Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздние направления развития философской мысли





В первой половине XIX века в философской системе зарождается новое направление – позитивизм, которое исходило из того, что подлинное знание есть совокупный результат естественных наук и поэтому наука не нуждается ни в какой, стоящей над ней философией (основоположник позитивизма – французский философ О. Конт). Главной задачей позитивизма является обоснование научного знания с точки зрения описания явлений. Поэтому во многом в своей более поздней трансформации позитивизм принимает форму логического позитивизма (в 1920 году был сформирован Венский кружок из группы ученых представителей данного направления), когда позитивистский принцип эмпирической верификации предлагалось дополнять логическим анализом научного знания.

Это направление дало толчок развитию аналитической философии, которая сводила свои методы познания в основном к лингвистическим структурам и средствам языка.

В середине XIX столетия в философской мысли достаточно заметное влияние начинает оказывать иррационализм – течение, в основе которого, в противоположность рационализму, основной центр тяжести в направлении поступков и действий человека располагается в области таких психофизиологических средств как воля, интуиция, бессознательное. Среди наиболее известных представителей этого направления философии обычно выделяют А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда.

У А.Шопенгауэра мир предстает как воля, слепое влечение к жизни. Освобождение от мира лежит через сострадание, эстетическое совершенство и аскетизм. В понимании смысла существования Шопенгауэр исходил из того что «освобождение от мира – через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм – достигается в состоянии, близком к нирване».

 

30.

Взгляды Ф.Ницше близко соприкасаются с идеями «философии жизни», в которой центральное место занимал культ сильного человека («сверхчеловека»), способного подняться над обстоятельствами и обрести свою господствующую волю.

 

Иррационалистическая идея ведущего вектора бессознательных поступков получает воплощение в учении о бессознательном З.Фрейда. Смысл этого учения состоит в том, что человеческое сознание имеет 3 основных модуса, определяющих поступки и действия человека. В этой системе основополагающим выступает триединство человеческого «Я»: Ид (бессознательное), Эго (собственно сознание) и Суперэго (усвоение индивидом норм и стандартов социального поведения). При том существует множественность проявления «Я – образа» – это: «Я – желаемое», «Я – реальное», «Я – фантастическое», «Я – идеальное», «Я – ожидаемое».

У Фрейда обычно Эго коррелирует с «Я – реальным», Ид – с «Я фантастическим», Суперэго – с «Я идеальным».

Среди философских мировоззренческих направлений, возникших в начале XX века необходимо остановиться и на экзистенциализме (философии существования).

Истоки этого мировоззрения берут начало от феноменологии и философии жизни. Среди направлений экзистенциализма выделяют: религиозное (Н.Бердяев, К. Ясперс) и атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю).

Центральное понятие этого мировоззрения – экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта, а основными модусами человеческого существования выступают: забота, страх, решимость, совесть. И все эти модусы определяются через смерть, т.е. человек прозревает свою экзистенцию через некоторые пограничные состояния. Главный вывод в том, что, постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая, в свою очередь, есть выбор самого себя, своей сущности. В основе экзистенциализма в большей степени заложен пессимизм, субъективистское толкование свободы, отрицание рационального познания и утверждение интуитивного постижения реальности. Мировоззренческие установки экзистенциализма находят воплощение в литературе, в художественных образах. Например, в романе

31.

«Взбунтовавшийся человек» А. Камю, творчестве Ф. М. Достоевского, произведениях других авторов.

Философская наука находится в развитии и характерной особенностью ее нынешнего этапа, доминирующей составляющей является идея о необходимости поиска путей гармонии, единства как внутри общества, так и во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

 

Среди направлений философии, которые получили распространение в новейшее время, можно выделить: социально-критическую стратегию, представленную философами франкфуртской школы, аналитическую философию, представленную англо-американской философской школой и Венским кружком логического позитивизма. Достаточно широкое распространение получили философские направления, связанные с проблемами экологии, прогнозирования будущего, вопросами глобализации (последнее направление связано, в первую очередь, с деятельностью Римского клуба).

Кроме указанных направлений можно также назвать герменевтику (искус-

ство истолкования смысла текстов), феминизм (движение,за социальные и

политические права женщин и вытекающие на этой основе взгляды),

феноменологию (философскую школу, которая стремится описывать собы-

тия и действия такими, какими они являются), постмодернизм (течение,

направленное на критику и отрицание классических традиций в философии,

литературе и искусстве).

 

32.

Date: 2015-09-18; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию