Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний мир. 6 page





Об­ра­тим­ся к тек­сту И.А. Кле­анд­ро­вой. Про­ана­ли­зи­ру­ем грам­ма­ти­ческий строй пред­ло­же­ния 26 (Им снит­ся, что их любят – не за что-то, а про­сто по­то­му, что они есть.) – оно пред­став­ля­ет собой слож­ную син­так­си­че­скую кон­струк­цию, в ко­то­рой части свя­за­ны бес­со­юз­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Это поз­во­ля­ет ав­то­ру рас­ска­зать о том, как де­воч­ки вос­при­ни­ма­ют от­но­ше­ние окру­жа­ю­щих к себе, как сло­жен мир че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний и цен­но­стей. Пред­ло­же­ние №9 (И в один пре­крас­ный день их ку­пи­ли в по­да­рок де­воч­ке Маше.), на­про­тив, про­стое, как бы од­но­знач­но под­во­дя­щее итог без­за­бот­ной и бес­смыс­лен­ной жизни двух по­друг: автор слов­но хочет ска­зать – не­пре­мен­но долж­но что-то слу­чит­ся, чтобы их по­ни­ма­ние жизни из­ме­ни­лось. Так, ре­сур­сы син­так­си­са по­мо­га­ют точно и связ­но вы­ра­зить ав­тор­ский за­мы­сел.

Под­во­дя итог на­ше­го рас­суж­де­ния, при­хо­дим к вы­во­ду, что Н.С. Вал­ги­на была права в утвер­жде­нии важ­ной роли син­так­си­са для вы­ра­же­ния от­но­ше­ния го­во­ря­ще­го к окру­жа­ю­ще­му миру.

 

15.3 К жизненным ценностям относятся и культурные (произведения живописи, литературы, музыки, архитектуры), и общественно – политические (равенство, свобода, права человека), и материальные (деньги, предметы роскоши), и, конечно же, нравственные (любовь, дружба, верность, семья и многие другие). Все они важны.

Я считаю, что в данном тексте речь идёт о такой важной нравственной ценности, как дружба. Безусловно, дружба - это нечто бесценное, необходимое, без чего человек не представляет своей жизни. Обязательно должны быть люди, которые ему очень дороги и на которых он всегда может положиться.

В качестве доказательства обращусь к предложениям 11-19 из рассказа современной российской писательницы И. А. Клеандровой. Автор, чтобы более глубоко и точно раскрыть смысл слова «дружба», использует очень интересный приём: одна из героинь засыпает и ей снится, что она и её подруги превратились в кукол. Они видят себя совершенно с другой стороны, понимая, что смысл их жизни, да и любого человека, вовсе не в деньгах и красивых вещах, а во взаимоотношениях между людьми – в дружбе, взаимопонимании, заботе…

Проявление дружбы мы часто встречаем и в повседневной жизни. В моей семье из уст в уста передается история чудесного спасения моего отца. Будучи подростком, он рыбачил с одноклассниками на речке. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, неподалёку разжигал костёр Гриша, который, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями, понимающими, что одной из главных жизненных ценностей является дружба.

Думаю, я доказала, что главными жизненными ценностями являются нравственные, к которым относится любовь, верность, дружба. Именно они пробуждают в человеке порядочность, доброту и готовность прийти на помощь ближнему…

 


15.2 Фи­наль­ные стро­ки тек­ста под­во­дят итог раз­мыш­ле­ни­ям ав­то­ра о жиз­нен­ных цен­но­стях. Софье и Лене нра­ви­лось, что их любят за внеш­ность, но уви­дев себя в об­ра­зе кукол, де­воч­ки по­ня­ли, что Маша, хо­зяй­ка кукол, любит их про­сто за то, что они есть, и при­ни­ма­ет их та­ки­ми, какие они есть. Это очень ценно. Под­твер­дим наше пред­по­ло­же­ние при­ме­ра­ми из тек­ста.

В пред­ло­же­нии 8 го­во­рит­ся о том, что де­воч­ки, став кук­ла­ми, уви­де­ли себе на­сто­я­щую цену под стать вы­бран­ным ими жиз­нен­ным цен­но­стям: «Так они и стали те­перь жить — по-ко­ро­лев­ски на­ря­жен­ны­ми плен­ни­ца­ми стек­лян­ных вит­рин и ис­кус­но рас­кра­шен­ных цел­лу­ло­ид­ных ко­ро­бок». За кра­си­вой внеш­но­стью у них ни­че­го. Их жизнь све­де­на к яркой, но бес­смыс­лен­ной упа­ков­ке.

Катя, не­смот­ря на свой не­вы­со­кий цен­ник в ма­га­зи­не, сразу за­ни­ма­ет место в серд­це своей новой хо­зяй­ки: «Ты ви­дишь, как де­воч­ка любит Катю: она её из рук почти не вы­пус­ка­ет, и ло­жит­ся спать, и ест вме­сте с ней, а мы с тобой день и ночь ску­ча­ем на тум­боч­ке.» Зна­чит ис­тин­ная кра­со­та вовсе не во внеш­но­сти, а в каком-то внут­рен­нем на­пол­не­нии. Это по­ня­ли Софья и Лена.

Цен­ность — это важ­ность, зна­чи­мость, поль­за, по­лез­ность чего-либо. Для кого-то важны ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти: день­ги, еда, одеж­да, жилье. Для кого-то при­о­ри­тет­ны­ми яв­ля­ют­ся ду­хов­ные цен­но­сти: ду­хов­ный поиск, рас­кры­тие и ре­а­ли­за­ция сво­е­го пред­на­зна­че­ния, твор­че­ское са­мо­раз­ви­тие. «Имен­но эти цен­но­сти яв­ля­ют­ся глав­ны­ми», — вот вывод, к ко­то­ро­му при­хо­дят ге­ро­и­ни.

 

15.3 Цен­ность — это важ­ность, зна­чи­мость, поль­за, по­лез­ность чего-либо. Для кого-то важны ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти: день­ги, еда, одеж­да, жилье. Для кого-то при­о­ри­тет­ны­ми яв­ля­ют­ся ду­хов­ные цен­но­сти: ду-хов­ный поиск, рас­кры­тие и ре­а­ли­за­ция сво­е­го пред­на­зна­че­ния, твор­че­ское са­мо­раз­ви­тие.

Софье и Лене нра­ви­лось, что их любят за внеш­ность, но уви­дев себя в об­ра­зе кукол, де­воч­ки по­ня­ли, что есть на свете более важ­ные цен­но­сти, чем внеш­няя, пусть даже очень кра­си­вая, обо­лоч­ка. Их по­дру­га Катя не­кра­си­вая, но она по праву за­ни­ма­ет глав­ное место в серд­це ма­лень­кой хо­зяй­ки кукол, по­то­му что у неё дру­гие ори­ен­ти­ры, она не пу­стыш­ка.

Раз­мыш­ляя, какие цен­но­сти вы­брать для себя в ка­че­стве жиз­нен-ного ори­ен­ти­ра, вспо­ми­на­ют­ся ли­те­ра­тур­ные герои Го­го­ля: Остап и Ан­дрий из по­ве­сти «Тарас Буль­ба». Остап оста­ет­ся верен ро­ди­не, отцу, при­ни­ма­ет смерть за то­ва­ри­щей, смело глядя врагу в лицо. Ан­дрий пре­дал отца, дру­зей, ро­ди­ну. Мне ближе Остап. Я бы не хо­те­ла в жизни встре­тить на своём пути таких людей, как Ан­дрий.

Спи­сок жиз­нен­ных цен­но­стей у каж­до­го свой. Наши мечты без­гра­нич­ны. Но глав­ное на пути к мечте — по­ни­мать, что для тебя дей­стви­тель­но важно. Твои жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в твоей судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, осу­ществ­ле­ние жиз­нен­но­го пред­на­зна­че­ния, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

 

 

«Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне…»

2. 2

3. 4

4. Прищурив

5. Решено

6. Странно

7. Домик из брёвен

8. Не думают, живут

9. 22

10. 5,6

11. 4

12. 4

13. 12

14. 18

15.2 В жизни каж­до­го че­ло­ве­ка есть свои ори­ен­ти­ры. В наше время жажда на­жи­вы, ма­те­ри­аль­ной вы­го­ды за­тме­ва­ет нор­маль­ные че­ло­ве­че­ские от­но­ше­ния и ле­жа­щие в их ос­но­ве об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти. Об этом фи­наль­ные стро­ки тек­ста П.С. Ро­ма­но­ва. «В ос­но­ве вза­и­мо­от­но­ше­ний людей долж­на ле­жать вера, тогда жизнь имеет смысл», — го­во­рит автор. По­про­бу­ем до­ка­зать пра­во­моч­ность этого утвер­жде­ния на при­ме­рах тек­ста.

По­сто­я­лец Три­фон Пет­ро­вич чинит крыль­цо По­ли­кар­пов­не про-сто так, а хо­ро­шей пла­той за ра­бо­ту счи­та­ет доб­рое слово и доб­рую па­мять о нём. Об этом го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях номер 8 и 9. По­сто­я­лец — от­зыв­чи­вый и доб­рый че­ло­век, для него от­но­ше­ния с квар­тир­ной хо­зяй­кой не пе­ре­во­дят­ся в плос­кость «за­пла­тил — живи».

По­ли­кар­пов­на в по­го­не за на­жи­вой го­то­ва пу­стить но­во­го посто-яльца, от­ка­зав Три­фо­ну Пет­ро­ви­чу, по­то­му что её пре­льсти­ла вы­го­да (пред­ло­же­ния по но­ме­ра­ми 33—35). Она пе­ре­сту­па­ет через Три­фо­на Пет­ро­ви­ча, через себя и предаёт веру сво­е­го по­сто­яль­ца в воз­мож­ность бес­ко­рыст­ных че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что если че­ло­ве­ком дви­жет ме­лоч­ность, вы­го­да, то сама жизнь пе­ре­во­ра­чи­ва­ет­ся с ног на го­ло­ву, по­то­му что на­ру­ша­ет­ся есте­ствен­ная по­треб­ность че­ло­ве­ка в до­ве­рии и добре.

 

15.3 Цен­ность — это важ­ность, зна­чи­мость, по­лез­ность чего-либо. Для кого-то важны ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти: день­ги, еда, одеж­да, жилье. Для кого-то при­о­ри­тет­ны­ми яв­ля­ют­ся ду­хов­ные цен­но­сти: ду­хов­ный поиск, рас­кры­тие и ре­а­ли­за­ция сво­е­го пред­на­зна­че­ния, твор­че­ское са­мо­раз­ви­тие.

Герой П. Ра­ма­но­ва Три­фон Пет­ро­вич чинит крыль­цо По­ли­кар-повне про­сто так, а хо­ро­шей пла­той за ра­бо­ту счи­та­ет доб­рое слово и доб­рую па­мять о нём. По­сто­я­лец — от­зыв­чи­вый и доб­рый че­ло­век, для него от­но­ше­ния с квар­тир­ной хо­зяй­кой не пе­ре­во­дят­ся в плос­кость «за­пла­тил — живи». А вот По­ли­кар­пов­на в по­го­не за на­жи­вой го­то­ва пу­стить но­во­го по­сто­яль­ца, от­ка­зав Три­фо­ну Пет­ро­ви­чу, по­то­му что её пре­льсти­ла вы­го­да. Она предаёт веру сво­е­го по­сто­яль­ца в воз­мож­ность бес­ко­рыст­ных че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний.

Раз­мыш­ляя, какие цен­но­сти вы­брать для себя в ка­че­стве жиз­нен-ного ори­ен­ти­ра, вспо­ми­на­ют­ся ли­те­ра­тур­ные герои Го­го­ля: Остап и Ан­дрий из по­ве­сти «Тарас Буль­ба». Остап оста­ет­ся верен ро­ди­не, отцу, при­ни­ма­ет смерть за то­ва­ри­щей, смело глядя врагу в лицо. Ан­дрий пре­дал отца, дру­зей, ро­ди­ну. Мне ближе Остап. Я бы не хо­те­ла в жизни встре­тить на своём пути таких людей, как Ан­дрий.

Спи­сок жиз­нен­ных цен­но­стей у каж­до­го свой. Твои жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в твоей судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, осу­ществ­ле­ние жиз­нен­но­го пред­на­зна­че­ния, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

 

 

15.3 Жизненные ценности, по-моему, бывают материальными (деньги, предметы роскоши), общественно-политическими (права человека, свобода, равенство), культурными (произведения живописи, музыки, литературы), а также нравственными (любовь, дружба, верность и так далее).

Я считаю, что плохо, когда материальные ценности преобладают над нравственными. Ценности нравственные являются наиболее важными, так как именно они делают людей порядочными, добрыми, способными прийти на помощь ближнему. Ярким примером сказанного является текст П. С. Романова, в котором говорится о вере в человека и о том, как деньги её разрушают.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, можно привести предложения 14, 15 из рассказа вышеназванного автора. Действительно, если ты уверен в людях, живущих рядом, то и на душе спокойно. Если ты потерял веру в человека, то и жить становится трудно: везде чудится обман. Поэтому нужно всеми силами искать в людях тёплый огонёк добра, чтобы сохранить в себе веру, а иначе, если "эта вера пропадет, тогда жить нельзя".

Вторым аргументом в пользу моего мнения послужат предложения 20-35 из текста того же писателя. Лихорадка наживы делает людей бессовестными, бездушными. Деньги превращаются в наиглавнейшую цель, для достижения которой ни с чем не считаются. В данном рассказе Поликарповна готова прогнать своего доброго, отзывчивого постояльца, Трифона Петровича только затем, чтобы побольше заработать на сдаче жилья. Как же велика и страшна сила денег!

Думаю, приведя два аргумента, я доказал своё понимание слов "жизненные ценности". Жаль, что не у всех людей они настоящие, такие как свобода, любовь, вера в людей. Встречаются и те, для кого главным в жизни являются роскошь и власть. Ставя себе цели, нужно быть осторожным, иначе можно угодить в плен ложных ценностей и загубить своё будущее.

 

 

«По дому плавали…»

2. 2

3. 3

4. Приподнимала

5. Неизбежны

6. Сказать

7. В лагере для детей

8. Произнесёт

9. 7

10. 3,4

11. 2

12. 1,4

13. 6

14. 9

 

15.1 Рус­ская по­сло­ви­ца гла­сит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Дей­стви­тель­но, каж­дый че­ло­век вы­би­ра­ет то об­ще­ство, в ко­то­ром ему будет ком­форт­но, в ко­то­ром его будут по­ни­мать, а он будет по­ни­мать окру­жа­ю­щих. Чем более при­тя­за­те­лен че­ло­век в своих тре­бо­ва­ни­ях и по­ни­ма­нии жизни, чем выше его мо­раль­ные, нрав­ствен­ные ка­че­ства, тем более вы­со­ко­го уров­ня его окру­же­ние. От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи.

В тек­сте Вик­то­рии То­ка­ре­вой в диа­ло­гах одной из ге­ро­инь можно про­сле­дить, как нормы куль­ту­ры речи, или, вер­нее, пре­не­бре­же­ние ими ха­рак­те­ри­зу­ет людей. Так, в пред­ло­же­ни­ях 17 - 18 (Я всё время буду в на­пряжёнке. (18)Она вечно что-ни­будь ляп­нет, и всем не­удоб­но…) ге­ро­и­ня ис­поль­зу­ет раз­го­вор­ные слова и жар­го­низ­мы: на­пряжёнке, ляп­нет. Речь Ок­са­ны про­из­во­дит на нас не­при­ят­ное, даже от­тал­ки­ва­ю­щее впе­чат­ле­ние. По­доб­ным же об­ра­зом ха­рак­те­ри­зу­ет де­вуш­ку и пред­ло­же­ние №13 (Чего она мне нервы мо­та­ет?) В этом пред­ло­же­нии речь ге­ро­и­ни также не от­ли­ча­ет­ся пра­виль­но­стью: не­умест­но ис­поль­зо­ван­ное ме­сто­име­ние «чего» вме­сто «по­че­му» или «что» го­во­рит о не­вос­пи­тан­но­сти Ок­са­ны, вос­при­ни­ма­ет­ся не­га­тив­но.

Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние Дж. Свиф­та: «Как че­ло­ве­ка можно рас­по­знать по об­ще­ству, в ко­то­ром он вра­ща­ет­ся, так о нём можно су­дить и по языку, ко­то­рым он вы­ра­жа­ет­ся».

 

15.2 Когда рож­да­ет­ся ребёнок, он ма­лень­кий, бес­по­мощ­ный, по­это­му все ста­ра­ют­ся о нём за­бо­тить­ся. Когда ребёнок под­рас­та­ет, при­об­ре­та­ет опре­делённые на­вы­ки са­мо­об­слу­жи­ва­ния, он мень­ше за­ви­сит от по­мо­щи окру­жа­ю­щих и по­это­му не все­гда за­бо­та о нём вы­ра­жа­ет­ся столь же ак­тив­но, как в пер­вые ме­ся­цы жизни ма­лы­ша. Об этом за­ду­мы­ва­ет­ся Ко­роль­ков.

В день рож­де­ния Ок­са­на рас­кры­лась вдруг для отца в новом свете. В пред­ло­же­нии номер 6 го­во­рит­ся о сущ­но­сти кон­флик­та между ма­те­рью и до­че­рью. Дочь вы­рос­ла, у неё дру­гие, от­лич­ные от ро­ди­тель­ских, ин­те­ре­сы. Она го­то­ва по­жерт­во­вать ува­же­ни­ем к ма­те­ри, лишь бы сде­лать всё так, как за­ду­ма­ла.

При­чи­на этого кон­флик­та вскры­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии номер 29. Отец за­ду­мы­ва­ет­ся над соб­ствен­ны­ми про­ма­ха­ми в вос­пи­та­нии до­че­ри. Он по­ни­ма­ет, что с такой жиз­нен­ной по­зи­ци­ей Ок­са­не будет не­про­сто об­щать­ся с лю­дь­ми. Имен­но по­это­му ещё не позд­но по­участ­во­вать в судь­бе де­воч­ки, чтобы за­ло­жить «фун­да­мент всей даль­ней­шей жизни».

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми тек­ста размыш­ле­ния героя В. То­ка­ре­вой о не­об­хо­ди­мо­сти при­сталь­но­го вни­ма­ния к вос­пи­та­нию до­че­ри, осо­бен­но в под­рост­ко­вом и юно­ше­ском воз­расте.

 

15.3 Жиз­нен­ные цен­но­сти — это иде­а­лы, убеж­де­ния, прин­ци­пы, которые для нас наи­бо­лее зна­чи­мы. Эти цен­но­сти слу­жат ори­ен­ти­ра­ми, кри­те­ри­я­ми ка­че­ства жизни и «пра­виль­но­сти» ре­ше­ний, дей­ствий. У каж­до­го че­ло­ве­ка цен­но­сти раз­ные. Для мно­гих людей самое цен­ное — это семья, дети.

Вот и Ко­роль­ков, герой тек­ста Вик­то­рии То­ка­ре­вой, за­ду­мы­ва­ет­ся о том, какие жиз­нен­ные цен­но­сти смог он за­ло­жить в дочь, раз она так ведёт себя по от­но­ше­нию к ма­те­ри: гру­бит, пре­не­бре­га­ет её же­ла­ни­я­ми, го­то­ва «по­жерт­во­вать» ею, лишь бы сде­лать всё так, как за­ду­ма­ла. На­вер­ное, не­ма­ло просчётов до­пу­стил он в вос­пи­та­нии до­че­ри. Отец по­ни­ма­ет, что с такой жиз­нен­ной по­зи­ци­ей Ок­са­не будет не­про­сто об­щать­ся с лю­дь­ми. Имен­но по­это­му ещё не позд­но по­участ­во­вать в судь­бе де­воч­ки, чтобы за­ло­жить «фун­да­мент всей даль­ней­шей жизни».

При­ме­ром пра­виль­ных се­мей­ных цен­но­стей может стать семья Ро­сто­вых из ро­ма­на Тол­сто­го «Война и мир». В ней царят лю­бовь, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, по­это­му дети Ро­сто­вых вы­рас­та­ют хо­ро­ши­ми лю­дь­ми, впи­тав­ши­ми се­мей­ные устои, ко­то­рые будут нести в свои семьи.

Наши жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми. Хо­ро­шо, если в семье фор­ми­ру­ют­ся пра­виль­ные жиз­нен­ные цен­но­сти, тогда че­ло­ве­ку проще идти с ними по жизни.

 

«В командировки мама и отец…»

2. 1

3. 2

4. Присылают

5. Подстриженными

6. Походил

7. Пробежка утром

8. Отец и мама писали

9. 19

10. 7,8

11. 3

12. 4,6

13. 12

14. 17

 

15.1 У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства. Ин­те­рес­на, по мне­нию рос­сий­ско­го линг­ви­ста В. Г. Вет­виц­ко­го, роль су­ще­стви­тель­ных в нашей речи. Не­слу­чай­но он утвер­ждал: «Имя су­ще­стви­тель­ное — это как бы дирижёр грам­ма­ти­че­ско­го ор­кест­ра. За ним зорко сле­дят ор­кест­ран­ты — за­ви­си­мые слова и упо­доб­ля­ют­ся ему по форме, со­гла­су­ют­ся с ним». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на.

Вы­бран­ные слова, а точ­нее, слова, под­би­ра­е­мые го­во­ря­щим по мере раз­во­ра­чи­ва­ния речи, долж­ны быть со­еди­не­ны друг с дру­гом в определённом по­ряд­ке и оформ­ле­ны в виде еди­но­го ком­плек­са, це­ле­на­прав­лен­но включённого в си­ту­а­цию об­ще­ния. Имен­но в этом роль су­ще­стви­тель­но­го труд­но пе­ре­оце­нить. Имена су­ще­стви­тель­ные яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в боль­шин­стве пред­ло­же­ний тек­ста (пред­ло­же­ния 1, 3, 4, 5 и дру­гие), а зна­чит опре­де­ля­ют их ос­нов­ное со­дер­жа­ние. Имена су­ще­стви­тель­ные яв­ля­ют­ся глав­ны­ми в сло­во­со­че­та­ни­ях, по­стро­ен­ных на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния (пред­ло­же­ние 2: «ма­ми­ной мамой») или управ­ле­ния (пред­ло­же­ние 6: «в конце пись­ма», пред­ло­же­ние 17: «режим дня»), по­это­му имен­но от них за­ви­сит форма за­ви­си­мо­го слова.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам Вет­виц­ко­го о роли су­ще­стви­тель­ных и их важ­но­сти в нашей речи.

 

15.3 Жизненные ценности занимают важное место в современном обществе. Ценности подразделяются на несколько групп: нравственные, материальные, общественно-политические и культурные. Какие из них нужнее? На эту тему можно дискутировать часами, но все мнения сходятся к единому: жизненные ценности - это то, без чего не сможет существовать человек.

В тексте А.Г. Алексина говорится о самых главных из них – о нравственных. Согласитесь, ведь сложно прожить без любви, семьи и дружбы... Семья как одна из важнейших нравственных ценностей обязательно должна строиться на добрых отношениях, общих интересах, любви и заботе. Докажем данный тезис.

Во-первых, обратимся за аргументом к тексту А.Г.Алексина. В семье мальчика существовала идиллия в отношениях, что, безусловно, очень важно. Помимо родственных связей, их объединяли общие увлечения. Например, главный герой и его бабушка очень любили кино, поэтому "спускали" на него деньги. Родители считали, что это крайне неразумно, ведь потом внуку и бабушке приходилось экономить на обедах, однако им это нравилось, это их объединяло.

Во-вторых, найдем подтверждение тезиса в жизненном опыте. На моей лестничной площадке живёт очень разносторонняя семья. Отец увлекается спортом и рыбалкой, мать - садоводством и музыкой, а их сын - танцами и литературой. Но, несмотря на их широкий кругозор, они не находят общих тем для разговора друг с другом. Думаю, очень важно иметь общие интересы. Хотя, как мне кажется, главное все-таки в том, чтобы каждый член семьи чувствовал заботу и любовь других, тогда отсутствие общих интересов не будет являться причиной разобщения.

Рассмотрев два аргумента, мы убедились, что семья - это не просто социальный статус, это определённая связь между людьми. И очень здорово, когда их связывает нечто большее, чем просто родственные отношения.

 

15.2 Герой тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на очень похож на свою ба­буш­ку. Это не­слу­чай­но, ведь они много вре­ме­ни про­во­дят вме­сте, когда ро­ди­те­ли уез­жа­ют в дли­тель­ные ко­ман­ди­ров­ки. Жиз­нен­ные цен­но­сти ба­буш­ки и ро­ди­те­лей маль­чи­ка от­ли­ча­ют­ся, об этом и го­во­рит­ся в фи­на­ле тек­ста.

В пред­ло­же­нии 13 (Ко­неч­но, ба­буш­ка была счаст­ли­ва за свою дочь, гор­ди­лась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко сле­до­ва­ла тем пра­ви­лам, к ко­то­рым нас с ней стре­ми­лись при­учить) го­во­рит­ся об от­но­ше­нии ба­буш­ки к цен­но­стям ро­ди­те­лей. Она не­сколь­ко иро­ни­зи­ру­ет над «пра­виль­но­стью» их жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров.

Сама ба­буш­ка го­то­ва на аван­тюр­ные по­ступ­ки. В пред­ло­же­нии 24 об одном из таких по­ступ­ков идёт речь: ба­буш­ка с вну­ком от­кла­ды­ва­ют день­ги на кино, но при этом эко­но­мят на обе­дах. По­че­му она так не по-взрос­ло­му по­сту­па­ет? Про­сто ба­буш­ка по­ни­ма­ет, что нель­зя за­гнать лю­бовь и от­кры­тость от­но­ше­ний между ею и вну­ком в опре­делённые рамки, нель­зя все де­лать по пра­ви­лам.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми тек­ста раз-мыш­ле­ния героя А. Алек­си­на о том, что до­ве­рие между ба­буш­кой и вну­ком воз­ни­ка­ет из-за общ­но­сти их ин­те­ре­сов, это их объ­еди­ня­ет и де­ла­ет сов­мест­ную жизнь ра­дост­ной.

 

15.3 Жиз­нен­ные цен­но­сти — это иде­а­лы, убеж­де­ния, прин­ци­пы, кото-рые для нас наи­бо­лее зна­чи­мы. Эти цен­но­сти слу­жат ори­ен­ти­ра­ми, кри­те­ри­я­ми ка­че­ства жизни и «пра­виль­но­сти» ре­ше­ний, дей­ствий. У каж­до­го че­ло­ве­ка цен­но­сти раз­ные. Для мно­гих людей самое цен­ное — это семья, дети.

Герой тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на очень похож на свою ба­буш­ку. Это не­слу­чай­но, ведь они много вре­ме­ни про­во­дят вме­сте, когда ро­ди­те­ли уез­жа­ют в дли­тель­ные ко­ман­ди­ров­ки. Ба­буш­ка го­то­ва даже на аван­тюр­ные по­ступ­ки. В пред­ло­же­нии 24 об одном из таких по­ступ­ков идёт речь: вме­сте с вну­ком они от­кла­ды­ва­ют день­ги на кино, но при этом эко­но­мят на обе­дах. По­че­му она так не по-взрос­ло­му по­сту­па­ет? Про­сто ба­буш­ка по­ни­ма­ет, что нель­зя за­гнать лю­бовь и от­кры­тость от­но­ше­ний между ею и вну­ком в опре­делённые рамки, нель­зя все де­лать по пра­ви­лам.

При­ме­ром пра­виль­ных се­мей­ных цен­но­стей может стать семья Ро­сто­вых из ро­ма­на Тол­сто­го «Война и мир». В ней царят лю­бовь, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, по­это­му дети Ро­сто­вых вы­рас­та­ют хо­ро­ши­ми лю­дь­ми, впи­тав­ши­ми се­мей­ные устои, ко­то­рые будут нести в свои семьи.

Наши жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми. Хо­ро­шо, если в семье фор­ми­ру­ют­ся пра­виль­ные жиз­нен­ные цен­но­сти, тогда че­ло­ве­ку проще идти с ними по жизни.

 

«В дверь позвонили…»

2. 2

3. 3

4. Избалованности

5. Растерянно

6. Современные

7. Сообщил с радостью

8. Скажите

9. 7

10. 6

11. 3

12. 1,4

13. 28

14. 39

 

15.1 Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте. Они по­мо­га­ют офор­мить наши мысли и тем самым пе­ре­дать их суть. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния. Из­вест­ный уче­ный Л.Т. Гри­го­рян осо­бое зна­че­ние при­да­ва­ла зна­кам пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии: «В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях раз­ные знаки пре­пи­на­ния упо­треб­ля­ют­ся по­то­му, что каж­дый из них ука­зы­ва­ет на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми».

В пред­ло­же­нии 5 при­ве­ден­но­го тек­ста Ка­ре­на Шах­на­за­ро­ва (Дамы рас­по­ла­га­лись в удоб­ных мяг­ких крес­лах; муж­чи­ны, об­ра­зо­вав групп­ки, бе­се­до­ва­ли друг с дру­гом) точка с за­пя­той ука­зы­ва­ет на то, что имен­но здесь гра­ни­ца ос­нов­ной части со­об­ще­ния, но далее есть дру­гая ин­фор­ма­ция - для раз­мыш­ле­ния чи­та­те­ля. В пред­ло­же­нии 39 (К нам гости – тут я со своим «Со­ловьём»!) между ча­стя­ми бес­со­юз­но­го пред­ло­же­ния ис­пользу­ет­ся тире, ко­то­рое ука­зы­ва­ет на зна­че­ние сле­до­ва­ния - одно со­бы­тие сле­ду­ет за дру­гим - вне­зап­но, во­пре­ки ожи­да­ни­ям.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми из тек­ста, что знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии ука­зы­ва­ют на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми, а зна­чит вы­ска­зы­ва­ние Л.Т. Гри­го­рян оправ­да­но.

 

 

15.2 Герои тек­ста Ка­ре­на Шах­на­за­ро­ва раз­мыш­ля­ют о цен­но­стях совре­мен­ной молодёжи. Взрос­лые не по­ни­ма­ют мо­ло­дых людей, их увлечений, счи­та­ют молодёжь из­ба­ло­ван­ной. Жиз­нен­ные цен­но­сти ро­ди­телей и детей раз­ные, об этом и го­во­рит­ся в при­ведённом фраг­мен­те тек-ста. В чём же при­чи­на этих раз­но­гла­сий?

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 6—8 го­во­рит­ся о том, как отец Кати пред­став­ля­ет её друга го­стям. Он де­ла­ет это снис­хо­ди­тель­но-на­смеш­ли­во, иро­ни­зи­ру­ет над мо­ло­дым че­ло­ве­ком и его жиз­нен­ны­ми ори­ен­ти­ра­ми. На­вер­ное, если бы меня пред­став­ля­ли таким об­ра­зом, мне бы вовсе не за­хо­те­лось об­щать­ся. Имен­но по­это­му Иван сму­ща­ет­ся, чем даёт новый повод для иро­нии.

Катя также го­то­ва на аван­тюр­ные по­ступ­ки, бро­сая вызов об­ще­ству взрос­лых. В пред­ло­же­нии 35 она пе­ре­фра­зи­ру­ет из­вест­ную песню, по­то­му что её ко­то­рый раз про­сят спеть «Со­ло­вья» для го­стей. Никто не ин­те­ре­су­ет­ся, хочет этого Катя или нет. По­лу­ча­ет­ся, что об­ви­няя молодёжь в от­сут­ствии «пра­виль­ных» цен­но­стей, взрос­лые сами не очень-то раз­би­ра­ют­ся, а правы ли они, у них-то всё ли нор­маль­но с от­но­ше­ни­ем к людям.

Между по­ко­ле­ни­я­ми не­из­беж­но воз­ни­ка­ют споры, и при­чи­ной этих спо­ров чаще всего яв­ля­ют­ся не столь­ко раз­но­гла­сия по каким-то прин­ци­пи­аль­ным во­про­сам, сколь­ко не­уме­ние порой вы­слу­шать и при­нять друг друга та­ки­ми, какие есть. Об этом и го­во­рит Карен Шах­на­за­ров.

 

15.3 Жиз­нен­ные цен­но­сти — это иде­а­лы, убеж­де­ния, прин­ци­пы, которые для нас наи­бо­лее зна­чи­мы. Эти цен­но­сти слу­жат ори­ен­ти­ра­ми, кри­те­ри­я­ми ка­че­ства жизни и «пра­виль­но­сти» ре­ше­ний, дей­ствий. У каж­до­го че­ло­ве­ка цен­но­сти раз­ные. Для мно­гих людей самое цен­ное — это семья, дети.

Герой тек­ста Ка­ре­на Шах­на­за­ро­ва раз­мыш­ля­ют о цен­но­стях совре­мен­ной молодёжи. Взрос­лые об­ща­ют­ся с молодёжью снис­хо­ди­тель­но-на­смеш­ли­во, видя в новом по­ко­ле­нии толь­ко ми­ну­сы. Катя бро­са­ет вызов ро­ди­те­лям и го­стям, по­то­му что никто не ин­те­ре­су­ет­ся, чего хочет она. По­лу­ча­ет­ся, что об­ви­няя молодёжь в от­сут­ствии «пра­виль­ных» цен­но­стей, взрос­лые сами не очень-то раз­би­ра­ют­ся, а правы ли они, у них-то всё ли нор­маль­но с от­но­ше­ни­ем к людям.

При­ме­ром пра­виль­ных се­мей­ных цен­но­стей может стать семья Ро­сто­вых из ро­ма­на Тол­сто­го «Война и мир». В ней царят лю­бовь, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, по­это­му дети Ро­сто­вых вы­рас­та­ют хо­ро­ши­ми лю­дь­ми, впи­тав­ши­ми се­мей­ные устои, ко­то­рые будут нести в свои семьи.

Наши жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми. Хо­ро­шо, если в семье фор­ми­ру­ют­ся пра­виль­ные жиз­нен­ные цен­но­сти, тогда че­ло­ве­ку проще идти с ними по жизни.

 

Любовь

«Прежде чем увидеть Наилю…»

2. 4

3. 4

4. Прибрежном

5. Рождённые

6. Взлетит

7. На песке берега

8. Голос понравился

9. 10

10. 2,3

11. 3

12. 3

13. 10

14. 7

 

15.1 В рус­ском языке есть по­ня­тие эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­но­го слова - лек­си­че­ской еди­ни­цы, ко­то­рая вклю­ча­ет в себя эле­мент оцен­ки. Слова с эмо­ци­о­наль­ной окрас­кой могут вклю­чать раз­но­об­раз­ные от­тен­ки: иро­ни­че­ский, не­одоб­ри­тель­ный, пре­зри­тель­ный, лас­ка­тель­ный... Эта окрас­ка, как пра­ви­ло, устой­чи­ва, по­сколь­ку воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те того, что само зна­че­ние слова со­дер­жит эле­мент оцен­ки: на­зва­ние пред­ме­та или яв­ле­ния, дей­ствия, при­зна­ка ослож­ня­ет­ся оце­ноч­но­стью, от­но­ше­ни­ем го­во­ря­ще­го к на­зы­ва­е­мо­му яв­ле­нию. Имен­но об этом го­во­рит со­вре­мен­ный линг­вист И.Г. Ми­ло­слав­ский, утвер­ждая: «Ос­нов­ной приём, вы­ра­жа­ю­щий же­ла­ние го­во­ря­ще­го внед­рить в со­зна­ние слу­ша­ю­ще­го имен­но свою оцен­ку си­ту­а­ции, — это выбор слов, со­дер­жа­щих оце­ноч­ный эле­мент».

На при­ме­рах из тек­ста Юрия Яко­вле­ва можно до­ка­зать пра­во­моч­ность утвер­жде­ния Ми­ло­слав­ско­го. Так, в пред­ло­же­нии 6 (Голос об­нов­лял слова, на­пол­нял теп­лом) эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова «об­нов­лял, на­пол­нял теп­лом» от­ра­жа­ют от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к ад­ре­са­ту со­об­ще­ния – к де­воч­ке Наиле. В пред­ло­же­нии 9 ис­поль­зу­ет­ся слово «вос­па­рит», ко­то­рое также вы­ра­жа­ет от­но­ше­ние рас­сказ­чи­ка к го­ло­су ге­ро­и­ни. Таким об­ра­зом, эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ная лек­си­ка упо­треб­ля­ет­ся в ху­до­же­ствен­ной и раз­го­вор­ной речи для со­зда­ния эмо­ци­о­наль­но­сти, об­раз­но­сти, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чи­та­те­ля, об­ра­ща­ю­щей его к оцен­ке си­ту­а­ции и ге­ро­ев. Сле­до­ва­тель­но, вы­ска­зы­ва­ние Ми­ло­слав­ско­го до­ка­за­но.

Date: 2015-08-24; view: 827; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию