Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели состояния экономики муниципального образования





В соответствии со статьей 49 ФЗ № 131 экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (рис. 4).

Рис. 4 «Структура имущественных и финансовых ресурсов муниципального образования»

Состояние финансовых ресурсов муниципального образования наиболее полно отражено в местном бюджете.

Бюджет муниципального образования есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, который выполняет следующие функции:

· формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

· распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

· контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных указанным органам власти.

Для аналитической работы потребуется часть основных показателей местного бюджета. Информационная база необходимая для расчетов, консолидируется и предоставляется территориальному органу Росстата в годовой форме федерального статистического наблюдения № 1-МБ «Сведения об исполнении бюджета муниципального образования (местного бюджета) (см. приложение 3)» в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». На основании принципа прозрачности в соответствии со статьей 36 Бюджетного Кодекса, по решению представительного (законодательного) органа муниципального образования, местная администрация в обязательном порядке публикует утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении. Поэтому данные по бюджету можно найти, на официальных сайтах администраций муниципальных образований. Вторым источником информации может служить сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), в разделе муниципальная статистика формируется паспорт муниципального образования, с возможным указанием широкого перечня данных, в частности и местного бюджета. Однако, стоит учитывать тот факт, что данные представляются с запозданием, и их срочность может не соответствовать периоду по которому проводится исследовательская работа. При рассмотрении показателей в динамике, рациональней использовать данные по 2008 год используя сайт ФСГС, с 2009 - сайты администраций.

Теперь перейдем непосредственно к интересующему нас перечню показателей, необходимых для анализа, при этом детально рассмотрим их смысловую нагрузку и значение в работе.

1) структура и объем доходов местного бюджета -

совокупность налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, безвозмездные поступления. Показатель выражен в млн. рублей. Сумма содержится в строке № 1 формы 1-МБ;

 

2) объем расходов местного бюджета -

расходы на решение общегосударственных вопросов, финансирование таких областей как образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и др. (подробнее структура указана в приложении). Показатель выражен в млн. рублей. Сумма содержится в строке № 29 формы 1-МБ;

 

3) отношение доходов и расходов -

следует рассматривать абсолютное и относительное отношение, в первом случае показатель рассчитывается как «значение строки № 1 (доходы) минус значение строки № 29 (расходы)», во втором случае как «значение строки № 1 делённое на значение строки № 29». Эти показатели носят разную смысловую нагрузку, если абсолютное отношение позволяет определить фактическую сбалансированность бюджета (профицит или дефицит) и объем экономики, то относительный показатель (в виде коэффициента обеспеченности) будет свидетельствовать о достаточности доходной части бюджета для финансирования расходов и уровне задействованности средств, в случае преобладания доходов над расходами.

Если говорить о результатах расчетов, то для абсолютного отношения положительным считается профицит, однако и дефицит, не превышающий установленный норматив (по показателю «отношение бюджетного дефицита к доходам») не является угрожающим стабильности местной экономике, в силу возможного выравнивания незначительной диспропорции. При анализе динамики показателя, оптимальным считается его стремление к нулю.

Что касается расчета уровня обеспеченности, то его нормативное значение «>=1», что свидетельствует о необходимости балансировать доходы и расходы. К примеру, если коэффициент равен 1,25 - это указывает на то, что 25% денежных средств в виде доходов, не задействованы в экономике и рациональней было бы наращивание расходных статей бюджета в среднем на 15% путем финансирования социальных программ, капитального инвестирования, развития спорта и других направлений входящих в компетенцию местной власти. Можно также ослабить фискальное воздействие на реальный сектор экономики, для последующего увеличения налоговой базы. Если коэффициент равен 0,85 - значит расходы не обеспечены доходами на 15%, что требует, либо увеличения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц, либо сокращение статей расходов. Диспропорции также могут выравниваться при помощи неналоговых поступлений, а именно безвозмездных трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций. При потребности могут использоваться внешние заимствования (перечень содержится в структуре долга, показатель №6).

 

4) отношение бюджетного дефицита к доходам (без учета безвозмездных поступлений) -

это относительный показатель, рассчитывается как «значение строки №69» (дефицит) деленное на «значение строки №1 (доходы) минус значение строки №19 (безвозмездные поступления)». Отражает величину дефицита к объему бюджетных доходов за минусом безвозмездных поступлений. Нормативное значение <=0,1», т.е объем дефицита не должен превышать 10% «собственных» доходов бюджета муниципального образования. Невыполнение нормативного значения, является сигналом, указывающим на неэффективную бюджетную политику местных властей.

5) уровень дотационности муниципального образования -

относительный показатель, представляет особый интерес при изучении самостоятельности муниципального образования, рассчитывается как «значение строки №19» (безвозмездные поступления) деленное на «значение строки №29» (расходы). Показатель характеризует уровень зависимости муниципальной экономики от государственной поддержки с одной стороны, и способность развивать экономику собственными финансовыми силами с другой. Уровень дотационности неоднозначный показатель, и выводы по нему следует делать с учетом динамики налоговых поступлений. Неопределенность в оценке исходит из функциональной полезности государственной финансовой помощи, т.к. зачастую наблюдается искажающий эффект от такого рода воздействия, приводящий к «иждивенчеству», экономической стагнации, и поступательному укреплению взаимосвязи - «рост расходов- рост поддержки). Однако если безвозмездные поступления способствуют росту налоговой базы и диверсификации налоговых доходов, в таком случае помощь стоит воспринимать как стимулятор и их единовременное/кратковременное увеличение можно оценивать положительно. Для объективности целесообразно анализировать и структуру безвозмездных поступлений, так если государственная поддержка не стимулирует рост экономики, то рациональней для федеральных и краевых властей будет сокращать объем дотаций в пользу увеличения субсидий и субвенций, которые имеют целевое назначение.

6) долг муниципального образования-

может существовать в виде обязательств по:

a. ценным бумагам муниципального образования;

b. бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

c. кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

d. гарантиям муниципального образования.

В соответствии со статьей 107 Бюджетного Кодекса, о предельном объеме муниципального долга, последний не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Если в течении 2-3 лет доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов предельный объем муниципального долга не должен превышать 50% процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Если не выполняются требования, то орган местного самоуправления в соответствии со статьей 112 не вправе принимать новые долговые обязательства, за исключением принятия долговых обязательств в целях реструктуризации долга.

Муниципальная власть чаще всего прибегает к внутренним и внешним заимствованиям для балансирования бюджета. Данные по объему долга содержатся в отчете органов местного самоуправления в разделе «источники финансирования дефицита бюджета»

 

7) обслуживание долга муниципального образования-

показатель содержится в строке №33 местного бюджета, данный объем денежных средств является составляющим расходов направленных на решение общегосударственных вопросов, строка №31. Фактически обслуживание долга – это оплата финансовых ресурсов, привлеченных на основе платности, срочности и возвратности (процент за пользование средствами)

Нормативное значение показателя «0»

 

7.1) объем просроченных обязательств муниципального образования-

неисполнение или ненадлежащего исполнение в установленный срок долговых обязательств муниципального образования. Показатель свидетельствует о платежеспособности муниципальной экономики.

Нормативное значение «0»

8) расходы на развитие и поддержку малого предпринимательства -

для анализа адаптивной способности экономики монопрофильного муниципального образования, является одним из основны показателей. Развитие малого предпринемательства- это первый и необходимый шаг, к формированию диверсифицированной экономики и к сокращению риска связанного с ухудшением хозяйственной деятельности градообразующего предприятия. Поддержка малого предпринемательства - приоритетное направление государственной антикризисной политики, поэтому увеличение данного показателя может наблюдаться в связи с увеличением безвозмездных поступлений. Сумма расходов по поддержанию и развитию малого предпринимательства содержится в строке №74 в структуре местного бюджета.

 

8.1) число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10000 человек населения -

Единица измерения – единиц на 10 000 человек населения.

Расчет показателя:

Чсмп = A * 10000/ Н,

где:

Чсмп - число субъектов малого предпринимательства на 10000 человек населения;

A – общее количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

Н - численность постоянного населения (среднегодовая).

При этом показатель А рассчитывается следующим образом:

А = Амп + Аип, где:

А - число субъектов малого предпринимательства;

Амп – количество малых предприятий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

Аип – количество индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность без образования юридического лица на территории муниципального образования (по данным межрайонной налоговой инспекции на 1 января текущего года).

 

8.2) Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций

Единица измерения – процент.

Рассчитывается по формуле:

 

где:

Пср – доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций (процент);

Пм – среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий, включая микропредприятия (человек);

П – среднесписочная численность работников организаций городского округа (муниципального района) (человек)

Показатели (8.1 и 8.2) рассматриваются в совокупности с показателем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства (8), в том числе в расчете на одно малое предприятие муниципального образования и одного жителя муниципального образования, и характеризуют уровень развития малого предпринимательства и его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы, а также позволяют дать оценку эффективности и достаточности мер, принимаемых органами местного самоуправления, по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.

Показатели 8.1 и 8.2 входят в перечень показателей утвержденный указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Источник информации: органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Совокупность указанных выше показателей, оказывает существенное влияние на формирование образа экономики муниципального образования. Информация, содержащаяся в отчете органов местного самоуправления, имеет высокий уровень чувствительности к внешним и внутренним изменениям, что позитивно сказывается на эффекте обратной связи и дает возможность своевременно фиксировать данные востребованные при разработке аналитических и прогнозных проектов, при этом создавая фундамент для адекватного реагирования властей на ситуацию, складывающуюся на рынке.

Исходя из основной задачи, которая заключается в обоснованной фильтрации наиболее уязвимых экономик, для осуществления целевой поддержки, представляет интерес Приказ от 30.10.08 №536 о проведении отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов, содержащий ряд дисквалификационных критериев и нормативов по которым отбираются экономики. В методике указана большая часть показателей из семи, обозначенных в Приказе.

Государственная поддержка осуществляется через бюджетные трансферты за счет средств специализированных фондов. Основные характеристики фондов указанны ниже в таблице 1.

Таблица 1

Основные характеристики фондов

  Фонд
Показатель финансовой поддержки компенсации софинансирования расходов Инвестиционный реформирования финансов
Цель Выравнивание бюджетной обеспеченности Финансирование федеральных законов (как правило социальных пособий и льгот населению) Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере Поддержка и развитие региональной инфраструктуры Поддержка и стимулирование бюджетных реформ
Принцип распределения Формула на основе налогового потенциала и нормативных расходов Формула на основе численности лиц имеющих право на получение социальной помощи Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов Конкурс (программы реформ и их выполнение)
Тип финансовой помощи Дотация Субвенция Субсидия на определенную расходную статью Субсидия на финансирование проекта Субсидия на определенный тип расходов
Условия предоставления Соответствующий уровень обеспеченности с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических условий Целевое использование средств Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ Софинансирование Выполнение программы реформ
Порядок перечисления Финансовым органам Гражданам и предприятиям через территориальные органы федерального казначейства Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью Предприятиям через органы территориального казначейства Финансовым органам при подтверждении произведенных (включенных в бюджет) расходов на проведение реформ и оздоровление гос-х и местных финансов

 

Для более полного восприятия информации относительно функциональной значимости указанных фондов, целесообразно помимо характеристик указать структуру и объем межбюджетных трансфертов в динамике за 2008 - 2011 года (2010 г., 2011 г.- плановые), указанные в таблице 2

 

Таблица 2

Объем межбюджетных трансфертов (млрд. руб.)

         
Межбюджетные трансферты в том числе: 1 910 2 361 3 033 3 025
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальным бюджетам        
Субсидии        
Субвенции        
Иные межбюджетные трансферты        
Трансферты бюджетам государственным внебюджетным фондам 1 353 1 755 2 393 2 780

Источник: данные Федерального бюджета за 2008 г., 2009-2011 г.

Объем Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, а также Инвестиционного фонда РФ, представлен ниже в таблице 3 (в млрд. руб.).

Таблица 3

Объем ФРРМФ и ИФ (млрд. руб.)

         
ФРРМФ 2.5 3.6 2.4 2.4
ИФРФ       -

Источник: данные Федерального бюджета за 2008 г., 2009-2011

 

Date: 2015-09-18; view: 1906; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию