Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абрахам Маслоу





Биографические сведения. Маслоу (Abraham Maslow, 1908-1970): родился в Бруклине, Нью-Йорк, в семье бедных русских иммигрантов. Он рос застенчивым и несчастным мальчиком. Хотя ему нрави­лось учиться в школе, ему трудно было адаптироваться. Он учился в Нью-Йоркском городском колледже, Корнеллском университете и за­вершил образование в университете Висконсина, где получил степень бакалавра и продолжил последипломную работу в психологии. Мас­лоу начал карьеру строго в рамках основного научного направления. Он прошел тщательное обучение под руководством Э. Л. Торндайка и Гарри Харлоу и написал нормативный учебник по патопсихологии (Wilson, 1972, р. 115-134). Маслоу утверждал, что в начале своей ка­рьеры был предан бихевиоризму (Goble, 1970, р. 11) и в каком-то смыс­ле никогда не отрекался от него; он всегда осознавал, что люди — субъекты обусловливания внешней среды. Но постепенно его все больше начинала раздражать односторонность бихевиоризма; ведь люди также обладают внутренней жизнью и потенциалом роста, твор­ческими способностями и свободным выбором.

С 1937 по 1951 г. Маслоу преподавал в Бруклинском колледже, а с 1951 по 1969 г. в университете Брандейс. Он также работал как психо­лог-клиницист, и однажды все лето потратил на полевое антропологи­ческое исследование индейцев канадской провинции Альберта (р. 12). Коллеги Маслоу описывали его как человека, преисполненного любопытства, удивления, открытого новым идеям (Manuel, 1972). По мере того как его работа развивалась, она расширялась и включала все но­вые материалы. Он хотел, чтобы психология вышла за рамки рацио­нальной науки и вобрала различные способы познания, в том числе и восточные философии. Таким образом, хотя Маслоу умер в 1970 г., прежде чем началась «когнитивная революция», он дал модель мыш­ления, альтернативную мышлению рациональному, ориентированно­му на выполнение задания, и лежащую в русле когнитивных теорий.

Идеи Маслоу. Первым шагом Маслоу в направлении гуманисти­ческой психологии была формулировка новой теории мотивации (1943). В соответствии с этой теорией существует шесть видов потреб­ностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, по­требности в принадлежности, потребности в любви, потребности в са­мооценке и на высшем уровне — потребности в самоактуализации. Эти потребности построены в иерархическом порядке, так что осуществле­ние потребностей более низкого уровня подталкивает организм на бо­лее высокий уровень. Например, человек, ощущающий сильную фи­зиологическую потребность, такую как голод, не будет чувствовать ни­какой другой мотивации, но когда его потребность удовлетворена, он перейдет на следующий уровень, т. е. на уровень потребностей в безо­пасности, и когда она будет удовлетворена, человек перейдет на третий уровень и так далее.

В своих основных работах Маслоу больше всего интересовался самым высоким уровнем потребностей, потребностью в самоактуа­лизации. Понятие самоактуализации он позаимствовал у Голдштей-на (Goldstein, 1939) и оно характеризует реализацию потенциала че­ловека, его способностей и талантов. Изучая их, Маслоу исследовал жизнь и опыт многих здоровых творческих людей. В его выборку входили современники и знакомые, такие как антрополог Рут Бене­дикт, общественные и исторические фигуры, такие как Томас Джеф-ферсон и Элеонора Рузвельт (Maslow, 1954, р. 202-203).

Маслоу пришел к выводу, что люди, реализующие себя, в отличие от большинства сохраняют некоторую независимость от общества. Большинство людей настолько сильно мотивированы потребностя­ми в принадлежности, любви и уважении, что боятся того, что другие могут их не одобрить. Они пытаются вести себя приемлемо для свое­го общества и делать все, что приносит им престиж. Люди, склонные к самоактуализации, наоборот, менее конформны. Видимо, на них меньше влияет социальное окружение, и они более спонтанны, сво­бодны и естественны в поведении. Хотя они и редко ведут себя вопре­ки традициям, в ответ на условности они обычно благодушно пожи­мают плечами. Вместо этого их прежде всего направляет потребность во внутреннем росте, развитии своего потенциала и осуществлении личной миссии в жизни (р. 223-228).

Из-за того что люди, стремящиеся к самоактуализации, достига­ют некоторой независимости от своей культуры, они не ограничиваются традиционным, абстрактным или стереотипным способом восприятия. Обычно люди, посещая музей, читают имена художников под картинами и воспринимают, руководствуясь традицией. Люди, стремящиеся к самоактуализации, наоборот, воспринимают все более непосредственно, наивно и таким, как есть. Они могут посмотреть на любую картину (дерево, птицу или ребенка), как будто ви­дят ее в первый раз; они могут найти чудесную красоту там, где дру­гие не увидят ничего, кроме обычного предмета (Maslow, 1966, р. 88). Они, по-видимому, сохраняют творческий, открытый подход, харак­терный для маленького ребенка. Как и у ребенка, их установка зача­стую представляет собой «поглощенность, очарование, взгляд ши­роко открытых глаз и восхищение окружающим» (р. 100). К сожа­лению, большинство детей утрачивают этот подход к жизни в процессе социализации.

Когда такое восприятие интенсивно, оно называется «пиковым переживанием». Человека одолевает благоговение и удивление перед объектом — лесом, любовником, ребенком — и он делается на столько поглощенным своим переживанием, что утрачивает всякое самоосознание. Человек может даже чувствовать мистическое ощущение единения с трансцендентной красотой и совершенством. В любом случае не делается никакой попытки назвать предмет, свести его к какой-то категории, использовать его для какой-либо цели.

Во многом люди, склонные к самоактуализации — хорошие специалисты в феноменологии. Достигает их восприятие или нет уровня пиковых переживаний, они отстраняются или выходят за рамки обычных переживаний. Они вбирают конкретный непосредственный опыт (Maslow, 1966, р. 87). Маслоу также сравнивал метод людей, склонных к самоактуализации с «даосским "пусть будет"», что означает одобрительную, открытую оценку предметов, без слияния с ними или попыток их контролировать (Maslow, 1962, р. 86).

Маслоу полагал, что психологи и другие ученые могут многое Вызнать, пользуясь феноменологическим и даосским подходами. Ши­роко распространено мнение, что наука должна развиваться интел­лектуально и целенаправленно. Как ученые мы должны четко опре­делить цель нашего исследования и затем собрать данные, помогающие разрешить проблему или протестировать гипотезу. В процессе мы фильтруем весь богатый опыт людей и вещей, не составляющих це­лей нашего исследования. Маслоу предположил, что, до того как мы будем поглощены нашими целями, гипотезами и обобщениями, мы открыты миру сенсорного, дорационального и опытного уровня. Нам следует попытаться воспринять мир более непосредственно и чутко, подчиняясь тому, что движет нами, очаровывает нас, как детей. Затем мы приходим к пониманию, которое дает нам информацию в нашей рациональной, целенаправленной работе (Maslow, 1966; 1968, р. 184). Маслоу перерабатывал свои идеи в течение многих лет и не всегда был систематичен. Но в общих чертах его позиция была следую­щей:

Люди обладают врожденной биологической внутренней при­родой, включающей все базовые потребности и импульсы роста и самоактуализации (1962, р. 190; 1971, р. 25).

Это внутреннее ядро отчасти характерно для вида в целом и отчасти свойственно темпераменту, так как у всех нас особые склон­ности, темпераменты и способности (р. 191).

Наше внутреннее ядро — это позитивная сила, стремящаяся к реализации, подобно тому, как желудь стремится превратиться в дуб. Важно признать, что именно наша внутренняя природа, а не окру­жающая среда, играет направляющую роль. Окружающая среда, как солнце, еда и вода; она питает рост, но это не семя. Социальную и образовательную практику надо оценивать не с точки зрения того, насколько эффективно она контролирует ребенка или позволяет ребенку приспособиться, но в зависимости от того, насколько хоро­шо эта практика поддерживает и питает внутренний потенциал ре­бенка (р. 160-161, 211-212).

Наша внутренняя природа не так сильна, как инстинкты у жи­вотных. Скорее, она незаметна, тонка и во многом слаба. Ее легко «подавить в процессе обучения, культурных ожиданий, страха, нео­добрения и так далее» (р. 191).

Подавление нашей внутренней природы, как правило, происхо­дит в детстве. Вначале дети обладают внутренней мудростью и с ува­жением относятся ко всему, что делают, — в том числе к потреблению пищи, сну, приучению к горшку и побуждению вставать или ходить. Дети также жадно исследуют окружающую среду, сосредоточиваясь на отдельных вещах, которыми они восхищаются. Их собственные чувства и внутренние побуждения ведут их по направлению к здоро­вому росту. Однако социализирующим агентам часто не достает ува­жения к выбору детей. Вместо этого они пытаются направлять детей, учить их, как себя вести. Они их критикуют, исправляют ошибки и пытаются дать им «правильные ответы». В результате дети перестают доверять самим себе и своим чувствам и начинают опираться на мне­ния других людей, (р. 49-55,150,198-199).

Даже если наше внутреннее ядро с его побуждениями к самоак­туализации — слабо, оно редко исчезает вообще — даже во взрослом возрасте. Оно сохраняется в бессознательном, говорит с нами внут­ренним голосом и ждет, чтобы мы его услышали. Внутренние сигна­лы могут привести даже невротичного взрослого назад к захоронен­ным способностям и неосуществленному потенциалу. Наше внутрен­нее ядро — это давление, которое мы называем «волей к здоровью», и именно на этом побуждении основывается успешная психотерапия (р. 192-193).

Есть немногие люди, истинно стремящиеся к самоактуализа­ции, которые всегда остаются глубоко отзывчивыми к своей внут­ренней природе и импульсам роста. Эти люди менее всего подвер­жены влиянию и давлению культуры и сохраняют способность смотреть на мир спонтанно, непосредственно, как дети.

Date: 2015-09-02; view: 603; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию