Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные концепции





Парадигма классического обусловливания. Типичный экспери­мент (Pavlov, 1928, р. 104) заключался в том, что собаку закрепляли в сооружении из ремней, ограничивающих ее движения, в темной ком­нате, и затем включали свет. Через 30 секунд в рот собаки клали не­много пищи, что вызывало рефлекс слюноотделения. Вся процедура повторялась несколько раз, и каждый раз включение света соединя­лось с появлением пищи во рту у собаки. Через какое-то время свет, изначально не имевший никакого отношения к слюноотделению, сам по себе начинал вызывать тот же рефлекс. Реакция собаки оказыва­лась обусловлена включением света.

По терминологии Павлова (1927, лекции 2 и 3), появление пищи во рту было необусловленным стимулом {unconditionedstimulus); уче­ным не требовалось создавать специальные условия для того, чтобы животное реагировало слюноотделением на пищу. Свет, наоборот, являлся обусловленным стимулом {conditioned stimulus); его воздей­ствие являлось результатом создания определенных условий.1 Слю­ноотделение при появлении пищи во рту было названо безусловным

1 Павлов использовал слова безусловный {unconditional) и условный {condi­tional), здесь они преобразованы в общепринятые для современной психологии термины необусловленный и обусловленный рефлексом {unconditioned reflex), а слюноотделение при включении — условным рефлексом {conditioned reflex). Сам процесс получил наи­менование классического обусловливания {classical conditioning).

Вы, возможно, уже обратили внимание, что обусловленный сти­мул в этом эксперименте появлялся раньше, чем необусловленный; Павлов и его ассистенты включали свет перед тем, как положить пищу в рот собаки. Одним из вопросов, которыми задавался Пав­лов, был вопрос о том, является ли этот порядок наилучшим для обусловливания. Путем экспериментальных исследований, он и его студенты обнаружили, что это, действительно, так. Выяснилось, что очень трудно привязать рефлекс к обусловленному стимулу, если он появляется после необусловленного (р. 27-28). Другие экспери­менты показали, что реакция вырабатывается быстрее всего, когда необусловленный стимул следует примерно через полсекунды за обусловленным (Schwartz, 1989, р. 83).

Павлов также открыл еще несколько принципов обусловливания, и некоторые из них мы сейчас кратко рассмотрим.

Угашение. Стимул, однажды усвоенный в процессе обусловли­вания, не остается таковым навсегда, независимо от обстоятельств. Как показывают эксперименты Павлова, хотя свет и можно превра­тить в стимул, вызывающий слюноотделение у собаки, если затем несколько раз включать свет, не сопровождая его пищей, он начина­ет терять свою эффективность. Слюны становится все меньше и меньше, пока, наконец, не наступает момент, когда она совсем пере­стает появляться. Таким образом, происходит угашение (extinction) (Pavlov, 1928, p. 297).

Павлов открыл также, что, несмотря на угашение условных реф­лексов, обычно существует возможность их спонтанного восстановле­ния (spontaneous recovery). В одном из опытов (Pavlov, 1927, р. 58) соба­ку приучили выделять слюну в ответ на один лишь вид пищи -обус­ловленный стимул. (До этого слюна выделялась у собаки только тогда, когда пища попадала в ее рот.) Затем обусловленный стимул шесть раз подряд демонстрировался в течение 3 минут без подкрепления необус­ловленным стимулом (кормлением), и на шестой раз слюна у собаки перестала выделяться. Таким образом, реакция как будто бы пропала. Однако после двухчасового перерыва "в эксперименте демонстрация обусловленного стимула опять вызвала появление среднего количества слюны. То есть имело место спонтанное восстановление условного реф­лекса. Если бы экспериментаторы и дальше продолжали «угашать» ре­акцию, показывая один только обусловленный стимул, не сопровож­даемый связанным с ним необусловленным, эффект спонтанного вос­становления должен был бы также исчезнуть.

Генерализация стимула (stimulus generalization). Хотя услов­ный рефлекс формируется при помощи одного стимула, в дальней­шем не только этот конкретный стимул способен вызывать данный рефлекс. По-видимому, выученная реакция распространяется, без дополнительного обусловливания, на некоторый диапазон подоб­ных стимулов (Pavlov, 1928, р. 157). Например, если у собаки выра­ботался условный рефлекс слюноотделения в ответ на звонок опре­деленного тона, то эта собака будет так же реагировать и на звонок другого тона. Действенность подобных стимулов варьируется от сте­пени их сходства с оригинальным обусловленным стимулом. Пав­лов считал, что генерализация стимулов основана на физиологичес­ком процессе, который он назвал иррадиацией {irradiation). Обус­ловленный изначально стимул возбуждает определенный участок головного мозга, и затем это возбуждение распространяется на дру­гие участки (р. 157).

Дифференциация. Происходящая вначале генерализация посте­пенно уступает место процессу дифференциации. Если собака будет слышать звонки других тонов и не получать при этом пищи, то вско­ре ее реакция станет более избирательной, т. е. собака будет реагиро­вать выделением слюны только на звонки, наиболее близкие по тону к изначальному стимулу. Можно также активно производить диф­ференциацию, включая звонки различных тонов и сопровождая кор­млением только звонок одного определенного тона. Это был бы пример эксперимента на дифференциацию стимулов (Pavlov, 1927, р. 118-130).

Обусловливание высших порядков. И, наконец, Павлов показал, что когда реакция на обусловленный стимул закрепляется, этот сти­мул можно использовать уже отдельно для того, чтобы связать дан­ную реакцию с новым, прежде нейтральным стимулом. В одном из экспериментов студент Павлова натренировал собаку так, чтобы она реагировала слюноотделением на звонок, а затем звонил в звонок (не сопровождая это пищей) и при этом показывал собаке черный квад­рат. После нескольких повторов вид черного квадрата также стал вы­зывать у собаки выделение слюны. Такое явление называется обус­ловливанием второго порядка. Павлов смог также, в некоторых слу­чаях, добиться реакции на обусловленные стимулы третьего порядка, но дальше в этом направлении ему продвинуться не удалось (р. 34).

Оценка

В некотором смысле основные идеи Павлова не были новыми. Еще в XVII в. Локк выдвигал гипотезу о том, что знания основыва­ются на ассоциациях. Однако Павлов пошел дальше Локка и доказал несколько принципов ассоциативного обучения с помощью ла­бораторных экспериментов. Тем самым он вывел теорию научения из области чистой спекуляции. Исследования Павлова, как мы уви­дим дальше, не охватывают всего, что можно сказать об обусловли­вании; в частности, действие того типа обусловливания, который он изучал, по-видимому, ограничено небольшим количеством врожден­ных реакций. Однако Павлов был первым, кто поставил теорию на­учения на твердую научную основу.

Уотсон

Date: 2015-09-02; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию