Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальные занятия





Музыкальные занятия в системе эстетического воспитания слепых занимает большое место. Музыка и пение помогают слепым детям понять красоту родной природы, красоту человеческих дел, создают бодрое и радостное настроение. Основные задачи музыкального воспитания слепых те же, что и задачи воспитания нормально видящих: детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У детей вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слепых: развитие координации движений и ориентировки в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике и жестам. Одна из важных задач музыкального воспитания – знакомство детей с природой и миром человеческих чувств.

При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух – основная опора слепого и в предметно-пространственной ориентировке. Развивая слух, обучая ребенка использовать звуковые сигналы, полученные извне для ориентировки, мы способствуем его общему развитию, приобретению ребенком новых знаний. На музыкальных занятиях у слепых дошкольников развивается музыкальный слух, совершенствуются навыки слухового восприятия, увеличивается запас слуховых представлений. Дети приучаются слушать инструментальную музыку, пение. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на характер музыки, учит понимать эмоциональную окраску музыкального произведения – бодрую, радостную или грустную.

Выбирая для слушания музыкальные произведения, жизнерадостные по содержанию и тональности, активизируют слепых детей, повышают их жизненный тонус, обогащают положительными эмоциями.

Детям исполняют также небольшие, несложные по содержанию инструментальные произведения для того, чтобы они учились определять характер музыкальных произведений (веселый, грустный), узнавать пьесы в форме марша, пляски, колыбельной и т. д. Дошкольники должны хорошо знать разученные музыкальные произведения и песни, узнавать их при исполнении на музыкальных инструментах или по мелодии, спетой без слов.

Прослушивание начинается с тех музыкальных произведений, которые доступно и ярко передают уже знакомые детям картины и воссоздают образы ранее воспринимавшихся предметов. Слушая музыкальные пьесы “Лошадка” Н. Потоловского, “Лошадка” Т. Ломовой, “Дождик” Г. Лобачева и т.д., дети живо представляют изображаемое при небольшой помощи воспитателя, напоминающего, например, как они прислушивались к цоканью копыт проезжающей лошади или к первым каплям дождя. Когда подобный репертуар уже усвоен, можно переходить к пьесам с более сложными образами, например, таким, как “На лодке” Любарского.

Приведем пример. Музыкальный воспитатель перед прослушиванием нового для детей произведения говорит: “Скоро к нам придет весна, и мы поедем на дачу, там будем кататься на лодочке. Вспомните, как мы катались на лодке по реке Уфимке в прошлом году. А в маленьких ручейках вы сами пускали маленькие лодочки, и они качались на волнах. Послушайте, я сыграю вам пьесу, в которой рассказывается, как плывет лодочка по воде – она спокойно плывет, плавно покачиваясь, ее гонит ветерок”.

Педагог играет первую часть пьесы и спрашивает, как звучит музыка. Дети отвечают, что спокойно, плавно.

Тогда воспитатель говорит: “А теперь слушайте, лодочка быстрее поплыла, она попала в сильное течение” – и играет вторую, более быструю часть пьесы. Дети вспоминают, как они быстро плыли на лодке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вторая часть пьесы очень быстрая. Для сравнения темпа нового музыкального произведения с ранее известным воспитатель играет отрывок из пьесы “Лошадка” Н. Потоловского, изображающий скачки лошади, и показывает, что характер этих двух произведений различен.

Через музыкальные произведения можно познакомить слепых детей с окружающей природой, людьми, чувствами людей. В песне 3. Левиной “Пришла весна” дети узнают нежное журчание ручейка, а в русской народной песне “Заинька” – характерные поскоки зайчика. Прослушивание музыкального изображения различных явлений природы способствует тому, что ребенок начинает искать эти звуки в природе, учится чувствовать их красоту.

Прослушивание музыкальных произведений помогает слепым детям лучше понимать чувства героев произведений и переживать вместе с ними их горе и радости. Так, прослушав произведение П. И. Чайковского “Болезнь куклы”, Володя сказал: “Жалко куклу, пусть она скорее вылечится”.

Дети часто связывают содержание разучиваемых песен с его музыкальным выражением. Однако следует уже в старшем дошкольном возрасте постепенно учить детей понимать музыкальные образы. Для этого проводятся специальные упражнения. Так, музыкальный руководитель рассказывает детям, что в лесу, на полянке, повстречались два зверя – медведь и заяц. Нужно узнать, кто из них пришел на полянку первым, а кто вторым. Дети отвечают, что медведь вышел первым, а потом прискакал зайчик, так как сначала темп музыки был более медленным, тона низкими, а потом – быстрым и тональность высокой.

“А кто это еще в лесу появился?”– спрашивает педагог и проигрывает мелодию кукушки. Дети весело отвечают: “Кукушка”.

Постепенно усложняя музыкальные образы, слепых детей приучают оценивать выразительность музыки, определять ее характер (марш, пляска, колыбельная и т. д.).

Восприятие музыки становится более полным, понимание ее углубляется по мере того, как дети учатся самостоятельно воспроизводить музыкальные произведения. Большое место в музыкальном воспитании детей занимает хоровое и индивидуальное пение.

На музыкальных занятиях дети слушают детские песни в исполнении педагога и поют сами. Когда дети слушают песни, то их внимание обращают на соответствие содержания песен его музыкальному выражению. Необходимо, чтобы содержание песен было понятно слепым детям.

В дошкольной группе дети должны овладеть навыками свободного и естественного пения без крика, научиться правильно открывать рот, правильно держать голову, корпус, не отставать и не опережать друг друга в пении, петь песни без инструментального сопровождения и с сопровождением.

В пении легче наблюдать за изменениями в силе, интонации и артикуляции речи, поэтому легче можно добиться выразительности речи. Этому способствует также ритм и мелодия музыки. Благодаря постоянным упражнениям в пении укрепляются голосовые связки, речь становится ритмичной, выразительной, ребенок владеет ею более гибко и свободно, что позволяет легче исправлять недостатки произношения.

Ребенок с раннего возраста старается, подражая взрослым, воспроизвести несложные мелодии. Слепые дети подражают пению, не видя перед собой поющего. Не умея контролировать движения своего лица, слепые дети дошкольного возраста плохо владеют мимикой, выразительностью пения, у многих из них неправильная артикуляция при пении, поза и т. д. Это затрудняет овладение вокальными навыками. Трудности эти преодолеваются в индивидуальной работе с детьми, а также по мере того, как дети учатся петь хором.

Во время пения музыкальный руководитель учит детей брать дыхание между фразами, правильно, отчетливо и выразительно произносить слова песни, петь, передавая музыкальные оттенки (тише, громче, быстрее, медленнее и т. д.).

Хоровое коллективное пение создает благоприятные условия для возникновения коллективных переживаний и чувств коллективизма.

Слушая и исполняя ритмичные, бодрые и радостные музыкальные произведения, дети испытывают радость, переживают чувства, которые выражены в произведении. Надо учить выражать эти чувства в движениях под музыку, в плясках, в музыкальных играх под пение и музыку.

Неуверенность в движении слепого дошкольника преодолевается в процессе занятий музыкой в связи с необходимостью подчинять свои движения строгому и четкому ритму музыки. В музыке показывается также ритмичность трудовых движений, что способствует в дальнейшем овладению трудовыми операциями.

В музыкальных играх и плясках дети учатся двигаться в соответствии с характером музыкальных произведений (бодрый, веселый, подвижный, спокойный), а также в соответствии с частями произведений, различными по характеру (2–3 части), с громкостью звучания (усиление и ослабление), с темпом (ускорение и замедление), с оттенками исполнения (плавно, отрывисто), заканчивать движения с прекращением музыки, исполнять несложные пляски, построенные на простейших плясовых движениях (притопывание одной ногой и двумя ногами попеременно, кружение поодиночке и парами, держась за руки, то в одну сторону, то в другую; полуприседание, хлопки в ладоши, помахивание кистями рук, повороты рук). Дети учатся правильно ходить, держать корпус прямо, легко бегать на носках, прыгать сгибая колени.

В играх с пением дети должны согласовывать содержание текста песни с характером мелодии, исполнять пляски, построенные на более сложных плясовых движениях (шаг галопа, полька, выставление ног на носок и пятку, шаг с притопыванием, полуприсядка, хлопки в разном ритме), развивать грацию и осанку как в играх, так и в плясках (шаг на всей ступне, поскоки с ноги на ногу, движение в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руки).

Во время музыкальных занятий необходимо совершенствовать основные движения – ходьбу, бег, прыжки под музыку в связи с характером музыкального произведения, что развивает у слепых детей грацию, ловкость, смелость.

Под пение детей следует проводить только игры со спокойными движениями. В играх же с бегом, с поскоками надо делить детей на две подгруппы: одни – поют вместе с воспитателем, другие – играют. Проводятся и такие пляски, где дети по своей инициативе выполняют знакомые движения.

 

Date: 2015-09-02; view: 1003; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию