Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование навыков самообслуживания и бытового труда





Обучение слепых детей навыкам самообслуживания, бытового и ручного труда требует от воспитателя значительной затраты энергии, а также знания специальных тифлопедагогических приемов обучения. Целью трудового воспитания является не только знакомство детей со способом выполнения каких-то определенных трудовых действий, но и выработка у них привычки к аккуратности и порядку, своевременному проведению всех необходимых гигиенических процедур, создание элементарных навыков организации своего труда. При этом важно, чтобы сам воспитатель неуклонно и строго поддерживал порядок в группе. Например, воспитатель показывает ребенку его место за столом в игровой комнате, в столовой, его кровать, место для одежды в шкафу. Нужно, чтобы были четко определены места для полотенца, зубной щетки, зубной пасты, мыла, для белья, одежды и обуви. Детям следует показать, куда и в каком порядке складывать одежду при раздевании, как складывать постельные принадлежности. Все это, особенно в первые дни пребывания детей в группе, требует помощи воспитателя.

Для создания навыков самообслуживания воспитатель дает образец полного поэтапного выполнения деятельности. Объяснение последовательности действий сопровождает практический показ.

На первом этапе обучения формулируются самые необходимые навыки: умывание, одевание, раздевание, поведение за обеденным столом. Детей необходимо научить различать в предметах обихода верх и низ, правую и левую сторону, узнавать их по характерным деталям. Без этих умений детям трудно овладеть навыками самообслуживания.

Формирование навыков одевания и раздевания – предпосылка развития самостоятельности и активности у ребенка. Поэтому в режиме дня, кроме повседневной работы по самообслуживанию, отводится специальное время для упражнений в этих трудовых навыках.

Так, воспитатель может посвятить 30 минут после завтрака на обучение детей самообслуживанию. В это время дети учатся надевать и снимать одежду, последовательно складывать и свертывать ее, правильно развешивать одежду на вешалке в шкафу.

Воспитатель каждому ребенку показывает все действия, сопровождая развернутыми словесными пояснениями. Таким образом определенное действие связывается слепым ребенком с означающим его словом.

Самое главное в обучении самообслуживанию не запоминание детьми последовательности действий и ориентиров (это слепые дети усваивают быстро), а умение практически и последовательно найти ориентиры, указанные воспитателем. Необходимо при обучении самообслуживанию опирается на индивидуальные ориентиры каждой вещи. Например, перед тем как дети начнут надевать одежду, воспитатель изучает с ними ее, выделяет ориентиры, по которым эта одежда может быть узнана и правильно использована. Определяются характерные особенности лицевой и изнаночной стороны данного предмета. Воспитатель использует не только осязательные признаки предметов, но и такие, которые могут быть восприняты остаточным зрением. Выделяются несколько основных признаков для определения лицевой и изнаночной стороны одежды:

1. Швы изнаночной стороны верхней одежды. (Их можно определить при помощи осязания ииспользуя остаточное зрение. Если на одежде запошивные швы, для определения изнанки используется подшивка, всегда обращенная на изнаночную сторону.)

2. Сама ткань.

а) В бельевых и окрашенных одним цветом тканях лицевая сторона гладкая, неворсистая.

б) На лицевой стороне больший блеск, лоск, приятный при осязании (сатин, эластик, молескин и т. д.).

в) Только на лицевой стороне имеется ворс (бумазея, вельвет).

г) На лицевой стороне – более яркий рисунок.

3. Индивидуальные признаки. (Наличие на лицевой стороне пуговиц, застежек-молний, крючков, карманов, бантиков, оборочек.)

Объясняя, как найти лицевую сторону вельветовой куртки, воспитатель показывает, что она на лицевой стороне ворсистая, а на изнаночной ворса нет; на изнанке имеются швы. Для определения лицевой и изнаночной стороны достаточно выделить один-два признака, остальные подключаются лишь в случае сомнения в правильности определения лицевой стороны. Чтобы определить переднюю часть одежды (платья, свитера, рубашки), достаточно положить любую верхнюю вещь на стол, сравнять плечи и найти вырез для головы. Спереди он более глубокий. Если есть воротник, внимание детей обращают на то, куда обращены концы воротника, где находится застежка – спереди или сзади, где находятся карманы и т. д.

Когда дети научатся находить изнанку одежды, застежку, воротник, можно учить их выворачивать платье на лицевую сторону. Здесь важно установить последовательность действий: ребенок находит подол, всовывает руки в рубашку, доводит их до самого ворота и, захватив руками ворот, опускает их вместе с рубашкой вниз. Сильно встряхнув руками, ребенок выворачивает рубашку на лицевую сторону. После этого последовательно выворачиваются рукава.

Слепые дети дошкольного возраста часто, даже умея правильно определить переднюю часть и спинку одежды, надевают ее задом наперед. Для того чтобы научить их правильно одеваться, важно показать исходное положение рубашки при надевании. Для этого можно положить рубашку на кровать или стол, так, чтобы к ребенку была обращена ее задняя сторона. Если рубашка с разрезом сверху донизу, то научиться ее надевать значительно быстрее и проще. Левой рукой нужно взять за ворот рубашки, а правую просовывать в рукав. Специально следует показывать детям застежки различного вида и учить их застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки.

Приведем пример. Воспитательница Московской школы слепых Р. Л. Зимина заготовила на каждого воспитанника по 2 планки с нашитыми на них пуговицами и прометанными застежками. В верхней части обе планки сшиты (это верх). Застегивают пуговицы всегда сверху вниз, а расстегивают – снизу вверх. (Планки используются также во время занятий по счету. Дети составляют задачи, изучают состав числа расстегивая и застегивая пуговицы.)

Для того чтобы приучить слепых детей к аккуратности, научить их быстро одеваться и раздеваться, нужно, чтобы они, раздеваясь, складывали свою одежду в определенном месте. Знание точного места каждой вещи исключает поиски, которые особенно трудны без зрительной ориентировки.

Почти никто из детей, приходящих в дошкольную группу, не умеет зашнуровывать ботинки и завязывать шнурки. Нужно учить детей этому.

Сначала легче научить расшнуровывать обувь. Ребенку предлагаю сесть на пол. Перед ребенком ставится зашнурованный ботинок (задником к ребенку, т. е. так, как будто перед ним собственная нога), и поочередно то правой, то левой рукой дети выдергивают шнурки из дырочек.

Безусловно, легче использовать обувь с молниями или липучками, но детей необходимо всё же учить шнуровать и завязывать шнурки. Шнуруются ботинки в следующем порядке: левая рука отыскивает на ботинке нижнюю свободную дырочку, а правая продергивает в нее снизу вверх шнурок. Левая рука захватывает шнурок и вытягивает из дырочки. Свободная правая рука отыскивает другой конец шнурка. Теперь, когда концы шнурка в обеих руках, нужно выпустить из левой руки шнурок, а тот конец шнурка, что был в правой, переложить в левую. Правая рука отыскивает справа свободную нижнюю дырочку, а левая продергивает в нее свой конец шнурка с тем, чтобы правая его вытащила. Эти операции повторяются и закрепляются путем индивидуального показа и в процессе совместных показа и действий («рука в руке») воспитателя и ребенка. Передача одного конца шнурка из левой руки в правую и обратно обеспечивает точность шнуровки. Дети в этом случае не путают последовательность шнуровки.

Обучив детей шнуровать ботинки, можно перейти к завязыванию шнурков. Сначала нужно учить завязывать толстый шнур или шарф и только после того, как дети научатся завязывать простые узлы на толстом материале, переходят к обучению завязыванию шнурков. Это можно делать и непосредственно на обуви, и на папках для бумаг, и на ботинках для кукол. Для лучшего объяснения процесса завязывания шнурков его можно разбить на несколько этапов.

Многие понятия дети получают, играя с куклами и игрушками, раздевая кукол и готовя их к купанию. Как это делать, показывается сначала руками детей, а затем предмет дается ребенку в руки и он прощупывает швы одежды, обследуя, где изнаночная и лицевая сторона платья или рубашки куклы. Дети находят застежку, петли и пуговицы. Определяют переднюю и заднюю часть одежды.

В дошкольной группе Московской школы-интерната для слепых детей воспитательница Р. Л. Зимина приготовила для больших кукол различные костюмы: спортивную форму, зимнюю и летнюю одежду, белье – и организовала игры, во время которых кукол приходилось одевать и раздевать. Дети купали кукол, водили их “гулять”, “в поликлинику”.

Во время игры “Купание детей” вместе с детьми готовится в ванночке вода, измеряется градусником ее температура. Дети раздевают кукол, моют и снова одевают. Такие игры способствуют закреплению навыков раздевания и одевания, руки слепого ребенка упражняются в мелких движениях.

После того как дети освоят основные навыки гигиены, раздевания и одевания, нужно учить их стелить постель перед сном, а в дальнейшем убирать ее после сна.

Начинается обучение с освоения детьми простых операций. Например, дети учатся складывать салфетки после еды.

Педагог учит своих воспитанников следующим образом:

– Найдите два угла на одной стороне салфетки, растяните салфетку на ширину размаха рук, середину зажмите подбородком к груди и сложите два ее угла вместе. Так вы сложили салфетку пополам. А теперь сделайте то же самое со свернутой салфеткой и расправьте руками все складки. Держа подбородком свернутую в четыре раза салфетку, положите руки на живот и отпустите салфетку. Она сама складывается пополам. Теперь соедините концы салфетки, разгладьте ее руками. Салфетка сложена.

Сначала воспитатель выполняет вместе с каждым ребенком, сопровождая каждое действие пояснением. При таком способе обучения слепым детям легко научиться складывать салфетки, так как они могут осуществить двигательный контроль.

Обучаясь стелить постель, дети пользуются этими навыками. Начинается обучение в игре с кукольной кроваткой. Перенести приобретенные навыки в новую ситуацию (стелить большую постель) значительно легче, чем сразу учиться стелить большую постель. Однако в этой новой ситуации приходится снова соблюдать всю последовательность операции и при переносе сложившихся умений показывать детям новые приемы, так как в работу включаются другие группы мышц.

Дети снимают подушку, кладут ее на стул рядом с кроватью и берутся у изголовья кровати за покрывало, расставив руки как можно шире. (Воспитатель проверяет, правильно ли они взялись за край покрывала.) После этого дети осторожно ведут покрывало к другой стороне кровати (к ногам), отступив назад. Доведя покрывало до спинки кровати, отпускают края и разглаживают руками, чтобы не было ни одной складки. Покрывало сложено пополам. Затем в середине кровати дети находят сгиб покрывала и еще раз также ведут покрывало к спинке кровати. Покрывало сложено еще раз пополам и стало совсем узким. Теперь дети берутся за его середину, поднимают до уровня груди и кладут на верхнюю перекладину спинки кровати. После этого в изголовье кровати кладется подушка так, чтобы пуговицы наволочки или нижний край были обращены вниз, к простыне.

На основе уже полученных умений складывать постельные принадлежности дети учатся стелить постель после сна. При этом слепым дошкольникам бывает очень трудно сложить одеяло вдоль кровати. Воспитатель находит рациональные пути объяснения и показа этой операции. Приведем пример.

– Возьмитесь, дети, за широкий край одеяла, разведите руки, насколько можете, и сделайте один шаг назад: край одеяла вместе с вами сдвинется на середину кровати. (Дети выполняют задание.) Положите на кровать край одеяла, что находится у вас в руках, так, чтобы сгиб был на самом краю кровати. Расправьте одеяло, чтобы не было складок. Теперь накрывайте постель покрывалом.

Таким образом, шаг становится для детей мерой величины пространства вокруг них. Очень важно при этом использовать знания детей о своем теле, о величине размаха рук, ширине шага и т. д. Только на основе того, что является для слепого дошкольника наиболее доступным как мера пространства, как мера всего окружающего, он может познать то, что расположено далеко от него.

Методы трудового воспитания определяются целями и задачами воспитания, особенностями возрастного развития детей и индивидуальными особенностями слепых детей. Один из самых важных методов всей воспитательной работы со слепыми детьми – индивидуальный, дифференцированный подход к воспитанию, учет особенностей имеющихся трудовых навыков и недостатков в трудовом воспитании ребенка.

Воспитатель анализирует трудовые навыки, имеющиеся у детей, и в соответствии с этим строит индивидуальную программу обучения, выбирает приемы и методы. Приведем несколько примеров того, как учитывались индивидуальные особенности развития детей, чтобы привить трудовые навыки и выработать правильное отношение к труду.

Витя Ж. (7 ½ лет, тотально слепой) пришел в группу, совершенно не умея обслуживать себя. Витя не мог снять и надеть рубашку, колготки, куртку, штаны, пальто, ботинки. Не умел намыливать руки, умываясь, он только протягивал вперед руки и подставлял их под струю воды. Не умел правильно держать ложку, вилку, ел только руками. Основной недостаток Вити – его пассивность. Помощь воспитателя Витя принимал как должное и переставал действовать сам, предоставляя воспитателю его обслуживать. Основной задачей в работе с Витей являлось развитие его активности и самостоятельности.

Первые попытки научить мальчика простейшим приемам самообслуживания кончились неудачей, так как его не интересовал процесс труда. Нужно было найти такой вид деятельности, который бы вызвал у Вити положительные эмоции, найти стимулы к трудовой деятельности. При значительной задержке умственного развития ребенка, вызванной педагогической запущенностью в условиях семьи, рассчитывать на общественную мотивацию и общественные стимулы было невозможно. Даже личные интересы Вити были очень ограниченны.

Первым шагом в возбуждении активности, направленной на формирование трудовых навыков самообслуживания, стало использование стремления Вити вкусно поесть. Опираясь сначала на активность, вызванную любовью покушать, воспитатель разрешал ему есть вкусную еду только с помощью прибора, постепенно показывая, как правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Постепенно воспитатель добился того, что Витя стал самостоятельно применять во время еды вилку и ложку. Первые достижения Вити и первые радости от успеха позволили воспитателю включить в сферу деятельности ребенка общественные мотивы, пока еще очень простые в виде похвалы за хорошо выполненное действие. Постепенно воспитатель ставил перед ребенком все более и более сложные задачи, не связанные непосредственно с удовлетворением его потребностей.

Таким образом воспитатель добился того, что Витя полностью овладел навыками самообслуживания.

Саша Р. пришел в школу очень недисциплинированным, несобранным и невнимательным мальчиком. Он нехотел делать ни одного дела, которое не получалось у него сразу, и требовал, чтобы за него эту работу выполнил кто-нибудь из товарищей или воспитатель.

Саша умел, например, определить лицевую и изнаночную сторону одежды, но подходил к воспитателю и настойчиво требовал показать ему, как нужно одеваться; умел застегивать пуговицы, но делал это только в том случае, если не возникало никаких затруднений. Ботинки зашнуровывал невнимательно, пропуская несколько дырочек, завязывал шнурки с трудом. Если ему делали замечание, он говорил: “Ну, не получается! Никак не получается! Сделайте сами”. Нередко путал правый и левый ботинки.

Умывая лицо, мыл только лоб и нос. После умывания кое-как складывал полотенце, на требование воспитателя исправить отвечал: “Мне не хочется”.

Дома мальчик никогда ничего не делал, в самообслуживании ему помогали бабушка и мать. В результате этого Саша не приобрел даже навыка пользоваться ложкой. Ел неаккуратно, болтал ложкой в тарелке, подставляя рот к тарелке и наливая в него суп. Вилкой тоже пользовался неправильно. Салфетки не употреблял. Воспитателю пришлось обратить особое внимание на формирование у Саши отношения к труду, на преодоление некоторых черт характера мальчика.

Исправление иждивенческих черт личности ребенка – процесс длительный. В период пребывания в дошкольной группе вся организация жизни и деятельности детей, знакомство с окружающими людьми, их трудом, использование примеров из литературы и жизненного опыта дают воспитателю возможность сформировать у ребенка уважение к человеку, его труду, создавая атмосферу уважения к тем детям, которые хорошо трудятся, вызывать у ребенка желание им подражать. Организуя посильную трудовую деятельность детей, воспитатель помогает каждому ребенку увидеть и свои возможности, а это в свою очередь становится стимулом, вызывающим интерес к самостоятельным действиям.

У Аллы Б. были почти такие же недостатки в трудовом воспитании. Однако они обусловлены не только педагогически неправильным воспитанием в семье, но и недоразвитием двигательной сферы: у нее слабые руки, скованные движения. Девочка плохо ориентируется в пространстве, одевается она очень медленно, делает много лишних движений. Все ее движения вялы и нецеленаправленны.

Алла с большим трудом понимала, как нужно надеть фартук, несмотря на то что на лицевой стороне его есть карман. Она могла определить, где передняя часть одежды, застегнуть пуговицы, однако все время приговаривала, что они трудно застегиваются и у нее никак не получается. Все делала с неохотой и постоянно требовала помощи от воспитателя или товарищей. Ела Алла очень некрасиво, чавкая, присвистывая. Платье, стол около нее всегда были залиты пищей.

Так как движения Аллы были неуверенны и замедленны, ей редко поручали сервировку стола. Чтобы не затягивать время, отведенное, на выполнение регламентированной режимом деятельности детей, Алле необходимо было поручать лишь часть ее, однако не устраняя полностью от бытового труда. В работе с Аллой помогли занятия лечебной физкультурой, направленные на укрепление мышц и развитие ориентировки, а также дозированные поручения, позволяющие ей почувствовать радость от достигнутого результата.

В трудовом воспитании слепого дошкольника необходимо много времени уделять выработке бережного отношения ребенка к своему труду, к труду взрослых, к результату их труда.

 

Date: 2015-09-02; view: 1161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию