Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманистическая психологияИстория вопроса Гуманистическая психология — единственное современное проявление старой интеллектуальной традиции, уходящей корнями в древнейшие философии мира. Не существует единой системы гуманистических представлений; гуманизм в разные исторические эпохи принимал различные формы. Он возникал в такое время, когда люди чувствовали, что какая-либо система или власть — политическая, моральная или интеллектуальная — подрывала достоинство человека или нарушала его целостность (Hawton, 1961; Fromm, 1967). Многие ранние гуманистические работы были направлены против религиозных догм. Например, такие авторы XVI в., как Эразм Роттердамский и Томас Мор, писали, что церковь часто побуждала людей слепо придерживаться религиозных доктрин, тем самым подрывая их достоинство и отнимая у них свободу самостоятельного мышления. Более того, церковь часто натравливала христиан против нехристиан, хотя ее цель — укрепление терпимости и братства (de Santiallana, 1956, p. 27-30,92-95). Расцвет гуманистической философии произошел в XVIII в., в эпоху Просвещения, когда работы Локка нашли сильный отклик. До Локка политические и религиозные лидеры считали, что люди по своей природе злы и поэтому их нужно подавлять. Но если Локк был прав — если люди всего лишь продукт своей среды, — тогда нужно изменить среду, чтобы сделать их лучше, и тогда подавление будет не обязательно. Более того, если неравенство не врожденно, а является результатом влияния обстоятельств, то и его можно ликвидировать. Дух эпохи Просвещения был вполне оптимистичным; просветители верили в неограниченные возможности человеческого прогресса. Чтобы достичь наибольшего прогресса, Локк, Вольтер и др. обратились к науке. Они считали, что научный метод — непосредственная, осторожная проверка гипотез при помощи эмпирических доказательств — поможет узнать, как создать наилучшие условия для всех людей (Berlin, 1956, р. 11-29). Представления времен эпохи Просвещения и сторонников теории окружающей среды до сих пор продолжают влиять на некоторые направления гуманистической мысли. Тем не менее никакая система представлений никогда не провозглашала полной лояльности ко всем гуманистам. Фактически, современная психология, представляющая собой сочетание науки и теории влияния окружающей среды, приняла слишком косную и ограниченную форму, и сторонники гуманистических взглядов стали открыто говорить об этом.
|