Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия русского революционного демократизма и консерватизма





В 60-е гг. на арену общественной жизни начинает выходить разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интеллигенции в этот период были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку. Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Эти мыслители критиковали поколение идеалистов 40-х годов, не любили мечтательности и требовали полезного дела.

Центральной фигурой русской социальной мысли 60-х годов был Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889). Сторонник антропологического материализма Фейербаха он, пытался также последовательно провести эту позицию в анализе общественной жизни и истории. Идеалом общественного обустройства было для него социалистическое общество. Он приходит к убеждению, что единственный путь улучшения отношений между людьми (сделать человека добрым и порядочным) – это путь социальных преобразований, т. е. изменения хозяйственных отношений. Основой, на которой станет возможным переход к социализму, Чернышевский считал общину. Но община может стать основой перехода к социализму, если в ней будут развиты промышленность, наука, культура. После реформы 1861 г. Чернышевский охладел к общине и его идеалом становится «государственная собственность с общинным владением». Осуществление социалистических преобразований в России Чернышевский связывал с революционной борьбой крестьянских масс.

Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма», которая была своего рода рационалистическим фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». Обращение к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи были горячо восприняты, а его книга стала как бы библией для будущих революционеров в России, оказав большое влияние на идеологию русского марксизма.

Если в 40-е годы философия вырабатывала идеал гармонически развитой личности, то идеал «разумной личности» был сужением, сведением идеала к жертвенности. «Новые люди» Чернышевского, как и их реальные прототипы, способны к жертве, к отказу от всякого жизненного благополучия.

Николай Александрович Добролюбов (1836–1861), ближайший друг и соратник Чернышевского, прожил короткую, но яркую жизнь. В своих взглядах Добролюбов не выходит за рамки просветительско-антропологической философии истории.

По Добролюбову, искусство в массе своей представляет «силу служебную», значение которой состоит в пропаганде и служении делу просвещения. Литература и искусство должны стать проводниками благородных идей. Влияние критических статей Добролюбова на молодое поколение было огромным. «Целый ряд поколений… – писал В.В. Розанов, – неотразимо подчинился его влиянию, усвоил тот особый душевный склад, тот оттенок чувства и направление мысли, которое жило в этом еще так молодом и уже так странно могущественном человеке. И кто из нас…не вспомнит, как за томом сочинений Добролюбова забывались и университетские лекции, и вся мудрость, ветхая и великая, которая могла быть усвоена из разных старых и новых книг. К нему примыкали все наши надежды, вся любовь и всякая ненависть».

Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868) – высокоталантливый писатель, критик, нигилист. Тот поворот к реализму, к конкретной действительности, который наметил Чернышевский, доходит у Писарева до своей крайности. Этическая позиция Писарева является типичной для радикального крыла русских революционных демократов: это сведение всего поведения человека к эгоизму, почитание всего «естественного» и, вместе с тем, вера в «естественное» благородство и доброту человека. Нигилизм Писарева есть следствие его радикального индивидуализма, его патетической защиты полной и всецелой свободы личности.

В своей борьбе с искусством Писарев доходил до крайних выводов. Так, считая, что в русской литературе не было и нет «замечательных поэтов», он объявил поэтическое творчество В. А. Жуковского и А. С. Пушкина «пародией» на подлинную поэзию. Презирая все, что не приносит существенной пользы, он утверждал, что «эстетика исчезает (ныне) в физиологии и гигиене». Для эстетической позиции Писарева характерно противоречие: так называемое «разрушение эстетики» и в то же время страстное искание именно эстетической стороны в жизни, отвращение к пошлости и мещанству.

Нигилизм Писарева выражал непримиримость к самодержавно-крепостническому строю, религии, традиционной морали и образу жизни, изысканной литературе. Вместе с тем он был обращен также против некоторых иллюзий революционной демократии конца 50–60-х гг.

Н.Бердяев называет Добролюбова, Чернышевского, Писарева русскими просветителями, которые мало походили на западных просветителей. У русских нигилистически настроенных просветителей-атеистов было большое правдолюбие, отвращение ко всякой лжи и ко всяким прикрасам, ко всякой возвышенной риторике.

К консервативно мыслящей интеллигенции в XIX в. принадлежали самые разные общественные и культурные деятели. Консерваторами были Ф. М. Достоевский, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, И. С. Аксаков и др. Объединяла их традиционная установка консерватизма: «что можно не менять, менять не надо», – которая не только не исключала, но и предполагала необходимость реформирования общества. Однако реформы должны быть осторожными, не нарушающими исторически сложившиеся формы социальной и культурной жизни. Например, И. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин считали любое ограничение самодержавия и введение конституционного строя в России крайне опасным, в то же время они последовательно выступали за гражданские свободы: слова, печати, совести и т. д.

Главная тема религиозно-философских исканий Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) – взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. В своих произведениях мыслитель исследует все губительные последствия отказа человека от веры в Бога. Человек, по Достоевскому, есть великая тайна: нет ничего значительнее и дороже человека, хотя нет и ничего страшнее его. Он высмеивает рационалистические трактовки человека, согласно которым поведение человека определяется его рассудком и соображениями выгоды.

По мнению писателя, человек в цельности своей природы есть существо иррациональное, поэтому рассудочным путем познать природу человека невозможно. В человеке скрыт акт творчества, который привносит в жизнь человека страдания и радости.

Бытие человека определяется жаждой свободы, составляющей сущность человека, его стремление к самоутверждению. Свобода для человека – это всегда свобода выбора между добром и злом. Но может ли сам человек, руководствуясь своими человеческими установлениями, определить, что есть добро и что есть зло? Отрицая Бога, человек приходит к мысли, что «если Бога нет, то все позволено». Без Бога нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Потеряв веру, человек неизбежно становится на путь саморазрушения личности, как герои романов Ф.М. Достоевского – Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин.

Оказавшись свободными от Бога, люди тут же будут искать, перед кем преклониться, кому предоставить право выбора и на кого возложить ответственность, поскольку «спокойствие... человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла».

В своей философии истории он предпринял попытку синтеза взглядов славянофилов и западников.

Подобно западникам, Достоевский признавал, что «Европа так же была отечеством нашим, как и Россия». Прогрессивность Европы западники видели в развитии экономики и гражданском устройстве. Кроме экономических богатств, утверждал Достоевский, есть еще и сокровища духа, а сила духа для него была всегда выше экономической силы.

Подобно славянофилам Ф.М. Достоевский полагал, что у России есть особый исторический путь, отличный от западноевропейского. Собственный путь развития определяется, прежде всего, национальными особенностями русского народа, душа которого срослась с высокими и святыми идеалами христианства. Дух русского народа, считает Достоевский, – это такая сила, которой никто в мире еще не осознал.

Задача же заключается в том, чтобы добиться гармонического синтеза родной почвы и привнесенных элементов европейской культуры. Именно в способности к синтезу своего и чужого, «всемирной отзывчивости». Достоевский видел особенность русской культуры, которая является выражением русского национального характера. Он считал, что спасение человечеству придет из возрожденной России, отзывчивость народа которой могла бы стать духовной основой единения людей.

Ф.М. Достоевский как мыслитель и художник оказал огромное влияние на идейное развитие конца XIX – XX вв. В России он дал толчок религиозно-философскому движению начала XX в. На Западе идеи Достоевского послужили одним из источников экзистенциализма.

Консерватизм Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева не исчерпывался политическими пристрастиями, он был распространен на философию истории и культуры.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – ученый-естествоиспытатель. Однако самым известным его сочинением стала работа «Россия и Европа» (1871). Данилевский подверг критике европоцентризм и общепринятую схему деления истории на периоды древней, средней и новой истории. Центральным в учении Данилевского выступает понятие «культурно-исторический тип». Согласно его определению, культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, довольно близких друг другу, имеющих общий язык и по своим духовным задаткам способным к историческому развитию.

К числу уже реализовавших себя в истории культурно-исторических типов Данилевский отнес египетский, китайский, индийский, еврейский, греческий, германо-романский (европейский) и другие народы. В ближайшем будущем, полагал исследователь, значительную роль в истории может сыграть новая культурно-историческая общность – Россия и славянский мир. При этом Данилевский не утверждал, что историческая миссия России должна осуществиться с фатальной необходимостью; русско-славянский тип может и не реализовать себя и превратиться в простой «этнографический материал».

Данилевский практически исключал преемственность и, следовательно, прогресс в культурно-историческом развитии. «Начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому»[2]. Различные воздействия одного культурно-исторического типа на другой не только возможны, но и неизбежны.

Модель исторического процесс Данилевского предвосхитила опыты подобного рода в европейской философии (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) развивал идеи Данилевского. Он писал о «триедином универсальном процессе». Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной «младенческой» простоты, «цветущей сложности» зрелого периода и, наконец, «вторичной простоты», характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, которое завершается неизбежной смертью исторического организма.

Date: 2015-09-02; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию