Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения темы является формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативного источника





Целью изучения темы является формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативного источника, выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, решать юридические казусы, а также закрепление теоретических знаний об особенностях организации государств Древнего Востока, структуры общества и правового положения различных категорий населения, источниках, существенных особенностях и содержании права на примере Древнего Вавилона и «Законов Хаммурапи».

При изучении первого вопроса необходимо проанализировать специфику возникновения и развития государства в Междуречье. Следуют начать с характеристики ранней формы государственной организации – шумерские города-государства (конец IV – начало III тысячелетия до н.э.), затем исследовать вопрос о формировании царско-храмового хозяйства Шумера и Аккада (III тысячелетие до н.э.), далее следует охарактеризовать процесс возвышения города Ура и правление Шульги, определить причины возвышения Вавилона, кратко охарактеризовать Старовавилонское и Нововалинское царства.

В процессе исследования второго вопроса следует ознакомиться с текстом Законов Хаммурапи, используя хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. В общую характеристику правового памятника «Законов Хаммурапи» входят сведения о времени его создания, структуре, характеристике правовых норм. Анализируя данную информацию, постарайтесь выяснить основные представления о сущности и функциях государственной власти в Древнем Вавилоне, проанализируйте основной текст и эпилог, определите роль закона и понятия «справедливости» в общественной жизни тех лет. При анализе основного текста следует также обратить внимание на порядок в расположении правовых норм, на источник их возникновения – традицию, судебные решения или волю их автора. Выявите и объясните такие качества данного памятника права как формализм, казуистичность, символизм. Особое внимание обратите на анализ влияния на содержание Законов Хаммурапи предшествующего законодательства, к которому относятся Законы Ур-Намму («Законы Шульги»), Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны.

При анализе правового положения основных групп населения имейте в виду, что подлинное значение терминов, отражающих правовое положение различных групп населения и закрепленных в памятнике, не может быть установлено. Обратите внимание на термин «человек» («авилум»), который противопоставляется мушкенумам. При рассмотрении правового положения редумов, тамкаров (ст.40, 49, 51, 66, 88, 96, 100-107 и др.), мушкенумов, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. При рассмотрении категории рабов (ст.7,171, 175, 176, 199; 247, 205, 213, 214, 231, 251; 252, 278-282) обратите внимание на различный правовой статус их групп.

Анализируя регулирование брачно-семейных отношений, изучите нормы брачно-семейного права (ст. 128-193 и другие). Определите юридическую природу и цель брака, условия его действительности (ст.136, 144-147), понятие брачного договора и приданого (ст.155-158, 176-184), причины и условия развода (ст.136-144), права и обязанности супругов (ст.117, 129, 141). Проанализируйте имущественные права и обязанности супругов, закрепленные в ст.150, 159-164. Каковы ограничения власти родителей над детьми? Какое правовое положение приемных детей? Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают «Законы Хаммурапи» (ст.170-177)?

Исследуйте вопросы регулирования имущественных отношений, раскройте значение таких понятий как институт вещного права, институт права собственности, владения, служебного держания, пользования. Определите условия и формы права собственности на землю, на движимое имущество. Проанализируйте возможности охраны собственности различных категорий свободного населения. Опишите условия заключения и регулирования договоров купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. Каким образом государственная власть вмешивалась в договорные отношения частных лиц?

Изучите понятия преступления и наказания, определите, имеются ли разграничения между уголовным преступлением и гражданским правонарушением, выявите основные функции наказания. Рассмотрите основные формы преступлений и наказаний. При анализе видов преступлений имейте в виду, что применение современной классификации преступлений может быть только условной, так как наказание исходит не от преступности действий, а от посылки нанесения вреда имуществу. Необходимо определить соотношение назначения наказаний и фактора вины правонарушителя (ст.206, 207, 16, 109, 25 и др.).

Проанализируйте нормы, регулирующие суд и процесс в Древнем Вавилоне (ст.3-5, 9-13). Были ли различия между уголовным и гражданским судопроизводством? Определите, какие виды доказательств признавались в суде. Укажите порядок привода свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов. Выясните, в чем состоит смысл и цель «божьего суда» (ст.2)?

На практическом занятии предполагается решение юридических задач (казусов). Необходимо заранее ознакомиться с правилами решения юридических казусов, условиями задач (см. практикум). При решении задач используйте Законы Хаммурапи (хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран).

 

Рекомендуется составить следующие схемы:

– Основные этапы эволюции государственности Древней Месопотамии

– Основные категории населения по Законам Хаммурапи.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия. 5000 лет истории. М., 2005.

2.Кучма В.В.Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

3. Никитина А.Д. Первая в мировой истории налоговая амнистия. Указ о «справедливости» царя Аммицадуки и его влияние на частноправовые документы в Вавилонии первой половины II тыс до н.э. // История государства и права. 2011. № 11.

4. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

5. Феномен восточной деспотии: Структура управления и власти. М., 1993.

Тема № 4. Государство и право Древней Индии и Китая

Вопросы для самоподготовки:

1.Общая характеристика дхармашастры «Законы Ману» и Артхашастры Каутильи.[5]

2.Социальная структура населения и правовое положение основных варн.

3.Брачно-семейные и имущественные отношения в Древней Индии.

4.Уголовное право и судебный процесс в Древней Индии.

5. Источники права Древнего Китая.

 

Основные понятия: раджа, император, веды, дхармашатры, артхашастра, брахманизм, дхарма, паришад, варна, каста, брахман, кшатрия, вайшия, шудра, дваждырожденный, неприкасаемый, мононорма, система формальных доказательств, абстрактная норма, нормы ли, нормы фа, легизм.

 

Date: 2015-08-15; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию