Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Учение о слове Потебни





Потебня отрицает полисемию (негативно оценивал многозначность ® слово должно употребляться только в одном значении). Язык – система тесно связанных и взаимообусловленных элементов. Слово приобретает смысл лишь в предложении и поэтому имеет только одно значение. Любые синтаксические изменения функции слова в предложении и связанные с этим морфологические изменения означают возникновение нового значения, т.е. нового слова. Т.о., слово проявляет свои свойства только в отношении к другим словам.

Указывал на связь звучания и значения.

Всякое слово состоит из 3 элементов:

1. членораздельного звука, без которого слова быть не может;

2. представления содержание мысли, или способ изображения данного значения (щит);

3. значения слова (защита)

Значение и представление не совпадают. В значении заключено больше чем в представлении. Значение объединяет чувственный образ: обобщает, абстрагирует конкретный образ. Например, относительно широкое значение слова (защита) стремится оторваться от сравнительно узкого представления (щит), т.е. «растет несоответствие между представлением и значением». Это причина забвения представления. Развитие языка состоит в утрате первоначального представления и возникновении в силу этого новых слов. Всякое слово вместе с новым значением создает и новое представление.

Внутренняя форма слова – это ближайшее этимологическое значение слова, свидетельствующее о преемственной связи его прежнего, объективного значения с нынешним, актуальным. Выделял так же и дальнейшее значение слова – индивидуальный концепт говорящего, основанный на энциклопедических знаниях, личном опыте. Дальнейшее значение индивидуально у каждого человека, тогда как ближайшее совпадает для всех говорящих:

окно (ближ.зн. – «око» (т.е.чел подбирает ассоциации); дальн.зн. – состоит из рамы, стекол и т.д.)

Ближайшее значение слова (внутренняя форма) есть у каждого слова, но может быть утеряна из-за разных морфологических изменений:

сумрак (су- «похоже» + мрак = «похоже на мрак»; су- уже не является приставкой)

Слова с внутренней формой слова интереснее, чем слова без нее. Это как бы художественное произведение в миниатюре. Языки с такими словами более поэтичны. Языки без нее – прозаичны (французский).

 

31. Русское языкознание конца 19 – начала 20 веков: Ф.Фортунатов.

Филипп Федорович Фортунатов (18481914) компаративист. Представитель Московской лингвистической школы. Препод в Московском университете. Ученики–Шахматов, Пешковский. "Сравнительное языкознание", "Сравнит морфология", "Сравнит фонетика индоевроп языков". Занимался типологией языков – предложил новый тип: языки флективно-агглютинативные (языки семито-хамитской группы).

Одно из основных положений - признание связи истории языка с историей его носителя - народа, рассмотрение языка как общественного явления. Особое внимание - славянск и балт яз. Интерес к соц, истор стороне развития индоевроп яз; вопрос о дифференциации (разделении) и интеграции (слиянии) языков; указывал на зависимость этих процессов от судьбы соответствующих народов, образования племенных союзов.

Исследования в области славяно-балтийской акцентологии: открытый им закон передвижения ударенияот начала к концуслова, отражающийся в славянск, балтийск яз, некогда обусловленный фонетической позицией (напр, русское: И.п. рука, В.п. руку; В.п. сохраняет старое место ударения, а в И.п. ударение передвинулось с начального слога на конечный). Закон известен под именем «закона Фортунатова — де Соссюра».

Ввёл термин «морфология» вместо прежнего «этимология», превратил ее в самостоятельную дисциплину.

Разработал учение о форме слова. Считал, что слово имеет форму, если можно выделить основу, с которой связано его главное значение (реальное), и аффикс, выражающий формальное значение (видоизменяет или уточняет реальное). Это соотнесение слова с другими словами. Как определить, есть ли форма?Нужно сравнить слова с однокоренными и со словами с одинаковыми окончаниями: берегу - беречь, несу - лечу – значит, форма есть. А вот у какаду – нет.

Был против чрезмерного увлечения лингвистов психологизмом, проблемой варьирования семантики у Потебни. Считал, что лингвистические исследования должны опираться не на значения и процессы в психике, а на внешне выраженную форму.

Разработал также учение о грамматических классах слов (преимущество по сравнению с выделением частей речи). Хотел обойтись формальными признаками:

1) слова с формами словоизменения (полные): спрягаемые и склоняемые: с согласованием в роде (прилаг., причастие, прит. мест., порядк. числит.) и без согласования в роде (сущ и личные местоим)

2) слова без формы словоизменения: слова, имеющие формы словообразования (большинство наречий), и слова, не имеющие форм (некоторые наречия и отдельные числительные).

По классификации Фортунатова, местоимения и числительные не являются отдельными частями речи.

 








Date: 2015-08-15; view: 471; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию