Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 2. История развития логики





Хотя первые учения о рассуждении, о формах и способах (методах) мышления возникли в Древней Индии, Китае, но в основе сложившейся современной логики лежит аристотелевское учение, поэтому наш обзор и будет историей европейской логики. Развитие логической проблематики в Древней Индии и Китае, арабском Востоке мы не затрагиваем в силу недостаточного владения материалом этих историй.

Принято именно Аристотеля (384—322 до н.э.) считать отцом логики, хотя Аристотель, как известно, учился у Платона, Платон — ученик Сократа, а Сократ большую часть своей долгой жизни потратил на разоблачение псевдоучености софистов, которые до него уже исследовали вопросы языка и мышления, ими еще не разделяемые. Вклад старших софистов (Протагор. Горгий, Гиппий, Продик) в разработку вопросов синонимии, омонимии, риторических приемов и пр. значителен и не может оспариваться. Зато младшие софисты, по Аристотелю, «платные учителя ложной мудрости», своей педагогической практикой лишь придали софистике тот отрицательный оттенок, который мы и сейчас связываем со словами «софист», «софистика».

Занимался логическими вопросами и Демокрит, у него есть даже специальная работа, посвященная логике, — «О логическом, или Мерило». Трудно судить об их понимании логики, поскольку эти работы до нас не дошли, логические же работы Аристотеля: "Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика" и "О софистических опровержениях" - последователями и учениками его были собраны в отдельный корпус под названием «Органон». Они сохранились. С известным упрощением можно сказать, что «Категории» — это аристотелево учение о понятии, «Об истолковании» — учение о суждении. «Аналитики» — учение об умозаключении («Первая») и доказательстве («Вторая»). «Топика» Аристотеля посвящена рассмотрению оснований наук, так называемым общим местам (топам, топосам), т.е. общераспространенным мнениям, часто выступающим основаниям умозаключений по сходству, вероятностным умозаключениям, диалектическим, индуктивным. Наконец, последняя работа, включенная в «Органон», — «О софистических опровержениях» — самим своим названием говорит об аристотелевом анализе софистических «доказательств», т.е. тех ошибок, тех нарушений логики, которые сознательно допускаются софистами. Что касается принципов логики, то Аристотель затрагивает и формулирует их не только в «Органоне», но и в «Метафизике». В этих работах Аристотель различил содержание и форму мысли от форм речи, т.е. разделил мышление и язык, чего софисты не делали; определил основные формы мысли, сформулировал принципы мышления, сейчас их чаще называют основными законами логики (основными законами мышления); разработал особую форму рассуждения (категорический силлогизм) и теорию доказательства; дал классификацию логических ошибок (паралогизмов и софизмов).

Таким образом, по Аристотелю, предмет науки логики — основные формы мысли, их структурные особенности и зависимости, законы и наиболее распространенные ошибки, возможные при нарушении этих законов. Однако, предмет логического анализа, предмет логики как науки последователями и учениками Аристотеля понимался и разрабатывался несколько иначе. Если Аристотель использовал формы мышления и их законы для отображения и достижения истины, в большей степени разрабатывая логику дедуктивного характера, то его ученики, его последователи разрабатывали приемы и формы мысли, скорее, лишь приближающие к истине. Они анализировали рассуждения вероятностного характера, разрабатывали проблематическую, индуктивную логику.

Основным принципом логики Аристотеля является объемная формулировка аксиомы силлогизмов dictum de omni et nullo, что означает буквально "сказанное обо всём и ни о чём". Другими словами, "всё, что утверждается (отрицается) относительно класса предметов, утверждается (отрицается) относительно каждого предмета, входящего в данный класс".

Логика у Аристотеля не имела собственного предметного статуса, она была органоном философского знания, пропедевтикой "первой философии" или метафизики. В "Органон" входят шесть трактатов: "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софистических опровержениях".

"Категории" - полулогический, полуграмматический, полуфилософский трактат. С первой главы по четвертую, Аристотель выделяет классы определений: одноименное, соименное, отыменное. Сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Род как сказуемое, видовые отличия. В четвертой главе идёт перечисление 10 категорий. "Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько" (количество - Н.К.), или "какое" (качество- Н.К.), или "по отношению к чему-то" (отношение- Н.К.), или "где" (место, пространство- Н.К.), или "когда" (время - Н.К.), или находиться в каком-то положении" (состояние - Н. К.), или "обладать", или "действовать", или "претерпевать" (страдание- Н.К.) (25, 2а, 5, 10).

Глава пятая ( сущность). "Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду "человек", а род для этого вида - "живое существо". Поэтому о них говорят как о вторых сущностях, например "человек" и "живое существо".

Глава шестая (количество), "что касается количества, то одно раздельно, другое непрерывно, и одно состоит из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другое - из частей, не имеющих такого положения, раздельны, например, число и слово, непрерывны - линия, поверхность, тело, а кроме того, время и место." (20); глава седьмая (отношение). "Соотнесенными называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому; так, о большем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь говорят - большее чем что-то; и о двойном говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим", (Gb). Глава восьмая (качество). Аристотель пишет: " Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то. "Качество" имеет много значений, Под одним качеством будем разуметь устойчивые и преходящие свойства…Таковы знания и добродетели;" (25-30)... "другой вид качества - это то, благодаря чему мы называем людей искусными в кулачном бою или искусными в беге, здоровыми или болезненными, и вообще те качества, о которых говорится как о врожденной способности или неспособности"... (15-20). "Третий вид качества - претерпеваемые свойства и состояния. Таковы, например, сладость, горечь, терпкость и все сходное с ними; кроме того, тепло, холод, белизна и чернота. Что они качества - это очевидно: то, что ими наделено, называется таким - то в соответствии с ними; например, мед называется сладким, так как он наделен сладостью, и тело называется белым, так как оно наделено белизной" (30-35). "Четвертый вид качества - это очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное (10 а, 15). Аристотель отмечает, что качество допускает большую или меньшую степень.

Глава девятая, в которой Аристотель говорит об остальных шести категориях. "Действие и претерпевание также допускают и противоположность себе, и большую или меньшую степень. В самом деле, нагревать и охлаждать, равным образом быть нагреваемым и быть охлаждаемым, испытывать радость и испытывать печаль - все это противоположно одно другому, так что они допускают противоположность себе. Они также допускают большую или меньшую степень: ведь можно нагревать что-то больше или меньше. Следовательно, действие и претерпевание допускают большую или меньшую степень." "Итак, вот что сказано об этих категориях. Что касается (категории) "находиться в каком-то положении", то относительно нее уже было сказано при рассмотрении соотнесенного, что она называется именем, производным от различного положения (имеется в виду категория "отношение"- Н.К.) (глава седьмая - Н.К.). Что же касается остальных категорий - "когда", "где" и "обладать", то ввиду их полной ясности о них говорится здесь лишь то, что было сказано вначале, а именно что обладать означает (например,), быть обутым, быть вооруженным, где - например, в Лике, и остальное, что уже было сказано о них". (11b, 5, 10).

В остальных главах (10,11,12,13,14,15) Стагирит рассматривает различные виды этих шести категорий. Всего же в трактате "Категории" были исследованы: сущность,(субстанция) количество, качество, место(пространство), время, состояние,(обладание) отношение, действие, положение, страдание. Категории, по определению Аристотеля, - это предельные сказуемые, т.е. наиболее общее, что можно сказать о любом предмете высказывания.

"Об истолковании" - эта работа посвящена теории суждения. Исходным пунктом у Стагирита - высказывание и его внутренняя структура. В сочинении "Об истолковании" Аристотель рассматривает смысл утверждений и отрицаний собеседника. Она предшествует работам, в которых анализируется силлогизм как логическая система, в рамках которой происходит оценка взаимного отношения между высказываниями и обоснованием высказываний.

Аристотель, следуя за Демокритом, выделяет в высказывании два термина - имя и глагол или говоря современным языком субъект и предикат простого высказывания. Высказывание, согласно Аристотелю, представляет собой мысль утверждающую или отрицающую что-либо о чем-либо в зависимости от логической связки. "Есть", "присущ" или "не есть", "не присущ". Высказываниями могут быть только повествовательные предложения.

Он делил высказывания по нескольким основаниям: по структуре - на простые и сложные (глава пятая); по качеству - на утвердительные и отрицательные (глава шестая); по количеству - на общие, частные и неопределенные (глава седьмая); по модальности - на необходимые (аподиктические), действительные (ассерторические), возможные (проблематические) и случайные (глава 12).

"Первая аналитика". В этом трактате исследованы логические формы силлогизма. Силлогистика, создаваемая с целью построения теории доказательства, является центральной проблемой логической доктрины Аристотеля.

Аристотель определяет силлогизм как речь, в которой из заданных высказываний (посылок) с необходимостью вытекает другое высказывание (заключение), отличное от данных. В своей логической системе Аристотель использует высказывания не с современным функтором (связкой) "есть", а с обратной "присущ". Например, "В присуще А" или "А содержится в В". В седьмой главе Аристотель делает общие замечания о всех трех фигурах силлогизмов и дает описание возможности сведения второй и третьей фигур силлогизма к первой. Далее по 23 главу рассматриваются модальные силлогизмы. В 27 главе Аристотель анализирует правила построения фигур силлогизмов и далее переходит к исследованию различных логических структур перехода от одной фигуры силлогизма к другой (1. 45). Аристотель во 2 книге "Первой аналитике" установил, что категорический силлогизм обладает доказательной силой при обязательном соблюдении материальных (истинность посылок) и формальных (правила связи посылок и заключения) условий истины. Анализируя отношения между посылками и заключением по их логическому значению,

Стагирит установил следующие закономерности:

если посылки истинны, то заключение истинно;

если посылки ложны, то заключение может быть или истинным, или ложным;

если заключение истинно, то посылки могут быть как истинными, так и ложными;

если заключение ложно, то одна или обе посылки ложны.

Аристотель первым установил общие правила для силлогизмов и специальные правила для трёх фигур, четвертую он не рассматривал.

Классификацию умозаключений он осуществляет по разным основаниям. С точки зрения познавательной потребности он выделяет три типа силлогизма:

Аподиктический силлогизм как средство доказательства или опровержения;

Диалектический как способ конструирования правдоподобного рассуждения;

Date: 2015-08-15; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию