Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ документов





«В наиболее общем виде социологическое исследование» - по мнению известных социологов М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги, - «можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления…» [см.12]. К указанной цели можно прийти разными путями, информацию можно собрать различными методами.

Наблюдение и анализ документов часто применяются в качестве дополнительных методов извлечения информации. Основным методом обычно выступает опрос в той или иной форме.

Механизмы и этапы проведения конкретно-социологического исследования.

Определившись с видом социологического исследования и решив вопрос с выбором методов сбора информации, можно переходить к самому главному - к разработке программы и плана конкретно-социологического исследования. Программа является фундаментом социологии, без закладки которого лишено смысла строительство всего здания. Именно в программе создается научный, логический механизм, позволяющий в дальнейшем за индивидуальными субъективными мнениями и отрывочными сведениями из вербальных источников (тексты, документы, СМИ) увидеть социальные закономерности объективного характера в их системе и развитии. И не только увидеть, но и верно понять, осмыслить, превратить в практические рекомендации, служащие не во вред, а во благо изучаемого явления.

Программа – это математика «социологии, логический каркас исследования». Она включает две основные части: теоретико-методологическое обоснование и описание методических примеров изучения явления или процесса.

Методологическая часть представляет собой четкую последовательность ряда этапов.

Этап формулировки и обоснования социальной проблемы, отражающей практическую, жизненную противоречивую ситуацию, реально затрагивающую некий социальный континуум (массив). Проблема должна формулироваться кратко, четко и ясно. Научно-теоретическое обоснование проблемы регулирует ее масштабность (позволяет избежать слишком узкой или чрезмерно широкой ее постановки).

Этап определения цели исследования, иными словами, указания практической цели, требующей принятия управленческих решений. Именно точное целеуказание ограничивает сектор социологического анализа, направляет поиск информации и регламентирует выработку выводов и рекомендации.

Этап определения объекта и предмета исследования. Объект – это социальный носитель проблемы, общность людей, в деятельности и отношениях которых данная проблема проявляется. Для тренера – это тренируемый контингент, для управленца - управляемая им часть населения и так далее. Учитывая, что проблема может носить не только внутренний для этой общности людей, но и внешний по отношению к ней характер, то есть привноситься извне, со стороны, например, социальных институтов власти, в исследовании могут выделяться основной и дополнительный объект. Например, исследуя проблемы социального управления, целесообразно выделять в качестве объектов население определенной территории и административно-территориально-управленческий аппарат.

Если объект выступает в качестве носителя проблемы, то ее концентрированным выражением является предмет исследования. Предмет-это то, что нас интересует в объекте с точки зрения рассматриваемой проблемы.

Этап логического анализа основных понятий. Это этап логического развертывания понятийного аппарата и, следовательно, создания общей концепции исследования, при помощи двух логических процедур: интерпретации и операционализации. Процедура интерпретации устанавливает связь и подчиненность определенным образом трактуемых основных понятий, входящих в формулировку предмета исследования.

Процедура операционализации путем определения и деления основных понятий выводит системный ряд производных терминов, на основании которых далее предстоит сформулировать вопросы социологического инструментария. Подчеркиваем, что вопросы анкет, бланков-интервью, опросных листов содержат не произвольный набор случайных вопросов, а систему вопросов, созданную логикой анализа основных понятий исследования.

Приведем пример. Рассматривая в качестве предмета исследования эффективность внедрения инновационных методик в образовательный процесс, мы с помощью процедуры интерпретации определяем (трактуем) что есть образовательный процесс, что в этом процессе является инновационными методиками, чем определяется их эффективность, какими путями, способами можно организовать их внедрение. Далее посредством операционализации указанных четырех основных понятий выводим ряд производных понятий. Образовательный процесс-это процесс образования, обучения и воспитания учащихся в котором, помимо них, принимают участие управленческий аппарат и профессорско-преподавательский состав. Инновационность предлагает индивидуальную адресную поддержку и ориентацию на конкретный заказ; включает четыре основных направления изменений…и прочее, прочее, прочее.

Следующий этап – этап формулировки гипотез исследования. Он определяется заданной исследовательской целью и набором предварительных исследовательских шагов. Гипотеза в социологии – это научное (теоретически обоснованное) предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов социальной жизни с целью их подтверждения или опровержения. С учетом возможности выделения более, чем одного объекта исследования, гипотезы также могут быть основными и дополнительными.

Этап формулировки задач исследования. На формулировку задач исследования определяющее влияние оказывает цель исследования его гипотезы. Ориентируясь на цель исследования и подстраиваясь к гипотезам, задачи, соответственно, разделяется на основные (служат подтверждению или опровержению основной гипотезы о путях и средствах решения исследуемой проблемы) и дополнительные задачи (по выяснению обоснованности дополнительных гипотез).

Методическая часть социологической программы также подразумевает несколько этапов. Первым этапом методической части программы является определение обследуемой совокупности. Такую совокупность людей, мнением которых интересуется социолог, или документов, в которых выражено это мнение, обычно называют сплошной или генеральной. Понятно, что это не просто люди и документы, а источники информации и носители актуальной для социологического исследования проблемы.

Если генеральная совокупность источников информации велика (более пятисот человек), что в большинстве случаев и бывает, то ее необходимо уменьшить, сохранив все существенные для данной совокупности характеристики-показатели. Процедура, операция уменьшения генеральной совокупности до рамок небольшой модели, называется выборкой, а степень подобия выбранной модели оригиналу – степенью репрезентативности. Только при высокой степени (когда отклонение в среднем не превышает 5 %) репрезентативности полученные исследованием модели выводы правомерно распространять на весь объект социального исследования.

Научную корректность осуществления процедуры «выборки» гарантируют два документа: проект выборки и карточка выборки.

В проекте выборки указываются:

- основные принципы отбора или выделения респондентов;

- методы выборки;

- обоснование техники проведения опроса (если нон присутствует);

- факторы определения достоверности получаемой информации.

В карточке выборки содержаться по отобранным единицам анализа основные математические данные, выступающие результатом проекта: число отобранных респондентов, количество мужчин, женщин, взрослых, детей и т. д.

Примечание: единицами анализа могут выступать как отдельные люди (документы), так и социальные группы (архивные ячейки).

Необходимо отметить, что различают две основные модели выборки – вероятностную и целенаправленную, каждая из которых располагает своими методами.

Модель вероятностной (случайной) выборки используется для определения вероятности наступления некоего события. Эта вероятность обозначается отношением числа ожидаемых событий к числу всех возможных событий. Например, если из 1000 юниоров, учащихся в ДЮСШ и ДЮСШОР во взрослые подгруппы переходит лишь 50 человек, то вероятность такого события составляет Р= 50/1000=1/20.

Другая вероятность (вероятность отсева) составляет, к примеру Р2=950/1000=19/20. А общая вероятность Р общая=Р1+Р2=1/20+19/20=20/20=1.

В прикладной социологии для больших генеральных совокупностей применяют следующие вероятностные методы:

- метод механической выборки;

- метод серийной выборки;

- метод гнездовой выборки.

Целенаправленная выборка имеет свои методы:

- метод стихийной выборки;

- метод основного массива;

- метод квотной выборки.

Вторым этапом методической части программы является характеристика методов и приемов сбора первичной информации, отражаемая двумя документами:

- таблицы логической структуры используемого инструментария;

- сам инструментарий (прилагается к программе в виде самостоятельного документа).

Таблица логической структуры, например, анкеты имеет следующий вид: [см. табл. 1.]

 

Таблица 1

Логическая структура анкеты

 

№ п/п Операционные понятия Индикаторы Тип шкалы измерения Номер вопроса в анкете

 

Примечание:

- операционные понятия отражают интересующие анкетера явления, моменты;

- индикаторы – это предметные показатели, то, что, собственно, интересует анкетера в процессе выяснения того или иного момента, факта.

- выделяют три типовых шкалы измерения: номинальную, ранговую, интервальную (материал предполагает разбирать на семинарском занятии).

К социологической шкале предъявляются три требования, которые должны соблюдаться при ее конструировании: валидность, полнота, чувствительность.

Валидность – это точность, правильность выбора индикатора, гарантия того, что данная шкала суммирует именно то свойство или качество, которое нужно исследовать.

Полнота шкалы указывает на учет всех вариантов ответа на вопрос по определенному индикатору.

Чувствительность – это способность шкалы выявлять разные нюансы отношения респондентов к интересующему анкетера явлению, моменту, предмету. Более чувствительная шкала, соответственно предполагает и большее количество вариантов ответа на вопрос.

Обычно социологическая шкала имеет 3-5 позиций, которые располагаются симметрично, то есть относительно нейтрального или нулевого значения располагается равное число положительных и отрицательных значений (материал требует разбора на семинарском занятии).

Фактически табличный вариант логической структуры анкеты дает возможность полностью подготовиться к составлению самой анкеты. Мало того, он максимально гарантирует составителя анкеты от возможных ошибок и неточностей как в формировании вопросов так и при наборе позиций ответа.

И, наконец, рабочий план исследования. Он содержит в себе не только перечень основных процедурных мероприятий, но и их полное личностное, временное, материально- финансовое, правовое обеспечение, а также указание на меру полномочности и ответственности каждого социолога, входящего в рабочую исследовательскую группу. Обычно, к сожалению, социологи (как люди творческие) недооценивают всех возможных последствий от неизбежно возникающих разногласий и субъективных несостыковок в процессе развертывания групповой работы. И совершенно напрасно. Негативные последствия такого легковесного отношения к минимальной социологической бюрократии начинают проявляться еще задолго до дележа вознаграждения и вполне могут привести к развалу исследовательской бригады не говоря уже о недостаточной обоснованности и достоверности результатов и рекомендаций.

Поэтому для четкого разделения труда и ответственности между участниками исследования рабочий план в обязательном порядке предполагает официальное и фактическое выделение централизованного руководства.

Рабочий план социологического исследования включает четыре блока различных операций и процедур, которые знаменуют собой четыре последовательных исследовательских этапа:

- этап подготовки к полевому исследованию;

- этап полевого исследования;

- этап подготовки первичной информации к обработке и, собственно, обработка в ручную или с помощью компьютера;

- этап анализа результатов исследования и формулирования выводов и рекомендаций.

В табличном варианте примерный план подготовки и проведения конкретно-социологического исследования выглядит следующим образом [см. табл. 2].

 

Таблица 2

 

№ п/п Наименование мероприятия Сроки исследования Ответственные за исполнение Примечание

Разработкой плана и программы конкретно-социологического исследования, подготовкой инструментария заканчивается подготовительный этап и осуществляется переход к полевому этапу.

Во время осуществления полевого этапа исследования могут быть реализованы различные конкретно-социологические методы в зависимости от поставленных исследовательских задач и тех возможностей, которыми располагают социологи в данной конкретной полевой ситуации. Чтобы не говорили о наиболее употребляемой практике социологической работы, самым правильным будет начать любое исследование с получения и анализа мнений компетентных (включенных) специалистов. Поэтому обратимся к методу экспертной оценки или эксперт-анализу.

Date: 2015-09-02; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию