Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мытарство двадцатоеНо прежде чем мы достигли входа в Царство Небесное, нас встретили злые духи последнего мытарства, которое называется мытарством немилосердия и жестокосердия. Истязатели этого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По виду своему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. В этом мытарстве без всякой пощады испытываются души немилосердных. И если кто оказался совершившим многие подвиги, соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был не милосерд, немилостив, глух к мольбам своего ближнего - тот из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне и не получает прощения вовеки. Но мы, по молитвам преподобного Василия, всюду помогавшего мне своими добрыми делами, и это мытарство прошли беспрепятственно. На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостью приблизились к Вратам Небесным. Врата эти были светлы, как кристалл, и кругом видно было сияние, которое невозможно описать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые, увидев меня, ведомую Ангелами к Небесным Вратам, исполнились радости оттого, что я, покрываемая Милосердием Божиим, прошла все воздушные мытарства. Они любезно встретили нас и ввели внутрь. Что я там видела и что слышала, Григорий, - это невозможно описать! Я приведена была к Престолу неприступной Славы Божией, который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством войск Небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; я упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума человеческого Божеству. Тогда Небесные Силы воспели преслад-кую песнь, восхвалявшую Милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей, и послышался глас, повелевавший водившим меня Ангелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а также все муки грешных и потом упокоили меня в оби- — 400 — тели, уготованной для преподобного Василия. По этому повелению меня водили всюду, и я видела преисполненные славы и благодати селения и обители, приготовленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне в отдельности и обители апостолов, и обители пророков, и обители мучеников, и обители святительские, и обители особенные для каждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновенной красотой, а по длине и ширине каждую я могла сравнить с Цареградом, если бы только они не были еще лучше и не имели множества пресвет-лых, не руками деланных комнат. Все бывшие там, видя меня, радовались моему спасению, встречали и целовали, прославляя Бога, избавившего меня от сетей лукавого. Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю, и там я видела нестерпимые муки, которые уготованы в аде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня, говорили: «Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвам святого Василия, избавил тебя Господь». Я слышала там вопли, и плач, и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленно восклицали: «Увы нам!» Были и такие, которые проклинали день своего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончив осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели в обитель преподобного Василия, сказав мне: «Ныне преподобный Василий совершает по тебе память». Тогда я поняла, что пришла на это место покоя через сорок дней после моего разлучения с телом». Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном видении и показала ему красоту той обители и духовные богатства, которые снисканы многотрудными подвигами преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и наслаждение, и славу, и различные золотолиственные и обильные плодами сады, и все духовное веселие праведных. Когда настало время кончины Преподобного Макария Великого - Херувим, бывший его Ангелом-хранителем, сопровождаемый множеством небесного воинства, пришел за его душою. Низошли с сонмом Ангелов лики апостольские, пророческие, мученические, святительские, преподобничес- 26 Золотой святыни свет __/1П1 кие, праведнические. Установились демоны рядами и толпами на мытарствах, чтоб созерцать шествие души духоносной. Она начала возноситься. Далеко стоя от нее, кричали темные духи на мытарствах своих: «О, Макарий! Какой славы ты сподобился!» - Смиренномудрый муж отвечал им: «Нет! И еще боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе». - Между тем он быстро поднимался к небу. С других высших мытарств опять кричали воздушные власти: «Точно, ты избежал нас, Макарий». - «Нет, - отвечал он, - и еще нуждаюсь в бегстве». Когда он уже вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: «Точно! Ты избежал нас, Макарий!» - Он отвечал им: «Силою Христа моего ограждаемый, я избежал ваших козней» (Патерик скитский). Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвении, то милостынею можем и избавиться от насилия бесовских мытарств (Пролог на 19 декабря). «Занимаясь спасением своей души, променяй благородство твое на рабство Иисусу Христу - и будь всем слугою; не отказывайся во всякое время послужить кому бы то ни было, не жалей ни силы, ни здоровья, ни покоя, благотвори, чем можешь, чадам Христовым - всем христианам; утешь всякого, нуждающегося в твоем утешении. Смирение в том и состоит, когда человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе, не ищет богатства, похвалы, славы, чести, считая себя вовсе недостойным этого; когда мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это, когда со всеми обходится радушно и всякому готов служить с любовью, когда не видит добрых своих дел, и не говорит о них без нужды... Прошу вас, друзья мои, не презирайте никакого средства, которым можете угодить Господу Богу, а таких средств множество, как-то: ласковое обхождение с людьми, утешение пе- — 402 — чального, успокоение рассерженного, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву, терпение, Милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Господа, а с нею вы одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого чем можете, не осуждайте никого, не платите за зло злом, всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами. Себя считайте последними и грешнее всех» (Архимандрит Агапит Нило-Столобенский)*. В далеких небесах, в сиянье жизни вечной Из лона Божьего родилася душа, Избрав сознательно путь скорби бесконечной, В наш мир спустилася сочувствием дыша; Любви исполнена высокого Завета Его в наш грешный мир - стремилась провести; Но ей, поборнице добра, тепла и света, Весь мир препятствия воздвиг лишь на пути!.. И долго суждено на свете ей томиться, Терпя гонения от пошлости и зла, Страдая и Любя, доколь не возвратится В Отчизну дальнюю, откуда отошла. Когда ж, скорбей и мук пройдя через горнило, Свой путь она свершит, нетронута, чиста -Она вернется в край, где блещут все светила, Живут лишь - Истина, Добро и Красота. В. Броницкая ' Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. Трифонов Печенегский монастырь, Новая книга, Ковчег. 2002. 26* —403 — После ухода из этого мира моих дорогих и близких я поняла, что смысл и содержание этой жизни - борьба с видимыми и незримыми силами зла, ради того, чтобы обрестись нам в Царствии Небесном - со Христом. Сегодня враг рода человеческого дерзает мнить себя властителем этого мира (недаром сказано, что сатана - это обезьяна Бога). Единственный Творец и Зиждитель Вселенной - Милостивый, неизреченно Любящий нас Господь и Спаситель. И если мы оставляем позади себя неоплаканные и неисповеданные грехи, мы работаем на умножение сил князя тьмы. Мы будто забрасываем камнями дорогу, по которой идем, - чтобы нам гораздо более трудно и скорбно было продвигаться вперед - в Царство Света. И наоборот: если мы постоянно всем сердцем каемся -предлежащий нам путь - светлеет, очищается от нагромождений бесовской клеветы и ложных трудностей; как сон, как утренний туман тают, не сбываются - грядущие бедствия. Вот какая святая сила стоит за нашим искренним раскаянием. Поэтому так восстает враг на покаяние - ему хочется утяжелить наш путь, сделать его наивозможно скорбным - здесь; он страстно жаждет ввергнуть нас в вечную муку - там. Враг, который соблазняет нас псевдо сладкими приманками греха -на самом деле - ненавидит нас - всех до одного. Стоит ли ждать добра от того, кто желает нам - одной лютой погибели. Задумаемся, пока есть время, идти ли нам на поводу - у дьявола?! Святой митрополит Нестор Камчатский оставил нам бесценное свидетельство: «Дивный пример христианский явила и в жизни и в смерти Своей мученица Великая Княгиня. Вся жизнь Ея прошла в трудах на благо ближним, и смерть воистину была мученической. Когда убийцы влекли Ее и других Великих Князей для убийства, Она вместе со всеми убиваемыми пела Херувимскую песнь. В день памяти первомученика Стефана, когда совершали мы Божественную Литургию в храме святой Марии Магдали- — 404 — ны (в Гефсимании), явилось мне чудное видение. Видел я Великую Княгиню Елисавету Феодоровну, прошедшую по солее около иконостаса, молившуюся у местных икон, потом прошедшую к иконе Архистратига Михаила, - тут же помолилась и исчезла в мягком тумане. Видение это наполнило страхом и благоговением мою душу, и я тотчас же поведал о том Архиепископу Анастасию, молившемуся в Алтаре. Память о Великой Княгине и Ее праведной благочестивой и Богоугодной жизни живет в Гефсимании, дух Ее витает над этим святым местом и ныне. Ее образ вдохновил монахинь начать то же дело, которому некогда была посвящена жизнь Великой Княгини - дело Милосердия во Имя Христово».
|