Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 что такое правовая система





В современном американском обществе правовая система сопровождает человека во всех его действиях. Конечно, как правило, большинство из нас не каждый день сталкивается с необходимостью иметь дело с судом или адвокатом, за исключением крайне редких жизненных обстоятельств. Но не проходит и дня — и даже часа — без взаимодействия с правом в самом широком смысле слова или с людьми, чьи действия определяются правом. Право вездесуще, хотя зачастую его присутствия мы не замечаем.

Например, когда мы заходим в бакалейный магазин и покупаем хлеб, молоко, суп, картофельные хлопья, когда мы выписываем чек за продукты питания и достаем пакеты с покупками из нашего автомобиля, мы одновременно являемся субъектами и объектами юридических правил. Конечно, мы не ощущаем, что правовая система, подобно «Большому Брату», пристально наблюдает за нами, заглядывая через наше плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Определенные разделы права всегда регламентируют наше поведение.

Для того чтобы добраться до магазина, мы ехали в автомобиле или шли пешком, пересекая улицы. Правила дорожного движения шли и ехали вместе с нами. Десятки норм и правил регулировали условия на заводе, где был собран автомобиль, обязанности сборщиков, изготовителей кузова и мотора.

На банках и упаковках, стоящих на прилавках бакалейного магазина, много этикеток и ярлыков, а следовательно, и норм права — они пронизывают историю жизни каждой банки с вареньем, каждого тюбика зубной пасты. И конечно, работники магазина, как и работники атомобильного завода, подчинены федеральному и местному трудовому праву и законодательству штата.

Действительно, большинство вещей, которые мы покупаем, — телевизоры, приемники, мебель, обувь, что угодно — охвачено текстами определенных законов, правил безопасности и т. п. Большинство зданий и помещений, где «делается бизнес», должно соответствовать строительным правилам, правилам противопожарной и общей безопасности. Стандарты весов и мер, правила, регулирующие безопасность и удобство, продолжительность времени основной и сверхурочной работ, закон о выходных — список правовых вопросов, окружающих нас в повседневной жизни, бесконечен.

Более того. Когда я покупаю буханку хлеба или банку консервов, я заключаю договор, осознаю ли я это или нет. Если что-то происходит неправильно, правила о заключении договоров, Универсальный торговый кодекс или некоторые другие разделы торгового права вступают в действие по крайней мере теоретически. Торговый кодекс управляет правилами, имеющими отношение к операциям с чеками. Нормы банковского права касаются способа, которым эти кусочки


бумаги обеспечивают кредит и платеж. Если консервы были испорчены и в результате я заболел, я имею право преследовать компанию, изготовившую эти консервы, в судебном порядке. Это приведет меня к законам об ответственности производителя, то есть к отрасли гражданского права. Сказанное, однако, не означает, что мы постоянно ощущаем на себе свинцовую тяжесть права. Право — атмосфера, оно легко, как воздух, когда все идет нормально (владельцы заводов и магазинов, конечно, могут смотреть на вещи по-другому). Более того, неправильно было бы считать право паутиной запретов, в некотором роде придирчивым занудой или несносно строгим родителем. Большинство законов предназначено для того, чтобы сделать жизнь легче, безопасней, счастливее. Когда законы действительно запрещают что-либо (или требуют чего-либо от кого-либо), это обычно проиходит опять-таки для пользы кого-либо. Закон настаивает, чтобы компании, выпускающие консервы, наклеивали на свою продукцию этикетки, сообщающие нам в точности состав продукта. Это — бремя для компании, но выгода (может быть, только предполагаемая) для покупателя банки консервов. Существует еще много способов, которыми правовая система скорее облегчает жизнь, чем запрещает что-либо или создает помехи. Она содействует, она обеспечивает простой и легкий путь для осуществления желаемых целей. Нормы, касающиеся завещаний и договоров, например, — это правила в основном о способах сделать то, что вы хотите, безопасно и эффективно. Они гораздо меньше касаются того, чего нельзя делать, включая и штрафы за нарушение правил. Огромное количество законов облегчает жизнь. Они предлагают стандартные способы-шаблоны для достижения тех или иных целей. Они мостят дороги для движения общества.

Правовой процесс столь важен, что нам непременно следует знать о нем как можно больше. Но что мы понимаем под терминами «право», «правовая система» и «правовой процесс»?

Дать точные определения этим понятиям достаточно сложная задача. «Право» — слово для ежедневного употребления, часть разговорного словаря. Но оно имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время. Невозможно говорить о точном значении слова «право», как если бы право было конкретным объектом в окружающем нас мире, чем-то, что мы могли бы потрогать, как стул или собаку. Но мы можем попытаться дать ему несколько рабочих определений.

Один из способов постичь истину состоит в том, чтобы расспросить людей, часто употребляющих слово «право», и узнать у них, о чем, собственно, они говорят. На первый взгляд создается впечатление, что люди имеют в виду сеть правил и инструкций, которые окружают нас. Такой вывод напрашивается из выражений типа «нарушение права», «следование праву». Примерно то же самое «закон» означает в предложениях типа: «Если вы ведете машину со скоростью 90 миль в час, то вы идете против закона». Может быть, мы и уловим несколько других оттенков значения, но основная идея правил и инструкций останется доминирующей. В обычной разговорной речи слово «право» связано с «законами», то есть с правилами и инструкциями.

Дональд Блэк в «Поведении права» предлагает сжатое, обманчиво простое определение. Право, согласно Блэку, является «правительственным социальным контролем». Под «социальным контролем» он подразумевает социальные нормы и процессы, которые способствуют хорошему и полезному для общества поведению индивидов или групп индивидов и препятствуют плохому поведению.

Есть закон против грабежей; полиция, судьи и уголовные суды пытаются бороться с ними. Вместе они создают довольно очевидный пример социального контроля (по крайней мере попытку такого контроля). Уголовная юстиция ставит перед собой эту цель. Для человека с улицы это, возможно, наиболее знакомая, очевидная часть правовой системы. Но право — нечто большее, чем уголовная юстиция. Остальное законодательство — то, что называется гражданским пра-


вом, гораздо обширнее и более важно. Взяв на вооружение определение Блэка, мы, тем не менее, должны понимать «социальный контроль» в более широком смысле. Он означает целую сеть норм и процессов, применимых к каждому отдельному моменту поведения человека.

Возьмем, например, обычные нормы деликтного права. Если я паркую автомобиль невнимательно или слишком быстро и при этом задену чей-нибудь автомобиль, для меня наступают определенные правовые последствия. То, что я совершил, не преступление, я не буду помещен в тюрьму, но я или моя страховая компания должны возместить ущерб. Прямо или косвенно это зависит от статей деликтного права — правил о том, что происходит, когда один человек наносит ущерб другому человеку или его собственности.

Эти нормы могут воздействовать на мое поведение. Они непосредственно воздействуют на мой бумажник и страховую ставку, которую я плачу, следовательно, эти нормы также являются частью системы социального контроля. Эти нормы вознаграждают законопослушное поведение и наказывают нарушителей (или только пытаются) столь же надежно, как и все уголовное право. Они распределяют расходы и доходы среди людей в зависимости от того, как люди себя ведут по отношению к праву. Невнимательный водитель должен платить, потерпевший получает деньги.

Право, согласно Блэку, есть социальный контроль, но социальный контроль особого рода. Право — правительственный социальный контроль, но существуют и другие виды контроля. Учителя используют свои правила (поощрения и наказания), чтобы заставить детей вести себя хорошо в школе, родители используют свои правила (поощрения и наказания) дома. Как учителя, так и родители надеются, таким образом, сформировать характер ребенка. Огранизованные религии тоже имеют дело с социальным контролем. Они преследуют цель побудить членов религиозных общин к жизни с богом в душе, к правильной жизни, как ее определяет религия. Но эти формы социального контроля не носят правительственного характера, они не являются официальными, следовательно, согласно определению Блэка, не являются правом. По крайней мере, мы можем вполне определенно сказать, что в такой стране, как Соединенные Штаты, они не являются частью официального права. Но на самом деле существует два различных взгляда на право: один — что право создается исключительно официальными правительственными актами; другой же использует более широкий подход.

Если говорить об этой книге, то основное, на чем сосредоточено внимание автора, является не в узком смысле слова «правом», а в большей степени тем, что можно определить как «правовую систему». Термин «право» часто относят только к нормам и инструкциям. Но все же необходимо провести демаркационную линию между нормами и инструкциями как таковыми и их структурами, институтами и процессами, которые вдыхают в них жизнь. Эта расширенная сфера и есть правовая система.

Ясно, что правовая система нечто большее, нежели просто набор норм. Существуют, прежде всего, правила о нормах. Существуют правила о процедурах, правила, говорящие о том, как получать правила из «не правил». Если говорить более конкретно, то это нормы о юрисдикции, судебных процедурах, судьях, судах, порядке и условиях избрания в законодательные органы штатов и т. п. Правило, которое утверждает, что ни один билль не станет законом в Нью-Мексико до тех пор, пока не пройдет утверждение в обеих палатах и пока его не подпишет губернатор штата, и есть правило о нормах. Оно описывает способ создания закона в Нью-Мексико.

В своей знаменитой книге X. Л. А. Харт назвал эти правила о нормах «вторичными нормами»; он же назвал правила поведения человека в обществе «первичными нормами». Правила, запрещающие ограбление бакалейной лавки или вождение автомобиля со скоростью 90 миль в час, могли бы быть примерами


первичных норм. Право, согласно Харту, есть союз первичных и вторичных норм.

Как первичные, так и вторичные являются по сути нормами; в некотором смысле все нормы — это некие директивные условия, определяющие социальное поведение человека. Нашим примером вторичной нормы прежде всего является норма о способах и условиях законодательной деятельности в Нью-Мексико. Нормы важны, но правовая система состоит не только из них. Мы могли бы ознакомиться с содержанием этих норм по книгам и тем не менее знать очень мало о том, как действует правовая система. Право останется лишь фразой на бумаге, если мы не рассмотрим способ, при помощи которого люди в обществе в соответствии с законом думают, чувствуют и действуют. Приказы, команды и нормы пусты и бессмысленны, пока что-либо не происходит, пока они не заставляют что-либо двигаться.

Это, конечно, мысль не новая. Это как раз то, что все прекрасно знают. Люди говорят, что один закон «мертв», тогда как другой «работает». Для определения работающего закона мы используем термин «живой». Мертвый закон не похож на живой, так же как мертвые языки типа санскрита или латыни не похожи на языки, на которых говорят реально существующие сейчас люди. Живой закон — это закон, действующий в правовой системе.

Например, в США скорость ограничена 55 милями в час. Это юридическая норма. Но живой закон — реальная практика — более сложен. Само по себе правило не говорит нам, что люди на самом деле не могут вести автомобиль со скоростью 60 или даже 65 миль в час без риска быть подвергнутыми аресту. Полиция не воспринимает существующее правило буквально. Но, с другой стороны, если кто-либо попытается увеличить скорость до 70 или 80 миль в час и попадет при этом в поле зрения полиции, полицейские немедленно включат сирену и начнут преследование нарушителя. Любая ситуация требует тесного взаимодействия многих элементов правовой системы, не только норм и институтов, но также и людей и их поведения.

Date: 2015-08-06; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию