Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние преступности, связанной с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, в 1997-2005 гг





 

┌─────────┬───────────────┬───────────────────┬──────────┬────────────────────┬──────────────────┬───────────┐

│ Годы │ Количество │ В % ко всем │ В % к │ Количество │ В % ко всем │ В % к │

│ │ преступлений │зарегистрированным │ 1997 г. │ привлеченных к │ привлеченным к │ 1997 г. │

│ │ │ посягательствам в │ │ ответственности │ответственности за│ │

│ │ │сфере экономической│ │ │ преступления в │ │

│ │ │ деятельности │ │ │ сфере │ │

│ │ │ │ │ │ экономической │ │

│ │ │ │ │ │ деятельности │ │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 1997 │ 13 │ 0,02 │ - │ 8 │ 0,02 │ - │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 1998 │ 23 │ 0,03 │ 176,9 │ 15 │ 0,02 │ 187,5 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 1999 │ 36 │ 0,03 │ 276,9 │ 23 │ 0,03 │ 287,5 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 2000 │ 42 │ 0,03 │ 323,1 │ 36 │ 0,03 │ 450 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 2001 │ 64 │ 0,03 │ 492,3 │ 31 │ 0,02 │ 387,5 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 2002 │ 48 │ 0,03 │ 369,2 │ 23 │ 0,02 │ 287,5 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 2003 │ 61 │ 0,05 │ 469,2 │ 41 │ 0,05 │ 512,5 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 2004 │ 10 │ 0,02 │ 76,9 │ 2 │ 0,01 │ 25 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ 2005 │ 6 │ 0,007 │ 46,2 │ 3 │ 0,02 │ 37,5 │

├─────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────────────────┼───────────┤

│ Итого: │ 303 │ │ │ 182 │ │ │

└─────────┴───────────────┴───────────────────┴──────────┴────────────────────┴──────────────────┴───────────┘

 

"Диаграмма 28. Динамика преступности и привлечения к ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в 1997-2005 гг."

 

Обращает на себя внимание, что показатели преступности и привлекаемости за недопущение, ограничение или устранение конкуренции резко упали в 2004 г. (по возбуждаемости уголовных дел продолжили падение и в 2005 г.) и ниже, даже в первый год действия УК РФ - в 1997 г. Это связано, очевидно, с тем, что в конце 2003 г. известным федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в статью были внесены изменения, которые превратили состав из формального в материальный. При этом размер крупного ущерба, который является криминообразующим признаком, значительно превышает традиционный для экономических преступлений крупный ущерб (см., соответственно, примечания к ст. 178 и 169 УК РФ).

2. Объект преступления - общественные экономические отношения, основанные на принципе добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности.

Под принципом добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности понимают их неограничиваемую друг другом искусственно состязательность и неущемление самостоятельности друг друга.

Общественная опасность анализируемого преступления заключается в причинении ущерба принципу добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности. В результате совершения преступления страдают отношения свободного ценообразования, имущественные и другие интересы субъектов экономической деятельности и потребителей и, напротив, укрепляется монополизм отдельных субъектов, поощряется недобросовестная конкуренция.

При этом, конкуренция, согласно Федеральному закону РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции 2006 г.), представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4).

3. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается: "В условиях рыночной экономики антимонопольное регулирование является одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства. Основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики. В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики"*(240).

И далее: "Основной задачей государственной антимонопольной политики является создание условий для добросовестной конкуренции на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права".

4. Конституция РФ подчеркивает: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" (ст. 8). "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. 34). Об этом же говорится в п. 1 ст. 10 ГК: "Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке".

5. Антипод конкуренции - монополия. Монополистическая деятельность определяется в ст. 4 Закона о конкуренции 2006 г. как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

6. В ст. 10 Закона о конкуренции 2006 г. говорится: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В некоторых случаях экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий; создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам могут быть признаны допустимыми (если хозяйствующий субъект сможет представить доказательства этого).

7. В ст. 11 Закона о конкуренции 2006 г. законодателем регламентируется запрет соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, ограничивающих конкуренцию.

При этом, согласно п. 18 ст. 4 закона о конкуренции 2006 г. соглашение представляет собой договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Согласно ст. 8 Закона о конкуренции 2006 г. согласованные действия хозяйствующих субъектов - это действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги (ст.11).

Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона о конкуренции 2006 г.*(241)) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным выше.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и ч. 1 ст. 13 Закона о конкуренции 2006 г. (ст. 11 Закона о конкуренции 2006 г.).

8. Закон оговаривает ситуации, в которых допускается отступление от выше сформулированных запретов. Так, согласно ст. 12 Закона о конкуренции 2006 г., допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

Могут быть признаны допустимыми отдельные действия (бездействие), соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий, соответствующих указанным выше условиям (общие исключения); в отдельных случаях - по предложению федерального антимонопольного органа. Последние вводятся на конкретный срок и предусматривают: 1) вид соглашения или согласованного действия; 2) условия, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений или согласованных действий; 3) обязательные условия для обеспечения конкуренции, которые должны содержаться в таких соглашениях; 4) обязательные условия, при которых такие согласованные действия являются допустимыми.

9. Ограничение и сдерживание конкуренции законодательно разрешено лишь в одном случае - в сфере действия субъектов естественных монополий. Последние, согласно ст. 3 Закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(242) (далее - Закон о естественных монополиях), означают состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественные монополии регулируются государством в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и в сфере транспортировки газа по трубопроводам; железнодорожных перевозок; услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуг по передаче электрической энергии; услуг по оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуг по передаче тепловой энергии; услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (ст. 4 Закона о естественных монополиях).

10. В то же время преступление, предусмотренное ст. 178 УК РФ, может быть совершено и в этой сфере, в сфере естественных монополий. Так, например, в п. 3 ст. 4 Закона о естественных монополиях прямо указано, что "не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка".

11. Нормативной базой к статье служат: Закон о конкуренции 2006 г., Закон о конкуренции на товарных рынках, Закон о естественных монополиях, Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(243) (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг); постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов"*(244), от 13 октября 1999 г. N 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий"*(245), от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций"*(246), от 24 марта 2000 г. N 257 "Об утверждении Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях"*(247); Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р с утвержденной им Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.); приказ Федеральной Антимонопольной службы (ФАС) от 25 апреля 2006 г. N 108, зарегистрированный в Минюсте РФ 27 июля 2006 г. "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке"; письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 "О выявлении монопольно высоких цен" (далее - письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.); Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденные приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67*(248) и др.

12. Объективная сторона преступления представлена тремя самостоятельными формами:

1) недопущением конкуренции;

2) ограничением конкуренции;

3) устранением конкуренции.

13. Любая из названных форм может быть совершена одним из шести указанных в законе способов:

1) установлением или поддержанием монопольно высоких цен;

2) установлением или поддержанием монопольно низких цен;

3) разделом рынка;

4) ограничением доступа на рынок других субъектов экономической деятельности;

5) устранением с рынка других субъектов экономической деятельности;

6) установлением или поддержанием единых цен.

14. При этом, в отличие от прежней редакции ст. 178 УК РФ, состав сформулирован как материальный; для наличия оконченного состава необходимо, чтобы результатом недопущения, ограничения или устранения конкуренции явилось причинение крупного ущерба.

15. Все формы деяния - недопущение, ограничение, устранение конкуренции - направлены на одно и то же: на минимизацию конкуренции в хозяйственной деятельности. Виновные сводят к минимуму, вплоть до полного ее исключения, состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из хозяйствующих субъектов односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Разным по формам является только объем минимизации конкуренции и тот момент, с которого начинаются действия виновного.

16. При недопущении конкуренции виновный своими действиями делает невозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования товарного рынка. Состязательности хозяйствующих субъектов здесь не было в принципе, "благодаря" предпринятым виновным мерам.

17. Ограничение конкуренции означает такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного.

18. Наконец, устранение конкуренции есть тогда, когда в результате действий виновного конкуренция была исключена из той сферы функционирования товарного рынка, где она ранее имела место.

19. В определенной степени само деяние по составу - недопущение, ограничение или устранение конкуренции - является и последствием, которого, однако, недостаточно для наличия оконченного состава преступления. Требуется еще и причинение крупного ущерба.

20. Обращает на себя внимание, что новый Закон о конкуренции 2006 г., хотя и упоминает в разных нормах о недопущении, ограничении, устранении конкуренции, чаще пользуется одним термином - "ограничение конкуренции". В п. 17 ст. 4 Закона о конкуренции 2006 г. выделяются признаки ограничения конкуренции:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

21. Исходя из толкования положений Закона о конкуренции 2006 г., любая форма по ст. 178 УК может быть совершена:

1) действиями (бездействием), соглашениями или согласованными действиями представителей хозяйствующих субъектов, под которыми Закон о конкуренции 2006 г. понимает индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации, а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход (п. 5 ст. 4);

2) действиями (бездействием), соглашениями или согласованными действиями представителей хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;

3) актами, действиями (бездействием), соглашениями или согласованными действиями представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

22. Установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен как способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции отличаются друг от друга тем, что при установлении цен они изначально являются монопольно высокими или низкими, при осознании этого виновным; собственно, последний и назначает эти цены, преследуя при этом свою выгоду. При поддержании цен лицо (представитель хозяйствующего субъекта) не назначает такую цену, но включается в ее обеспечение, при осознании того факта, что цена относится к монопольным.

В любом случае монопольные цены связаны с субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара. Его понятие см. в анализе субъекта преступления.

23. Понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены даны в Законе о конкуренции 2006 г. (ст. 6 и 7).

Монопольно высокая цена - это цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц*(249) и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии (ст. 6 Закона о конкуренции 2006 г.).

24. Закон о конкуренции 2006 г. исключает из понятия монопольно высокой цены цену на финансовые услуги, давая специальное понятие необоснованно высокой цены финансовой услуги. Последняя, равно как и необоснованно низкая цена финансовой услуги, - это цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены*(250) финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию (п. 12 ст. 4).

Представляется, что необоснованно высокая (необоснованно низкая) цена финансовой услуги должна охватываться уголовно-правовым понятием монопольно высокой (монопольно низкой) цены. Это, разумеется, вынужденно широкое толкование уголовно-правовой нормы, и уголовно-правовому законодателю следовало бы принять во внимание изменения позитивного законодательства. Однако, если следовать буквальному толкованию понимания монопольно высокой (монопольно низкой) цены, необходимо будет признать, что произошла декриминализация определенных злоупотреблений на рынке финансовых услуг, что вряд ли верно.

25. Согласно письму ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. для выявления монопольно высокой цены необходимо определить наличие предпосылок ее применения, к которым относится:

- снижение объемов производства или изъятие из обращения продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке. О снижении объемов производства (изъятии из обращения) прямо свидетельствует его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства (реализации), превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и (или) темпы по России в целом;

- высокий уровень цены по сравнению с ценами на эту продукцию, изготавливаемую другими предприятиями. Выявление высокого уровня цены проводится на основе сравнительного анализа динамики темпов изменения цен. Следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными индексами роста. В случае отсутствия этих показателей сравнение осуществляется с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).

Сочетание более высоких темпов снижения объемов производства (изъятие из обращения) на проверяемую продукцию и роста цен по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (снижение объемов производства или изъятие товаров из обращения наряду с повышением цены) (п. 1 письма ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.).

26. Для дополнительного обоснования высокой цены необходимо также провести анализ структуры цены на основе сравнения темпов роста составляющих цены по сравнению с индексом их роста по отрасли или региону. Анализу подлежат показатели себестоимости, прибыли, материальных затрат, зарплаты. Более полное обоснование высокого уровня цены осуществляется путем сопоставления темпов роста цен, себестоимости (отдельных элементов затрат) и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции. Если темпы роста свободных цен, себестоимости, прибыли и рентабельности проверяемой продукции существенно превысили темпы роста этих показателей на продукцию этого же предприятия, по которой оно не является монополистом, то это дополнительно указывает на возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления высоких цен (п. 2, 3 письма ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.).

Результаты проведенного анализа не могут еще служить основанием для выдачи предписания хозяйствующему субъекту о наличии монопольно высокой цены. На этом этапе, проанализировав издержки и размер прибыли, объективно необходимой для развития производства, можно попытаться сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой" цены, которая обеспечила бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов изготовителя продукции (п. 4 письма ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.).

27. Одним из признаков, характеризующих наличие монопольно высокой цены в соответствии с антимонопольным законодательством, является компенсация необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей. Для выявления признаков недоиспользования производственных мощностей необходимо изучить документы по использованию этих мощностей и причин их недоиспользования, представленных хозяйствующим субъектом. При загрузке производственных мощностей проверяемого предприятия на 70-80% и более от проектной дальнейший анализ становится нецелесообразным, т.к. производственные мощности практически загружены полностью, и предлагать предприятию расширить производство и снижать цены на проверяемую продукцию нецелесообразно. По результатам анализа необходимо убедиться в том, что действия хозяйствующего субъекта продиктованы не производственной и финансовой политикой, а наличием у него доминирующего положения на рынке. Анализ недоиспользованных мощностей проводится в сравнении с данными по региону, отрасли или в целом по России. Установленные факты недоиспользования производственных мощностей при наличии стабильного спроса на продукцию и необходимых условий для ее производства свидетельствуют о монопольном завышении цен (п. 5 письма ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.).

28. Другим признаком наличия монопольно высокой цены является дополнительная прибыль, полученная в результате снижения качества продукции, товаров и услуг. Снижение качества продукции определяется путем сравнения ее технических параметров и потребительских свойств с предусмотренными в нормативно-технической документации или требованиями потребителя, предусмотренными в договоре. Дополнительная прибыль по продукции, параметры которой ниже, чем предусмотрены в нормативно-технической документации (договоре), определяется как разница между прибылью в цене продукции со сниженным качеством и прибылью в цене продукции, параметры которой соответствуют нормативно-технической документации (договору).

При повышении цены на продукцию пониженного качества в связи с инфляцией, увеличением спроса или уменьшением предложения необходимо провести анализ изменения цены на продукцию пониженного качества с учетом указанных факторов за прошедший период и соответствия цены продукции показателям снижения качества. В случае опережения темпов инфляции по отрасли (региону) над ростом цены на продукцию сниженного качества или соответствия продукции спросу и предложению цена не может быть признана монопольной (п. 6 письма ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.).

29. Наличие предпосылок монопольно высокой цены и доказательств фактов возмещения ценами недоиспользования производственных мощностей или получения дополнительной прибыли в цене при снижении качества товара дает основание в соответствии с антимонопольным законодательством в установленном порядке возбудить дело и по результатам его рассмотрения выдать предприятию предписание о признании цены монопольной и прекращении ее применения (п. 7 письма ГКАП РФ от 14 марта 1996 г.).

30. Под монопольно низкой ценой (за исключением финансовой услуги - см. выше) понимают цену товара, установленную занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии (ст. 7 Закона о конкуренции 2006 г.).

31. Раздел рынка как способ недопущения, ограничения или устранения конкуренции представляет собой:

1) достижение в любой форме соглашений (договор, иные сделки, соглашения, согласованные действия) между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую в совокупности долю на рынке определенного товара они имеют; она может быть, по смыслу базового закона, и менее 35% (ст. 5 Закона о конкуренции 2006 г.);

2) соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой, о разграничении сфер влияния на рынке; деление последнего на части:

а) по территориальному принципу;

б) по объему продажи или покупки товаров;

в) по ассортименту реализуемых товаров;

г) по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

32. Два следующих способа недопущения, ограничения или устранения конкуренции - ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности - похожи между собой, поскольку оба представляют создание препятствий другим хозяйствующим субъектам по проникновению на товарный рынок, вне зависимости от того, в качестве кого собираются выступать на рынке эти субъекты: в качестве продавцов или покупателей.

При этом создавать указанные препятствия может один хозяйствующий субъект, если он занимает доминирующее положение, или хозяйствующие субъекты, действующие согласованно (соглашение - в любой форме), или федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, действующие согласованно между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой.

33. При ограничении доступа на него у других хозяйствующих субъектов остается возможность присутствовать на рынках, хотя и в меньшем объеме.

34. При устранении с рынка других субъектов экономической деятельности рынок представлен только одним хозяйствующим субъектом. Не имеет значения, какова доля данного субъекта на рынке определенного товара.

35. Конкретные разновидности ограничения доступа на рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов могут носить физический и психологический характер.

К физическим относятся, например, уничтожение или повреждение товара (особо квалифицированный состав), блокирование транспортных коммуникаций, скупка всех возможных торговых мест, закрытие (незаконное) предприятий торговли, незаконный отказ в выдаче лицензии на занятие предпринимательской деятельностью в сфере производства или реализации товаров, причинение вреда оборудованию производственных предприятий (особо квалифицированный состав) и т.д. Должностные лица органов власти и управления привлекаются в этих случаях дополнительно по ст. 169, 285, 286 или 289 УК.

Психологические способы заключаются в психическом воздействии на потерпевшего - угрозах различного содержания: насилием, уничтожением или повреждением чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством), разглашением позорящих сведений, применением дисциплинарных мер, привлечением к уголовной ответственности и т.п.

36. Кроме названных выше, разновидностями ограничения доступа на рынок или устранения с него других субъектов экономической деятельности являются, например: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ст. 14 Закона о конкуренции 2006 г.). Закон определяет подобное поведение, как недобросовестную конкуренцию.

37. Закон о конкуренции 2006 г. говорит о еще одном недопустимом поведении хозяйствующих субъектов - ограничении выхода из товарного рынка (см., например, п. 4 ст. 16 и др.). В ст. 178 УК такой способ деяния не предусмотрен в качестве самостоятельного. При наличии соответствующих признаков, прежде всего признаков субъекта - должностного лица, следует применять ст. 169 УК.

38. Установление или поддержание единых цен наказуемо также, если имело место соглашение об этом указанных выше субъектов. Названные способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции заключаются в договоренности об одинаковых ценах на одинаковые виды товаров, услуг и т.п. у различных хозяйствующих субъектов с целью извлечения дополнительной прибыли или устранения других хозяйствующих субъектов с рынка.

Для установления единых цен могут быть предприняты такие действия, как временное изъятие товаров из обращения, сдерживание их от реализации, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства, и т.п.

39. Преступление окончено, когда в результате недопущения, ограничения или устранения конкуренции причинен крупный ущерб. Его понятие дано в примечании к статье; его размер должен превышать один миллион рублей (в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.).

Следует, таким образом, констатировать, что Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. произвел значительную декриминализацию в сфере отклоняющегося поведения, связанного с монополистической деятельностью. По прежнему уголовному законодательству преступным признавалось любое деяние, вне зависимости от причиненного ущерба. Ущерб не был предусмотрен даже в числе квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков состава.

40. Местом совершения преступления выступает товарный рынок, т.е. сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о конкуренции 2006 г.).

Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (п. 3 ст. 4 Закона о конкуренции 2006 г.).

41. Параметры товарного рынка (этапы анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке) определены в Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном ФАС РФ в 2006 г. К ним относятся: временные интервалы исследования товарного рынка, продуктовые границы товарного рынка, географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем, уровень концентрации товарного рынка и др.

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Федеральный рынок охватывает территорию России или выходит за ее пределы; межрегиональный рынок охватывает территорию нескольких субъектов РФ; региональный рынок - в границах субъекта РФ; местный или локальный рынок не выходит за границы муниципального образования.

42. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины, при этом возможен как прямой, так и косвенный умысел.

43. Субъекты преступления различны, в зависимости от примененных виновными способов деяния.

44. Установить или поддерживать монопольные цены (как высокие, так и низкие) могут только представители хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Доминирующее положение означает положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией*(251) не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением определенных законом случаев.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации и кредитной организаций с учетом ограничений, предусмотренных Законом о конкуренции 2006 г., устанавливаются Правительством Российской Федерации (по кредитной организации - по согласованию с Центральным банком России).

Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации (ст. 5 Закона о конкуренции 2006 г.).

Федеральная антимонопольная служба РФ ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% (п. 8 ст. 23 Закона о конкуренции 2006 г.).

Исходя из изложенного, субъекты недопущения, ограничения или устранения конкуренции путем установления или поддержания монопольных цен - индивидуальные предприниматели, а также руководители и рядовые члены организаций - коммерческих и некоммерческих, осуществляющие предпринимательскую деятельность, российские и иностранные, занимающие доминирующее положение на товарном рынке.

45. Субъектом недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенных другими указанными в ст. 178 УК способами, из смысла закона о конкуренции, могут быть указанные выше лица - представители хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, а также представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (часто - должностные лица), которые приняли акты и (или) совершили действия (бездействие), направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, или создали дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, и т.д.

46. Достаточно часто, из смысла закона, недопущение, ограничение или устранение конкуренции совершается группой лиц по заключенному между собой соглашению, хотя это и не является обязательным условием. В эту группу могут входить представители хозяйствующих субъектов, необязательно, чтобы кто-нибудь из них, или они вместе занимали доминирующее положение; представители органов власти и управления; представители тех и других лиц. Действия представителей такой группы подпадают под ч. 2 ст. 178 УК, поскольку в содеянном обязательно присутствует группа лиц с предварительным сговором.

Конкретно в качестве субъекта могут выступать любые лица, действующие от имени хозяйствующего субъекта (руководители, учредители, рядовые члены, уполномоченные на это руководителями или учредителями), а также должностные лица, индивидуальные предприниматели и т.д.

47. Квалифицирующими признаками недопущения, ограничения или устранения конкуренции в ч. 2 ст. 178 УК РФ являются: совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору.

48. Понятие группы лиц с предварительным сговором дано в ч. 2 ст. 35 УК РФ "Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления".

Исходя из общего понятия соучастия в преступлении как умышленного совместного участия двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ) и приведенного положения ст. 35 УК РФ, можно выделить признаки группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору:

1) группа должна включать в свой состав минимально двух человек. Максимальный состав группы не ограничен; он может быть сколь угодно большим, если присутствуют другие признаки группы и нет признаков более опасных форм соучастия - организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

2) группу могут составить лица, которые совместно совершили преступление. Закон (ч. 2 ст. 35 УК РФ) не указывает, кем являются эти лица, в отличие от ч. 1 ст. 35 УК РФ, где в понятии преступления, совершенного группой лиц, специально оговаривается, что группу образуют исполнители преступления.

Исходя из толкования ч. 2 ст. 34 и ч. 2 ст. 33 УК РФ они должны быть соисполнителями, т.е. непосредственно участвовать в совершении преступления, объединяя свои усилия и поддерживая при этом психическую связь. Непосредственное совершение преступления означает полное выполнение объективной стороны состава преступления членами группы. При этом не обязательно, чтобы каждый участник совершил все действия, указанные в диспозиции статьи. Одним лицом может быть совершена лишь часть объективной стороны; однако в совокупности для оконченного состава преступления необходимо, чтобы она была выполнена полностью совместными действиями всех лиц, входящих в группу.

Организаторы, подстрекатели, пособники преступления не могут образовать группу лиц по предварительному сговору с исполнителем преступления. Они не участвуют непосредственно в совершении преступления, а выполняют другие роли: организуют совершение преступления или руководят его исполнением; склоняют другое лицо к совершению преступления; содействуют его совершению советами, указаниями, предоставлением информации и т.д. Соответственно, организаторы, подстрекатели и пособники привлекаются к уголовной ответственности не как участники группы лиц, а со ссылкой на ст. 33 УК РФ, за исключением случаев, когда они одновременно являются соисполнителями преступления;

3) недопущению, ограничению или устранению конкуренции должен предшествовать предварительный сговор, т.е. соглашение о его совершении, достигнутое всеми участниками группы до начала осуществления действий, указанных в диспозиции статьи. Предварительным считается сговор, достигнутый на стадии приготовления к преступлению. Если соглашение состоялось уже в процессе совершения преступления, квалифицирующий признак не может быть вменен, а совершение преступления группой лиц рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание (п. "в" ч. 1 ст. 63 УК РФ), без влияния на квалификацию преступления.

Содержание предварительного соглашения не регламентируется законом; оно может быть очень подробным, а может заключаться в общем уговоре совершить преступление вместе.

49. Особо квалифицирующими признаками ст. 178 УК РФ, предусмотренными в ч. 3, выступают:

1) применение насилия или угроза его применения;

2) уничтожение или повреждение чужого имущества либо угроза его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

3) организованная группа.

50. Насилие по составу включает в себя причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, истязание, неквалифицированное незаконное лишение свободы.

51. Если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождались причинением тяжкого вреда здоровью, последний требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ. При совершении в процессе недопущения, ограничения или устранения конкуренции убийства последнее квалифицируется по п. "б" или "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

52. Угроза применением насилия включает в себя также угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью.

53. Понятия уничтожения и повреждения чужого имущества отличаются друг от друга возможностью и целесообраз

Date: 2015-08-24; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию