Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровые ситуации





1. Представьте себя в виде архитектурного сооружения: народная архитектура, готический собор, православный храм, буддийский храм, мечеть, современный небоскреб, здание МГУ и др. Могут быть показаны слайды с данными сооружениями. Через ассоциативный ряд становится возможным углубленное изучение особенностей художественных стилей той или иной культурно-исторической эпохи. Могут быть заданы наводящие вопросы: а) опишите основные особенности стиля, предназ­начение сооружения; б) определите, когда архитектурное сооружение становится памятником культуры, произведением искусства.

2. Сопоставьте современные (сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, кубизм) и реалистические живописные произведения. Задание может быть следующим: интуитивно назвать эпоху (в реализме), автора, стиль, описать свои мысли, ощущения, ситуацию, дать название картины (в модернизме, например, «Герника» П. Пикассо).

3. «Вылепите» скульптуру, отражающую мировоззрение и ми­роощущение конкретной культурно-исторической эпохи («Пьетта» Микеланджело, «Поцелуй» и «Мыслитель» О. Родена и др.). Один студент творит как художник, другие представляют «пластический материал».

Работа с литературой

Для освоения данной темы сначала необходимо прочитать раздел 7 «Искусство как феномен культуры» в учебнике для студентов технических вузов «Культурология» // Куль­турология: Учеб. для студентов техн. вузов / Кол. авт. под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1998. С. 157–177.

Обращение к хрестоматии данного учебника позволит студентам углубить свои знания и понимание социокультурных смыслов искусства.

1. Начать освоение первоисточников следует с работы: Иванов В. О границах искусства // В. Иванов. Родное и все­ленское. М., 1994. С. 202–210. В процессе чтения текста студенту необходимо выяснить:

в чем смысл восприятия прекрасного?

каково отличие художественного произведения от вос­создаваемой в искусстве действительности?

почему деятельность художника рассматривается В. Ива­новым как дерзновение и вместе с тем как некая жертва?

в чем заключается противоречие между человеком-зрителем и ху­дожником и как оно разрешается в различные эпохи?

каким образом выстраивается процесс познания в искусстве?

2. Проблема соотношения искусства и морали затрагивается во фра­гменте статьи: Маритен Ж. Ответственность художника // Са­мо­сознание европейской культуры. М., 1991. С. 171–178. Работа над текстом предполагает выяснение следующих позиций:

почему искусство необходимо каждому человеку в от­дельности и все­му человечеству в целом?

каким образом проблемы нравственности эпохи вос­создаются в кон­кретном художественном произведении?

как моральная сторона художественного произведения пе­ресекается с благом человечества?

3. Для выяснения проблем типологии и динамики искусства следует обратиться к статье: Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 435–462. Выясните для себя следующие позиции:

какие суперсистемы и соответственно типы культуры выявляет П. Сорокин?

как эти суперсистемы соотносятся с искусствами различных культурно-исторических эпох?

как мировоззрение и мироощущение эпохи отражается в ис­кусстве?

в чем заключается механизм смены различных типов культуры: идеационального, идеалистического, чувственного?

существует ли прогресс в искусстве в концепции П. Со­рокина и в ва­шем понимании?

4. В работе Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220–226 — рас­сматриваются проблемы соотношения массового и элитарного искусства. Допол­нительно про­читайте следующий отрывок:

«“С социологической точки зрения” для нового искусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Как будто существуют две разно­видности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например искусство романтическое: новое искусство обращается к осо­бо одарен­ному меньшинству. Отсюда — раздражение в массе. Когда кому-то не нравится произведение искусства именно поскольку оно понят­но, этот человек чувствует свое “превосходство” над ним, и тог­да раздражению нет места. Но когда вещь не нравится потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать воз­мущением, яростным самоутвер­жде­нием перед лицом про­изведения» (С. 349).

На основании этого текста попытайтесь проанализировать ситуацию в современном отечественном искусстве, приведите примеры массового искусства и кича в российской культуре, западно-европейской, американской, в музыке, кинематографе, живописи:

можете ли вы ответить на вопрос о причинах усиления массового начала в искусстве ХХ века?

попытайтесь выявить основные закономерности рас­пространения массового искусства в современную эпоху.

5. Выявить специфику условного и, в частности, сим­волического искусства поможет отрывок Аргуалес Х., Ар­гуалес М. Мандала как форма искусства // Мандала. М., 1993. С. 29–45. Дополнительно прочитайте внимательно пред­ставленные ниже фрагменты:

«На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный символ цель­ности, гармонии и пре­образования. Она определяет характер почти всех перво­начальных интуитивных пред­ставлений относительно природы реальности, тех пред­ставлений, которые определяют нашу жизнь и присущи каждому из нас...

Круг — это основополагающий знак, первичный символ и все­го, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает. Это непреходящая Мандала. Нет народа, у которого его нельзя было бы встретить, так как он содержит все — и его начало, и его конец...» (С. 353).

«Крест — универсальный символ, и он присущ почти всем культурам, свидетельствуя об одинаковом устройстве че­ловеческого разума и его творческих проявлениях. Свастика, разновидность креста, одинаково широко распространена и в Старом, и в Новом Свете. Ее образ чаще всего связывается с представлением о действии или изменении; она означает путь солнца, собирающего воедино четыре кардинальные точки — север, юг, запад, восток, — определяя начало сезонов. В свастике и кресте, что бы они ни выражали, ключевым моментом является связь четырех точек с центром и через центр друг с дру­гом. Следовательно, символическое значение пересечения — это то место, в котором все вещи сходятся и из которого реа­ли­зуют себя.

Крест также символизирует древо жизни: только убивая себя, подчиняясь неизбежным силам разрушения и распада и возвращаясь к своему центру, дерево способно расти над собой, даже если это “над” — только будущий зародыш, который однажды упадет в землю. Крест становится предвестником зародыша...» (С. 354).

Date: 2015-09-03; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию