей.

Комбинат производит следующие виды продукции:
- Руда доменная (массовая доля железа - 40 %)
- Аглоруда (массовая доля железа – 52 %)
- Концентрат (массовая доля Fe – 65,1 %)
- Концентрат сушеный (массовая доля Fe – 65,1 %)
- Концентрат доменный (массовая доля Fe – 60 %)
- Окатыши (массовая доля Fe – 63 %)

 

Основными российскими потребителями продукции компании в 2008 году явились: Тулачермет (9,29%), Западно-Сибирский металлургический комбинат (24,69%), Уральская Сталь(19,75%), Косогорский метзавод (6,94%), Магнитогорский металлургический комбинат (3,34%), Челябинский меткомбинат (32,63%). Экспортные поставки (43,26%) осуществлялись в Чехию, Словакию, Польшу, Румынию, Китай, Турцию, Исландию, Венгрию, Сербию, Норвегию, Казахстан, Украину, Латвию и др. В таблице 4 представлена география основных потребителей продукции организации

Таблица 4

География основных потребителей продукции организации

Регионы    
тыс. т. уд. вес, % выручка, тыс. руб. тыс. т. уд. вес, % выручка, тыс. руб.
Урал, Сибирь 7 691,50   17 983 609 7 150,70   13 401 601
Центральный район РФ 1 872,90   4 048 485 2 565,70   4 223 504
Экспорт 7 293,60   16 532 644 8 591,20   10 607 525
ИТОГО 16 858   38 564 738 18 307,60   28 232 630

Источник: отчетность ОАО «Михайловский ГОК»

Общая сумма доходов, полученных от экспорта продукции в СНГ, страны Восточной Европы и Китай за 2 кв. 2009 г. составляет 1 261 565 тыс. руб. Доля таких доходов в доходах эмитента от обычных видов деятельности равна 30%

Основные риски:

Добыча и обогащение железных руд является энергоемким производством, которое связанно с перевозкой собственной продукции железнодорожным транспортом. Вместе с этим, как видно из таблицы 3, деятельность организации находится в серьезной зависимости от состояния экономик импортеров и внешнеэкономической политики государства (удельный вес экспорта составляет 43% в структуре выручки). Исходя из вышеуказанного, можно выделить базовые производственные риски:

1) увеличение цен на энергоносители;

2) рост железнодорожных тарифов;

3) установление ограничений для металлургических предприятий по экспорту производимой продукции;

4) колебания цен на рынке железорудной продукции

5) снижение спроса на производимую продукцию и др.

 

Как видно риски в основном связанны с увеличением себестоимости продукции, следствием которой является снижение ее конкурентоспособности и уменьшение прибыли. Также проблемы могут быть вызваны резким изменением цен на железо.

К факторам риска стоит отнести и значительный износ основных фондов, который требует модернизации производства. Недостаток основных производственных фондов может стать причиной снижения объемов производства.

Представив основные характеристики хозяйственной деятельности анализируемого предприятия, приступим непосредственно к показателям, указанным в теоретической части методических указаний. Для этого рациональней составить общую таблицу, на основе которой будут детально анализироваться ее отдельные показатели, и динамика их изменений. По каждому отдельному показателю должен быть составлен вывод и графическое изображение, для образного восприятия изменений в производственной и финансовой деятельности компании.

 

Таблица 5

Показатели финансово-хозяйственной деятельности кампании ОАО «Михайловский ГОК»

Показатель       2009 (за 2 квартал)
1. Стоимость продукции компании (долл. за тонну) 2 квартал 2 квартал 2 квартал 2 квартал
1.1. Концентрат        
1.2. Агломерат        
1.3. Окатыши        
1.4. Аглоруда н/д н/д    
2.Рентабельность от продаж (%) 40,2   43,8  
2.1. Выручка (млн. руб) 28 115 32 209 43 337 9 501
2.2. Прибыль от продаж (млн. руб) 11 298 13 855 18 964  
3. Среднесписочная численность работников (чел.) 9 395 9 062 7 864 7 460
4. Среднемесячная начисленная з/п (руб.) 15 336 17 316 22 325 17 691
5. Кредиторская задолженность до 1 года (млн. руб.) 1 370 1 579 1 588 13 613
5.1. Перед поставщиками и подрядчиками       1 376
5.2. Перед персоналом организации        
5.3. Перед бюджетом и гос. внебюджетными фондами        
5.4. Прочие       12 004
6. Краткосрочные кредиты и займы (млн. руб.) 11 120 3 043 7 252 1 960
7. Общая валюта баланса (млн. руб.), в т.ч. 41 891 42 949 77 677 74 378
7.1. Собственный капитал 27 673 37 350 53 817 51 667
7.2. Заемный капитал 14 218 5 599 23 860  
8. Прибыль (убыток) до налогообложения 11 305 14 065 22 051 (1 759)

Источник: Ежеквартальная отчетность компании за 2007,2008,2009 гг. Источник данных по стоимости сырья - Отчет Evraz Group S.A. о результатах производственной деятельности 2006, 2007, 2008, 2009 гг.

Перед тем как начать анализировать систему показателей, будет правильно сформулировать предположение, основную идею, которая в результате исследования подтвердится, или же подвергнется опровержению.

В данной работе мы предполагаем, что экономика моногородов имеет опасную конституцию, зависимую от стоимости основного сырья добываемого на территории. В итоге негативные конъюнктурные сдвиги, при слабой адаптации частного сектора должны серьезно осложнить выполнение муниципальной властью основных функций и базовых услуг, которые осуществляются в результате расходования централизованного фонда финансовых ресурсов города.

Также предполагается, что в период нестабильной экономической ситуации, менеджмент крупных компаний, в первую очередь, будет адаптировать производство к новым реалиям за счет социальной сферы, что вероятней всего отразится на социально-экономическом состоянии местной экономики.

Итак, начнем с анализа определенной нами первопричины, влияющей на хозяйственную деятельность компании и впоследствии сказывающейся на состоянии городской экономики. Динамика стоимости продукции компании отражена на рис. 5

 

Рис. 5 «Стоимость продукции компании»

По данным диаграммы видно, что в период стабильного развития мировой и национальной экономики, цены на железорудное сырье динамично увеличиваются, так с 2006 по 2008 г., стоимость концентрата выросла на 85,4%. Цены на агломерат увеличиваются за этот период на 108%. Так же заметно увеличивается стоимость на окатыши, которая за два года выросла на 55 долл. за тонну, т.е на 92%.

Под воздействием кризисных процессов, рыночная конъюнктура существенно меняется. Сокращение мирового потребления (спроса) в результате приводит к сжатию производства, оказывая влияние на стоимость сырьевых товаров, в том числе и на стоимость продукции анализируемого предприятия. В начале 2009 г. средние цены относительно 2008 года, заметно снижаются. Концентрат дешевеет на 44%, окатыши на 68%. Средневзвешенные цены на агломерат и аглоруду за полгода сокращается примерно на 65%.

Вывод: негативные изменения скажутся непосредственно на результатах хозяйственной деятельности компании, т.е. приведут к резкому уменьшению выручки и соответственно прибыли от продаж. Безусловно, подобный разворот будет следом менять значения всех изучаемых показателей в отрицательную сторону.

На основе данных таблицы 5 построим диаграмму отражающую динамику финансовых результатов за период с 2006 по 2009 г. (рис. 6), проанализируем ее изменения.

Рис. 6 «Финансовые результаты компании»

 

За первую половину 2009 г., объем выручки предприятия составил порядка 9,5 млрд. руб. (при себестоимости в 6,5 млрд. руб.), за аналогичный период 2008 г. этот показатель равнялся 23 млрд. руб. (при себестоимости в 9,2 млрд. руб.) В итоге, показатель прибыли от продаж в первом полугодии 2009 г. составляет всего 665 млн. руб. (в июне 2008 г. 10,3 млрд. руб.). Скорее всего, в целом финансовый 2009 г., будет не таким успешным, как предшествующие периоды, когда прибыль от продаж составляла свыше 10 млрд. руб., в 2008 г. 19 млрд. руб.

Вывод: как видно, ухудшению финансовых показателей, помимо негативных внешних условий, также способствовала высокая себестоимость производства на предприятии. При сокращении выручки на 58%, себестоимость снижается на 29%. Изменения подтверждаются отрицательной динамикой уровня рентабельности, который достигает 7% во втором квартале 2009 г. Ранее этот показатель находился выше 40% (таблица 4).

Определенным является тот момент, что при неизменно низкой стоимости сырья, управляющим горно-обогатительного комбината, придется оптимизировать расходы в том числе за счет сокращения рабочего персонала и(или) объема его среднемесячного дохода. Как указанно в теоретической части работы, политику по сокращению издержек следует оценивать с позиции ответственности компании за социально-экономическое состояние в городе.

На основе данных таблицы 5 построим диаграмму, отражающую динамику численности работников и объем среднемесячной заработной платы за период с 2006 по 2009 г., проанализируем ее изменения.

 

Рис. 7 «Динамика численности работников и объем среднемесячной заработной платы работников организации»

 

При анализе динамики и объема среднесписочной численности работников, следует отметить, что численность активного (трудоспособного) населения в 2009 г. в городе Железногорске составляет 64 666 человек. Это значит, что на предприятии занято около 11,5% этого населения. Что касается абсолютных показателей и их динамики, то за 3,5 года среднесписочная численность работников сократилась на 20,6% (с 9 395 до 7 460 чел.), в том числе за последнее кризисное полугодие численность работников уменьшилась в среднем на 5,13%. С 2007 по 2008 г. наблюдается 13%-е сокращение работающего персонала. В этот же период, заметно увеличивается среднемесячная заработная плата на предприятии до 22 325 руб. (на 30%). Однако уже в июне 2009, оптимизация расходов, привела к уменьшению средних доходов работников до уровня 2007 г. Таким образом, коэффициент нагрузки (за период с января по июнь 2009 г.) на социальный сектор при снижении себестоимости компании равен:

= (-20,7%)

Вывод: сокращение численности занятых на предприятии можно рассматривать с нескольких позиций, учитывая отношения менеджмента компании с правсоюзами, местной властью, и конечно работниками. С одной стороны, если уменьшение занятых на предприятии вызывает сложности на рынке труда в городе и не сопровождается мерами по законной поддержке сокращенного кадра, то политика компании должна подвергаться осуждению и контролю со стороны местных властей, а при нарушении трудового законодательства наказанию в судебном порядке. С другой стороны, если сокращение производятся планово, с учетом обстоятельств сложившихся в экономике и готовностью местной власти предоставить финансовую помощь или временное рабочее место, то сокращение может объясняться автоматизацией производства, естественной оптимизацией расходов в неблагоприятные периоды. Более полный вывод позволят сделать данные по занятости и уровню безработицы в периоды массовых сокращений. Что касается, значения коэффициента нагрузки, то его значение и обоснованность следует оценивать с учетом финансовой прочности компании и общей долговой нагрузки.

Используя данные таблицы 5, построим диаграмму отражающую структуру кредиторской задолженности и динамику ее составляющих за период с 2006 по 2009 г. (рис. 8), проанализируем ее изменения, акцентируя внимание на выполнение обязательств в первую очередь перед работниками.

 

Рис. 8 «Структура кредиторской задолженности организации»

 

Как видно, общая сумма кредиторской задолженности в начале 2009 г., в 10 раз больше чем в 2006 г. При этом с 2008-го г., наблюдается кардинальное изменение структуры задолженности, при котором сокращается удельный вес обязательств перед сотрудниками, бюджетом и внебюджетными фондами (С 44% в 2007г. до 1,7% во II кв. 2009 г.). Основная причина такого относительного изменения, заключается в наращивании прочей кредиторской задолженности до уровня 12 млрд. руб. (в 59 раз больше чем в 2007 г.). Однако, вместе с этим у предприятия снижаются долги перед работниками со 153 до 62 млн. руб., перед бюджетом и внебюджетными фондами с 543 до 171 млн. руб. Что касается задолженности перед поставщиками и подрядчиками, то она увеличивается с 2007 г. в 2 раза до 1,37 млрд. руб. Также необходимо отметить, что только перед этой категорией кредиторов у компании имеется просроченная задолженность, которая в июне 2009 г. составляет 621 млн. руб. (45% от общего долга).

Вывод: в целом по динамике показателей можно выделить положительные моменты, заключающиеся в сокращение долгов перед работниками и государством, при отсутствии просроченной задолженности. Вместе с этим есть и негативные изменения, выраженные в наращивании общей долговой нагрузки, которая в итоге может привести к потере платежеспособности компании, и серьезным последствиям на рынке труда.

Дополнением к данным по кредиторской задолженности, можно использовать показатели по краткосрочным кредитам и займам (Рис. 9). Которые отражают взаимоотношения между добывающей компанией и кредитными организациями.

 

Рис. 9 «Динамика задолженности по краткосрочным кредитам и займам»

 

В данном случае заметна волнообразная нисходящая динамика показателя, который в 2006 г. составлял 11 млрд. руб., а по состоянию на июнь 2009 г. порядка 2 млрд. руб. (просроченной задолженности нет). Таким образом «Михайловский ГОК» ведет умеренную политику заимствования средств у банков, сохраняя положительную кредитную историю.

Для более объективной оценки долговой нагрузки на градообразующее предприятие, в работе необходимо применить коэффициент финансового риска и проанализировать структуру пассивов компании. Для этого используем данные таблицы 5

 

Показатель        
Общая валюта баланса, в т.ч. 41 891 42 949 77 677 74 378
собственный капитал (III раздел баланса) 27 673 37 350 53 817 51 667
заемный капитал (IV+V) 14 218 5 599 23 860 22 710
коэффициент фин.риска (ЗК/СК) 0,51 0,15 0,44 0,44
           

 

Рис. 10 «Соотношение заемного капитала к собственному и динамика коэффициента финансового риска»

 

Так видно, что удельный вес собственного капитала в общем объеме обязательств в 2006,2008,2009 г. практически идентичен и в среднем равен 67,5%. Наименьший объем заемного капитала фиксируется в 2007 г., в этот период он составляет примерно 5,6 млрд. руб., т.е. 13% от валюты баланса.

Вывод: структура пассивов организации находится на приемлемом уровне, что свидетельствует о стабильном финансовом состоянии и слабой зависимости от заемного капитала. Выводы подтверждаются коэффициентом финансового риска, который также находится на допустимом уровне (<=0,5). Наращивание долговой нагрузки обеспечивается большим объемом нераспределенной прибыли, которая в структуре собственных средств занимает в 2007 больше 90 %, в 2009 больше 93%

Управление капиталом компании с позиции сохранения финансовой устойчивости можно назвать эффективным, если не учитывать некоторые обстоятельства. Непонимание вызывает коэффициент нагрузки на социальный сектор, то есть резкое сокращение заработной платы на 20%, при значении показателя нераспределенной прибыли в первом полугодии 2009 г. на уровне 48,3 млрд. руб. Объяснить политику менеджмента можно либо ожиданием долгосрочной негативной макроэкономической ситуации, когда нераспределенная прибыль сохраняется как «подушка безопасности», либо наличием крупных инвестиционных планов (в т.ч. направленных на модернизацию производства), либо «социальной безответственностью». Ответом является процедура распределения прибыли в перспективе (в т.ч. и на дивиденды).

Заключение: в общем, анализ финансово-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия показывает, что с 2008 г. ухудшение рыночной конъюнктуры негативно сказывается на финансовых результатах компании, что требует принятия антикризисных мер, направленных на сокращение себестоимости и сохранение конкурентоспособности. При этом в экономической политике менеджмента используется и механизм оптимизации расходов за счет социальной сферы. Учитывая большой запас финансовой прочности, такой подход стоит оценивать отрицательно.

Опережающее сокращение выручки относительно сокращения себестоимости, сказывающееся на уменьшении заработных плат в результате окажет влияние на доходность бюджетов всех уровней. Так по данным таблицы 4, видно, что налогооблагаемая прибыль в 2008 г. равна 22 млрд. руб., в 2009 г. налогооблагаемая база отсутствует (-1 759 млрд. руб.), что в большей степени коснется регионального бюджета. Сокращение средних зарплат (на 20%), двенадцати процентам активного населения скажется на муниципальных доходах, т.к. сократится налогооблагаемая база по НДФЛ. При этом надо понимать, что уйдет вниз и потребительский спрос в городе, задевая практически все сектора местной экономики.

Для изучения зависимости экономики г. Железногорска от деятельности горно-обогатительного комбината, используем сформированную систему показателей муниципальной экономики. Недостаточность данных в отдельных случаях обусловлена отсутствием архивной информации в открытом доступе на административном сайте города.

Перейдем к исследованию показателей города содержащихся в таблице 5, принимая во внимание сформированные выше выводы по показателям деятельности градообразующей компании и внешнеэкономическим условиям, влияющим на них.

Таблица 6

Показатели состояния экономики г. Железногорска

Показатель        
1.Доходы местного бюджета в т.ч. 504 356 800 235 1 140 857 958 244
1.1. Налоговые и неналоговые поступления 306 009 549 579 809 981 678 178
1.2. Безвозмездные поступления 198 347 250 656 330 876 280 066
2. Расходы местного бюджета 617 021 808 220 1 048 448 912 171
3.1. Профицит (дефицит) (112 665) (7 985) 92 409 46 073
3.2. Отношение доходов к расходам (1/2*100)(%) 81,74 99,01 108,81 105,05
4. Отношение бюджетного дефицита к доходам (3.1/1.1*100) (%) 36,82 1,45 - -
5. Уровень дотационности муниципального образования (1.2/ 2*100) (%) 32,15 31,01 31,56 30,70
6. Долг муниципального образования н/д 266 312 63 653 46 073
7. Обслуживание долга муниципального образования н/д 7 554 6 000 3 720
8. расходы на развитие и поддержку малого предпринимательства н/д н/д    
8.1.Число субъектов малого предпринимательства (на 10тыс.чел.) н/д 425,6 451,5 492,7
8.2. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций н/д 17,5 19,4 20,5

Источник: Данные местного бюджета г. Железногорска за 2006-2008г. (Росстат), за 2009г. (сайт администрации города), а также доклад главы города о показателях муниципального образования для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

 

Из таблицы 6 видно, что по состоянию на 2006 г. бюджет города имеет существенный разрыв между доходами и расходами, дефицит равен 112,6 млн. руб. или 37% от объема собственных доходов. Такое соотношение, не удовлетворяет нормативным требованиям, и указывает на неэффективное управление муниципальными финансовыми ресурсами (Рис. 11). Показатель (3.2) отражает необеспеченность расходов в этом году на 20%. Вышеуказанные обстоятельства, приводят к увеличению долговых обязательств города в форме кредитов перед кредитными организациями и другими бюджетами. Так к 2007 г. долг муниципального образования составляет 266 млн. руб. (48% от объема собственных доходов).

С 2007 г. наблюдается положительная динамика показателей и их более качественный баланс. В 2008 г. объем доходов бюджета г. Железногорска равен 1,14 млрд. руб. (что на 126% больше показателя 2006г.), и превышает расходы на 92,4 млн. руб. Уровень обеспеченности составляет 108%. При этом долг городского округа сокращается более чем в 4 раза, до 63,6 млн. руб.

 

Рис. 11 «Объем доходов и расходов местного бюджета»

 

Стоит также отметить, что интенсивность увеличения доходных статей бюджета практически соответствует интенсивности увеличения стоимости полезных ископаемых добываемых на территории муниципального образования (т.е. около 100%). Исходя из этого, резкое сокращение цены на железо не может не отобразиться на финансовых показателях городской экономики. В 2009 г. доходы сокращаются до 958 млн. руб., что на 16% ниже доходов 2008 г. При этом необходимо понимать, что бюджет как годовой финансовый план, в период изменчивой экономической ситуации - нестабилен и требует пересмотра с внесением периодических корректировок. Иными словами существует высокая вероятность неисполнения плана налоговых поступлений.

По данным бюджета за 2009 г. можно сделать вывод, что местная власть поставила перед собой задачу удержать объемы расходов ниже предполагаемого объема доходов. Муниципальный долг планируется сократить на 27%, до 43 млн. руб. Ослабление долговой нагрузки с 2006 по 2009 г. естественно сказывается на уменьшении издержек связанных с обслуживанием долга, выраженных в уплате процентов за предоставленные финансовые ресурсы. Показатель (7) динамично сокращается с 7,5 млн. руб. до 3,7 млн. руб.

На протяжении всего анализируемого периода показатель дотационности местной экономики варьирует в интервале от 30 до 33%. Что свидетельствует об относительной финансовой независимости города от внешней поддержки.

Заключение: в целом, основываясь на динамике показателей, политику местной власти по управлению финансами города можно назвать качественной, без учета ряда факторов. Во-первых, отмеченные положительные результаты фиксируются в те периоды, когда внешние условия способствовали развитию экономики. В период низких цен на сырье (2006 г.) заметно ниже и эффективность управления. Что касается 2009 г. то он не является фактическим показателем, в исследовании лишь образно дополняет динамику. Во-вторых, отрицательно оценивается политика по диверсификации экономики посредством развития малого предпринимательства, в 2009 г. на эти цели выделено лишь 100 тыс. руб. (данные содержаться в разделе «целевые программы» в структуре расходов). Активная позиция властей в этой области качественно стимулировала бы увеличение показателей (8.1) и (8.2). Можно предположить, что из-за 20-% занятости населения в малом предпринимательстве, городское управление рассчитывает на несущественное сокращение бюджетных доходов в период неблагоприятной экономической конъюнктуры и спада промышленного производства.

Для исследования зависимости состояния экономики города от эффективности деятельности местного самоуправления и руководителей градообразующего предприятия, важно использовать и отдельные социальные показатели, которые являются по сути результативными.

 

Таблица 7

Показатели состояния социальной сферы

Показатель        
1. Численность населения (тыс. чел.)   96,6 97,4  
2. Уровень безработицы 0,84 0,76 0,69 2,08
2.1. численность населения в трудоспособном возрасте (тыс. чел.)        
2.2. зарегистрированные безработные (чел.)       1 343
3. Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств (тыс.руб.) н/д 16 681 63 209 33 819
4. Среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий (руб.) н/д 12 412 15 310 12 438

 

Источник: Показатели эффективности деятельности органов местного (по указу № 607), служба занятости населения Курской области, ежемесячная отчетность центра занятости г.Железногорска.

 

Значение и динамика показателей социальной сферы соответствует общим тенденциям в развитии экономики города и градообразующего предприятия. За период с 2006-2009 г. население города увеличилось на 2 тыс. чел. (2%). Наибольший прирост наблюдался в 2008г., он составил 800 человек, причем на миграцию приходится 673 человека, т.е. 84%. Объяснить такую динамику можно благоприятными климатическими условиями, географическим положением (граница с Украиной), а также развитием производственной, коммерческой и социальной сфер. Немаловажным является и показатель средней заработной платы на Михайловском комбинате, который выше средних показателей по области, что создает предпосылки к привлечению трудоспособного населения, о чем свидетельствуют вышеуказанные цифры, касающиеся миграции. Однако, политика компании связанная с сокращением персонала и объема заработных плат, в перспективе может стимулировать обратные процессы в демографии города, так в 2009 г. наблюдается сокращение населения трудоспособного возраста (с 65 055 чел. в 2008 г. до 64 666 в 2009 г.).

Динамика среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий аналогична динамике показателя по градообразующему предприятию, что может свидетельствовать о его влиянии на агрегированные показатели города в целом. Из таблицы 6 видно, что средние доходы работников анализируемого сектора уменьшаются в 2009г. по отношению к 2008 г. на 23% до уровня 2007 г. и составляют примерно 12 500 руб.

Кризисные факторы сказываются и на уровне безработицы, которая резко увеличивается в 2009г. до 2%, количество безработных увеличилось с 2008 по 2009 г. на 198% (на 892 чел.)(Рис. 12). С 2006 по 2008 г. ситуация на рынке труда стабильная, что свидетельствует об эффективной деятельности социальных служб и центра занятости.

 

Рис. 12 «Количество зарегистрированных безработных в городе»

 

С 2006-2008 г. для анализа рынка труда применялись показатели сентября, в 2009 г. – августа. Срок имеет немалое значение, тем более в период нестабильной экономической ситуации. В зимние месяцы показатели безработицы увеличиваются под воздействием сокращения сезонных работ.

Что касается объема бюджетных инвестиции на увеличение стоимости основных средств, то здесь заметна корреляция с показателем доходности бюджета. Максимальный объем средств (63 млн. руб.) расходовался в 2008 г. В том числе в сферу образования и здравоохранения было направленно по 9 млн. руб., ЖКХ 5 млн., транспорт 2 млн. руб. В 2009 г. расходы на инвестиции данного типа, сокращаются на 46,5% до 33,8 млн.руб. Подобное сокращение вероятней всего является следствием политики секвестрования (урезания) расходов, направленное на балансирование бюджета. Так например в 2010г. планируется профинансировать ОС лишь на 4,3 млн. руб.

Заключение:

Выдвинутые в начале исследования предположение, относительно опасной зависимости местной экономики от сырьевых цен, полностью подтверждается динамикой социальных показателей, а именно уровнем безработицы и сокращением бюджетных инвестиций.

Также очевидной является на данный момент неспособность градообразующего предприятия, приспосабливаться к новым условиям производства, без усиления нагрузки на рабочий персонал. Резкое сокращение цены на продукцию компании, на фоне энергоемкого производства и роста тарифов естественных монополий, создает крайне тяжелые обстоятельства для деятельности предприятия, которые в конечном результате сказываются на состоянии местного бюджета.

По Курской области индекс промышленного производства за январь-май 2009 г. снизился на 14%, доходы консолидированного бюджета по отношению к 2008 г. сократились примерно на 20%.

В совокупности изменение системы показателей указывает на сложное восприятие монопрофильной экономикой кризисных проявлений. Уязвимыми в такой среде находятся все субъекты экономических отношений. Соответственно и все стороны должны принимать участие для сохранения стабильности социально-экономической ситуации в городе.

Так Правительство РФ издало постановление от 31 декабря 2008 года № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации". На региональном уровне следуют данной программе, которая включает следующие меры:

1) организация опережающего профессионального обучения в случае угрозы массового увольнения;

2) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости;

3) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки.

Центр занятости населения Железногорска также активно включился в реализацию программы, так как на предприятиях города сохраняется угроза массовых увольнений. Подписан договор с ОАО "Михайловский ГОК" о совместной деятельности по организации общественных работ, в которой временно будут заняты порядка 200 человек.

Градообразующим предприятием сформированы основные цели, которые направлены на уменьшение существующих рисков путем:

1) диверсификации сортамента производства;

2) оптимизации рынков сбыта, выхода на новые рынки;

3) внедрения комплексной программы долгосрочного развития предприятия, направленной на поиск внутренних резервов по снижению энергопотребления, повышение производительности труда, сокращение непроизводительных расходов;

4) внедрения комплексной программы модернизации и реконструкции основного технологического оборудования;

5) внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, поощрение инновационной и рационализаторской деятельности.

Выполнение поставленных целей компанией и сотрудничество с местной властью в итоге сформирует уровень социального партнерства, который может быть серьезным основанием для государства, при предоставлении долгосрочной финансовой поддержки, гарантий и преференций.

 

Приложение 1

 

Date: 2015-09-18; view: 3583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию