Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский космизм





Одной из центральных проблем русской философии XIX в. была проблема человека. Отсюда ее своеобразный антропологизм, который предстает в виде религиозной философии человека. Это – одна из тенденций в развитии философии в России. Другая тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания. Речь идет о русском космизме.

В русском космизме встают проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

В философии «общего дела» Николая Федоровича Федорова (1829–1903) человеческая активность простирается до овладения не только пространством и временем. Благодаря познанию и труду, полагает Федоров, люди смогут так регулировать природные процессы, что обретут бессмертие и возвратят к жизни, «воскресят» ушедшие поколения.

В конце XIX в. физик Николай Умов (1846–1915) полагал, что человек – не случайное явление во Вселенной, ему предназначено стать могущественным фактором противодействия хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были углублены и развиты Константином Эдуардовичем Циолковским(1857–1955). Его проекты реактивных летательных аппаратов были, собственно, приложением к его «космической философии».

Выдающийся ученый-естествоиспытатель Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. В 1924 г. Чижевский публикует работу «О периодичности всемирно-исторического процесса». На богатом фактическом материале ученый доказывает существование природных и космический ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции) во многом определяются, по мнению Чижевского, поведением нашего светила. По подсчетам Чижевского, во время минимальной солнечной активности наблюдается и минимум массовых социальных движений – 5%, во время пика активности Солнца их число достигает 60%.

Идеи космизма воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского (1864–1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Термином «ноосфера» ученый, вслед за французским мыслителем Тейяром де Шарденом, обозначил новую оболочку земли, возникшую над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству.



Вера в безграничные возможности человеческого прогресса у русских космистов сопрягалась с мыслями о единстве всего человечества, его неуклонного нравственного совершенствования.

Литература

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2002.

2. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.

4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

5. Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2000.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1995.

9. Бердяев Н.А. Русская идея. //О России и русской философской культуре. М., 1990.

10. Бердяев С.Н. Судьба России. М., 1990.

11. Вехи. Из глубины. М., 1991.

12. Розанов В.В. Соч. в 2-х томах. М., 1990.

13. Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.

14. Чаадаев П.Я. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.

15. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Вопросы к теме «Философская мысль России»

1. Какие этапы прошла в своем развитии философская мысль в России? Укажите их специфику.

2. В чем заключаются предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной мысли в России?

3. Что общего и чем отличаются позиции западников и славянофилов? Кто их представлял?

4. Какие формы приобрела дискуссия о судьбах России к концу XIX – началу XX вв.?

5. Что такое консерватизм? Как идеи консерватизма философски обосновывались русскими мыслителями?

6. Какова основная проблематика философии Вл. Соловьева?

7. Как ставились и решались проблемы человека, свободы, духовных ценностей в религиозной философии конца XIX – начала XX вв.?

8. Дайте характеристику основных идей русского космизма.


[1] Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 459.

[2] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

[3] Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоп. эгоизм).

[4] Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 774.








Date: 2015-09-02; view: 34; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию