Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод социологического опроса





Выполнив экспертизу, социолог может приступит к основному исследованию, используя целый ряд методов получения массовой информации. «Первым среди равных» выступает метод социологического опроса, имеющий две разновидности: анкетирование и интервьюирование. Данные виды опроса основаны, соответственно, на письменной и на устной формах выяснения мнения респондентов (опрашиваемых).

Анкетирование. Анкетирование бывает индивидуальное и групповое. Первое эффективно по месту жительства при условии оговоренного времени и механизма возврата анкет. Второе предпочтительно применять по месту работы, учебы, где группы людей можно собрать в одном месте в одно время. Оптимальная группа при одном анкетере — 15-20 человек респондентов.

Социологическая анкета представляет собой систему вопросов, ориентированную на выявление ряда признаков объекта и предмета исследования в их качественно-количественных параметрах.

В зависимости от того или иного основания деления принято говорить о следующих группах вопросов:

- по содержанию выделяют вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента (паспортичку);

- по форме вопросы классифицируются на открытые и закрытые, прямые и косвенные;

- по функции различают основные и неосновные вопросы. Последние еще называют вопросами — фильтрами и контрольными вопросами.

В случае применения закрытых (альтернативных и не альтернативных), а также полузакрытых вопросов, ответы могут подаваться как в линейной, так и в табличной форме.

Число готовых вариантов ответа (включая число свободных строк для размещения своего, не предусмотренного анкетой варианта ответа), обычно колеблется для линейной формы от 3 до 7-9 позиций, для табличной формы — до 12-15 позиций.

Анкета объединяет все вопросы единым замыслом и разбивает их на тематические блоки. Начало анкеты содержит краткое обращение к респонденту. В этой вводной части излагаются тема, цель, задачи опроса; представляется проводящая опрос организация; объясняются правила и порядок заполнения анкеты. Инструктивные указания могут располагаться и в других частях анкеты. Инструктивные указания могут располагаться и в других частях анкеты.

Общее число вопросов анкеты с учетом степени сложности ответов на них должно быть ориентировано на 40-45 минут работы с анкетой при ее внимательном, вдумчивом заполнении.

При составлении анкеты она должна быть подвергнута логическому контролю на предмет подтверждения критериев качества.

Интервьюирование. Если анкетирование представляет собой вербальную письменную разновидность социологического опроса, при котором анкетер опосредован от респондента текстовой анкетой, то интервьюирование можно определить как вербально-невербальную разновидность непосредственного социологического опроса. Обычно в качестве основного отличия интервьюирования от анкетирования называют характер (форму) контакта с респондентов (непосредственный - при интервьюировании, опосредованный — при анкетировании). Это не совсем верно, так как и там, и там бывают смешанные формы, например, телефонное интервью или эксперт-анкета. Кроме того, не нужно переоценивать опосредованность анкетой и утверждать, что работы интервьюера гораздо сложнее, чем деятельность анкетера и требует гораздо более серьезной подготовки, обучения, инструктажа. Анкетер также не просто статист, а специалист, который при необходимости может объяснить, прокомментировать любой вопрос и варианты ответов на него, не говоря уже о необходимости следить за заполняющей анкеты аудиторией: чтобы не консультировались друг с другом, не портили анкеты неверным заполнением. Иначе, процент бракуемых анкет может зашкаливать, сводя к нулю всю процедуру анкетирования из-за результирующего нарушения «выборки».

В свою очередь, интервьюер в ряде случаев лишь озвучивает записанные у него в бланке-интервью вопросы и возможные ответы на них, сводя к минимуму влияние своей личности. Собственно говоря, он и обязан делать последнее, чтобы не давить на респондента, тем самым, давая ему подсказку и наводя на определенный ход мысли.

И уж совсем неверно утверждение, будто бы отличие между анкетированием и интервьюированием заключается в вербализации. Мысль формируется в языке, при проговаривании вслух или про себя. И не так уж важно в какой форме проявляется вербализация: в форме звуковых колебаний или письменных, текстовых символов. Формальный, звуковой символический характер имеют и те, и другие. Кроме того, и там, и там имеется эмоциональный подтекст, отношение автора, которые невозможно изъять даже из вроде бы совершенно нейтральных, сухих, официальных летописных источников или публичных сообщений.

Весь вопрос упирается в степень проявления невербального подтекста, бессознательного, неосознанного. Без сомнения при интервьюировании эта степень выше, чем при анкетировании. Правда, при условии опытности и грамотности интервьюера. Следовательно, и обратная информация от респондентов может быть несоизмеримо богаче и разнообразнее. Ведь она поступает сразу на двух уровнях: вербальном и невербальном. В этом и состоит главная роль, основное отличие интервьюирования, предопределяющее специфику ситуаций исследования данного опросного метода.

К подобного рода ситуациям, требующим зондажного опроса экспертов, относятся следующие:

- ситуации модельной разработки некоего изучаемого предмета;

- ситуации первичной проработки рабочих гипотез;

- ситуации повышенного влияния субъективного фактора;

- ситуации повышенной сложности, отличающиеся наличием языковых, культурных, профессиональных и иных сложностей.

В любом случае применения метода интервьюирования следует помнить о, так называемом, «эффекте интервьюера», то есть о регулярно возникающем эффекте его личностного влияния на респондента, приводящего к вербальному или невербальному (через мимику, эмоции, жесты, поведение) манипулированию опрашиваемого. Причем, совершенно неважно осознает ли факт такого манипулирующего воздействия сам интервьюер или респонденты. В целях научной чистоты конкретно-социологического исследования указанный эффект следует исключить или свести к минимуму также, как и возможность влияния «третьих лиц», способных повлиять на позицию опрашиваемого словом или одним своим присутствием.

С точки зрения своих организационных форм, интервьюирование может проводится по месту работы или по месту жительства, в зависимости от изучаемой тематики, степени официальности и по другим причинам, делающим предпочтительной ту или иную форму.

Обычно выделяют три вида интервью: формализованное, фокусированное, свободное. Их отличие состоит в различной степени стандартизации, что, в свою очередь, определяется степенью компетенции опрашиваемого, а отчасти и качеством подготовки интервьюера.

Формализованное или, собственно, стандартизованное интервью, есть самый простой, а потому и самый распространенный вид интервьюирования. В данном случае бланк-интервью имеет детально разработанную инструкцию интервьюера, полный перечень вопросов и максимально регламентируемый набор вариантов (типовых позиций) ответов. Естественно, в стандартизированном интервью преобладают закрытые и полузакрытые вопросы. Обращает на себя внимание манера подачи вопроса. Вопросы формулируются в разговорном жанре, в стиле устной беседы. Ответы фиксируются стенографически или с помощью записывающего устройства, например, диктофона. Первый вариант более практичен и предпочтителен, так как запись не может передать эмоционального, жестового, поведенческого сопровождения вербально подаваемого ответа. При определенном навыке, интервьюер может сразу же разносить полученные ответы по кодам или кодировать их по мере получения.

Фокусированное интервью есть менее стандартизированный вид интервьюирования. Он применяется в случаях исследования какого-то конкретного явления, ситуации, обстоятельств с целью выяснения мнений, оценок информации о причинах, сути, последствиях. При этом респондент должен быть в курсе всех подробностей изучаемого явления, иначе он просто будет не в состоянии составить о нем своего компетентного мнения.

Свободное интервью оправдывает свое название и отличается минимальной стандартизацией. В данном случае интервьюер не располагает ни опросником, ни планом беседы. Задавая рамки и тему разговора, он внимательно прислушивается к речи респондента, вмешиваясь в нее лишь изредка с целью уточнения и корректировки. Параллельно ведется запись беседы, с которой интервьюер работает уже потом, после окончания интервью.

Контроль качества работы интервьюера осуществляется в процессе сравнения результатов интервьюирования с результатами выборочного повторного опроса, например, анкетирования того же респондента.

Особую специфику имеют такие разновидности интервьюирования, как экспресс-интервью или телефонное интервью. Как правило, они основываются на закрытых стандартизированных вопросах.

Date: 2015-09-02; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию