Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Русское языкознание 19 века: Потебня





С начала 19 века в России выходит несколько работ по философскому рассмотрению яз проблем. Самая известная работа – «Введение в круг словесности» - формулирует логико-грамматический взгляд на природу языка (И.С.Рижский): «Слова = знаки наших мыслей»

Самые распространенные грамматики русского до 60-х годов – грамматики Николая Ивановича Греча. Опирался на язык и стиль Н.М.Карамзина, которые уже стали архаичными.

Происходит становление русского литературного языка (родоначальник - Пушкин): сближение простонародного наречия и книжного стиля, но «метафизического языка» (языка науки, философии, политики) как такового еще не существует.

Вопросами языкознания занимались:

Востоков(с его именем связано возникновение в России сравнительно – исторического ЯЗ), «Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного письменным памятникам» ® работа о церковнославянском языке в древнейшем виде и перемены, которым он подвергся; мысль о возможности восстановления системы праславянского языка; в истории славянского и русского языков – три этапа: древний, средний, новый. Ъ, Ь

Белинский В.Г.: связь грамматической и логической категорий (грамматика должна быть основана на логике).

Чернышевский Н.Г.: изучение проблем взаимосвязи языка и общества, языка и мышления, происхождения и исторического развития языка, морфологической классификации языков. Язык способен выразить любую мысль, и любая мысль способна к языковому выражению. Критика отождествления языковых и расовых признаков людей: любой язык имеет возможность творческого развития и обогащения.

Добролюбов Н.А.: исследование взаимоотношений народного и литературного языков, рассматривая их как взаимосвязь личного начала и творчества коллектива; изучение народного творчества, выступает за учет этнографических моментов при изучении языка.

Даль В.И.: огромный вклад в русскую лексикографию и изучение языка русского народа («Толковый словарь живого великорусского языка»)

Развитие славянской филологии (Бодянский, Прейс, Срезневский, Григорович), изучение памятников старославянск языка. Вторая половина 19 века – появление лингвистических школ – Казанской (И.А.Бодуэн де Куртенэ) и Московской (Ф.Ф.Фортунатов), логико-грамматическое направление (Ф.И.Буслаев); сочетание сравнительного и исторического рассмотрения языковых явлений с логическими началами, психологическое направление (А.А.Потебня).

Алексей Афанасьевич Потебня (1835-1891) Харьков, «Институт мовознавства им.Потебни». Хотя Потебня не считал украинский отдельным языком, считал наречием. Сторонник Штейнталя и Гумбольдта. Интересовался морфологией, фонетикой, синтаксисом, семантикой преимущественно славянских языков не только в описательном, но и историческом плане.

Интересовался исторической грамматикой, фольклором, диалектологией. Работы по теории словесности и поэтике. Разработал типологию текста, выдвинул семиотические идеи про знак. Широко известен за рубежом.

Труды: 1862 г. – «Мысль и язык» - общелингвистическая работа, переносит идеи Штейнталя и Гумбольдта. «Из записок по русской грамматике», «Из записок по русской словесности».

Общие идеи: язык – не застывшая, а постоянно обновляющаяся деятельность (идея Гумбольдта и Штейнталя). Важно психологическое начало в речевой деятельности. Анализировал, что происходит в сознании человека. В центре внимания – индивидуальный речевой акт = акт языкового творчества. Это творчество как со стороны говорящего, так и со стороны слушающего. Любое понимание – понимание по-своему, невозможно передать готовую мысль: собеседник лишь получает импульс для собственного развития мысли = Его мысль отличается от мысли говорящего. Полное понимание невозможно.

Активная роль языка в мышлении: слова навязывают говорящему определенные образы и влекут мысль в определенном направлении.

Отрицает многозначность, учение о внутренней форме слова.

 








Date: 2015-08-15; view: 592; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию