Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аппликации





Совершенствованию ручных умений слепых детей способствуют занятия по аппликации. На этих занятиях решаются несколько задач: развитие ориентировки в малом пространстве на листе бумаги, развитие осязания, обогащение представлений. Наконец, подготовка к передаче объемных фигур в плоскостном изображении.

Очень важной является подготовительная работа – занятия с мозаикой. Мозаика служит средством развития ориентировки детей в малом пространстве и, что особенно важно, средством, развивающим тонкость и точность движения пальцев рук слепых детей.

Сначала выкладывание аппликаций из мозаик проводится с целью обучения простому вставлению штифтов грибковой мозаики в соответствующие им ячейки наборного полотна. Для этого дети правой рукой берут элемент мозаики и вставляют его в ячейку, найденную левой рукой. Такая работа очень важна для выработки умения оперировать левой и правой рукой. Функция левой руки при работе с мозаикой сходна с функцией руки при написании Брайлевского алфавита: левая рука направляет и контролирует правую, указывает ей место накола точки.

После того как дети овладеют умением вставлять элементы в ячейки мозаики точными и свободными движениями, перед ними ставят более сложные задачи, требующие высокой техники развития мелких движений, например составление рамочек по краям наборной доски. Когда дети овладеют этим видом работы, можно переходить к составлению простых узоров. В работе со слепыми детьми грибковая мозаика наиболее доступна, так как ее элементы (грибки) плотно входят в ячейки и не выпадают из них при прикосновении. На этой мозаике слепые дети легче могут проверить результаты своей работы, ощупывая выложенные фигуры, сравнивая их с наколотыми образцами.

Переход к шариковой мозаике требует от детей других умений – более точной координации движений, умения точно укладывать шарик в ячейку, найденную левой рукой.

Первые движения детей с шариковой мозаикой обычно хаотичные, напряженные. Дети сжимают пальцами шарики с такой силой, как будто хотят раздавить их. Руки детей дрожат от напряжения. Так же напряженно они вставляют шарик в ячейку. Только снятие излишнего напряжения позволит овладеть выкладыванием узоров на шариковой мозаике. Дети должны легко держать шарик в пальцах и не втыкать его со всей силой в ячейку (от этого он прилипает к пальцам и не укладывается на место), а свободно отпускать, разжимать пальцы так, чтобы шарик легко падал на наборную доску.

Воспитатель сначала учит детей легко брать шарик и выпускать его из пальцев, а потом использовать это умение в работе с наборной доской. Легкие координированные движения позволяют укладывать в ячейку шарик, не сбивая со своих мест другие, уже уложенные в рисунок. Такими же легкими движениями дети могут проверить правильность своей работы. Овладение легкими и точными движениями – предпосылка для появления самоконтроля при работе с шариковой мозаикой.

В работе с мозаикой дети используют остаточное зрение. Шарики и грибки мозаики цветные, очень красочные. Дети обычно выбирают для своих работ наиболее ярко окрашенные.

Так, например, одна из воспитанниц дошкольной группы Московской школы слепых Люда Т., выкладывая из мозаик вишню, сделала красными и ягоду, и стебель, и листья. На замечание воспитателя Люда отвечала, что так красивее, и с большой неохотой переделала листик на зеленый. Однако, когда воспитатель похвалил ее, сказав, что теперь Люда сделала очень красивую вишню и совсем как настоящую, и обратил внимание на то, как красиво сочетаются красный и зеленый цвета, девочка была очень довольна.

Работа с мозаикой удается не всем детям. Одни дети быстро справляются с заданиями, а другим требуются длительные упражнения. Так, например, Володя Б. долго не мог научиться выкладывать узоры из шариковой мозаики. Мальчик судорожно сжимал шарик и не мог положить его в ячейку, так как он прилипал к пальцам, а потом под собственной тяжестью падал, разрушая сделанное ранее. Для Володи пришлось подбирать самые простые рисунки, где шарики находятся на большом расстоянии друг от друга, чтобы мальчик не задевал их неверными движениями пальцев (например, выложить рамочку через ячейку или крупные фигуры прямоугольной, квадратной, треугольной формы).

При обучении слепых дошкольников составлению несложных предметных аппликаций из бумаги представления детей обогащаются знаниями о возможности передачи в плоском изображении объемных предметов. Это служит подготовительной работой к восприятию детьми рельефного рисунка в букваре по системе Брайля и к обучению рельефному рисованию.

На занятиях по аппликации с успехом используется описанное ранее пособие. Первые работы по выкладыванию аппликаций для овладения их пространственным взаиморасположением фигур проводятся на готовой аппликации, которая впоследствии может быть образцом для самостоятельного выполнения работы. Такая предварительная работа необходима слепым детям, не имеющим навыков работы с клеем, трудно решать сразу две задачи: ориентироваться на пространстве листа и наклеивать фигуры. Использование в обучении готовой аппликации позволяет развести эти две задачи.

Работа с клеем начинается с наклеивания на лист бумаги небольших листьев деревьев, собранных во время прогулки. Дети ощупывают лист, намазывают клеем одну его сторону и наклеивают его на бумагу. Они чувствуют гладкость бумаги и шероховатость листа. Обводят пальцем по краю листа. Воспитатель вырезает из бумаги листья той же формы и размера, что и натуральные, раздает их детям и спрашивает, похожи ли они на настоящие. Дети отвечают, что похожи.

Воспитатель говорит, что из одинаковых листьев можно сделать узоры. Вместе с детьми выполняют аппликацию из вырезанных листьев.

В следующий раз воспитатель приносит флажок и показывает, как можно вырезать из велюровой бумаги такой же флажок и наклеить на лист бумаги.

Рассматривая флажок, дети обращают внимание на то, что он состоит из двух частей – древка и полотна. Воспитатель дает детям вырезанные части флажка, предлагая наклеить их на бумагу. Перед ними ставится задача – правильно расположить эти части на бумаге, чтобы получился целый флажок.

Сложные аппликации из двух-трех частей требуют от воспитателя четкого объяснения и особого внимания к взаимному расположению частей, так как у слепых дошкольников представления об этом очень поверхностные. Например, занятие по аппликации в детском доме г. Уфы с наклеиванием на листе бумаги елочки и сидящего под ней зайчика показало, что дети считают возможным поместить зайчика под верхней веткой. Это значит, что при подготовке к занятию не было достаточно четко показано, как может сидеть зайчик под елочкой. Для конкретизации представлений детей можно использовать инсценировки. Например, в дошкольной группе Московской школы очень интересно была поставлена песенка “В лесу родилась елочка”. Были использованы костюмы, сшитые для музыкальной сказки “Теремок”, вырезана из картона елка, и дети весело прыгали вокруг нее, садились под нее на пол, на корточки, пели известную всем песенку “В лесу родилась елочка”. Воспитатель неоднократно задавал вопрос: “Где сидит зайчик? ”. Таким образом дети поняли выражение “под елочкой”.

На следующий день после веселой шумной игры было проведено занятие по аппликации на тему “Зайка под елочкой”. Воспитатель предложил детям вспомнить, как сидел вчера зайка под елочкой, отметить на листе бумаги черточкой землю, приклеить елочку, а под елочкой посадить зайку. Все дети справились с заданием. Катя сказала: “А можно мне солнышко наклеить?”

Четкое действенное объяснение на конкретных предметах и ситуациях помогает слепым детям преодолеть трудности соотнесения частей предметов и их расположение в пространстве.

Занятия аппликацией в дошкольных группах способствуют развитию пространственных представлений, координации движений рук слепых детей, учат их аккуратно обращаться с материалами. В процессе занятий аппликацией дети начинают понимать, что объемные предметы можно изобразить на бумаге, а это уже шаг к обучению чтению рельефного рисунка, систематический курс которого начинается в I классе школы слепых. Таким образом, занятия аппликацией – важный вид деятельности, готовящий слепого ребенка к школьному обучению.

 

Date: 2015-09-02; view: 1481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию