Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Зерванизм и Авестийская астрология





 

Факт древнейшего происхождения Авестийской астрологии, которую также можно назвать зороастрийской и даже зерванитской, вытекает непосредственно из дошедших до наших дней зороастрийских космогонических текстов, одним из коих является «Бундахишн» («Сотворение основ»): «Хормазд произвел освещение между небом и землей звездами созвездий, а также и теми, что вне созвездий, а затем Луной, а после – Солнцем. Сначала он создал небесную сферу, и определил для нее звезды созвездий, особенно тех двенадцати, чьи имена – Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, которые от своего первотворения были разделены астрономами на 28 делений [пространств, проходимых ежедневно луной среди звезд и называемых обычно «лунными стоянками»]. И все подлинно его существа, пребывающие в мире, вверены им [то есть зодиакальным созвездиям, которые имеют особую заботу о благоденствии всего творения], так что, когда Разрушитель наступает, они одолевают врага, и создания этого мира бывают спасены от напасти».

Для зерванитов движение небес и планетарных сфер, как видимое проявление хода Времени, являлось предметом особого внимания и изучения. Всем известный образ восточного мага‑звездочета имеет под собой более чем реальное основание, ведь именно в Персидской империи домусульманских времен на базе Космической религии Заратуштры расцвели искусства и науки, среди которых самой священной и почетной считалась астрология. Космические идеи зороастризма обогатились эмпирическими знаниями вавилонян, накопленными ими в течение веков, что определило в дальнейшем мощный толчок в развитии науки о звездах.

Зерванизм, как сакральное учение о Времени, стал удивительно благоприятной средой для развития астрологии. Бартел Ван‑дер‑Варден в своей книге «Пробуждающаяся наука II. Развитие астрономии» пишет об этом следующее: «Древняя астрология предзнаменований была заменена в Персидский период новым предсказательным искусством, гороскопной астрологией, которая до сих пор не выходит из употребления. Самые ранние гороскопы, дошедшие до нас, происходят из Вавилона; древнейший относится к 409 году до Р.Х.».

Здесь необходимо отметить то, что к 409 году до Р. Х. Вавилон уже 130 лет находился под государственной властью Персидской империи и под идеологической властью персидской религии, коей была маздаяснийская вера. В настоящее время большинство современных исследователей согласны с мнением Ван‑дер‑Вардена о том, что: «Существует тесная связь между примитивной Зодиакальной астрологией и зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени».

Насколько «примитивной» была астрология зерванитов, судить не нам, но отметим, что именно культ Бога Времени Зервана, распространившись из Мидии по всему цивилизованному в те времена миру, способствовал развитию астрономии и астрологии. Так, например, четыре формы времени нашли отражение в астрологии зерванитов в определении четырех самых значимых гороскопов человека: гороскопа воплощения духа, гороскопа зачатия (гороскопа души), гороскопа рождения (гороскопа тела) и гороскопа Идама (божественной сущности, данной человеку как возможность подняться над обыденностью и вырваться из замкнутого круга воплощений).

Дальнейший небольшой экскурс в астрологию зерванитов может показаться скучным для читателя, не знакомого с астрологией вообще. Что ж, пролистайте эти страницы. Ну, а для любителей астрологии данная информация станет прекрасным дополнением к уже почерпнутым знаниям. Речь пойдет об особой мистерии неподвижного креста и некоторых принципах зеркального отражения в Зодиаке.

Двенадцать учитываемых в современной астрологии показателей, именуемых планетами: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хирон и Прозерпина (среди которых, конечно же, не все являются планетами, поскольку Солнце – звезда, Луна – спутник, Хирон – планетоид, а Прозерпина – еще не открытая, гипотетическая планета, находящаяся за орбитой Плутона), – имеют различный статус в различных зодиакальных знаках.

Согласно астрологическим представлениям, каждая планета имеет четыре формы проявления – и в этом опять же чувствуется влияние идей зерванизма. Эти четыре формы проявления (обитель, изгнание, экзальтация и падение) можно отождествить с четырьмя математическими действиями (сложение, вычитание, умножение и деление), символически производимыми над планетами в том или ином зодиакальном знаке. В обители планета проявляет свои лучшие качества, в изгнании ее влияние негативно, в экзальтации – максимум положительного влияния, в падении – максимум отрицательного влияния.

В основе структуры влияний планет, устанавливающей каждой планете ее место в зодиакальном круге, лежит так называемый неподвижный крест, состоящий все из тех же ключевых знаков Зодиака – Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, которые у зерванитов считались особо отмеченными. Эта структура остается одинаково гармоничной независимо от того, сколько использовать планет: 7 (как древние астрологи) или 12 (как это делают астрологи современные).

Точкой отсчета в этой системе является знак Льва, как место обители Солнца – главного хронометра нашей системы. Далее по оси Лев‑Водолей располагаются планеты по мере удаления их от Солнца: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и т. д. Заметим, что планета Земля не учитывается в данной системе, поскольку в геоцентрической астрологической картине Мира она является непосредственным местом приложения влияния остальных планет.

Световые и теневые обители планет располагаются симметрично друг другу относительно оси Лев‑Водолей: Меркурий имеет обители в знаках Близнецов и Девы, Венера – в знаках Тельца и Весов, Марс – в Овне и Скорпионе, Юпитер – в Рыбах и Стрельце, Сатурн – в Водолее и Козероге. В свою очередь, места изгнаний планет тоже располагаются симметрично относительно оси Лев‑Водолей, но зеркально противоположно относительно оси Телец‑Скорпион: Меркурий имеет изгнание в Стрельце и Рыбах (то есть там, где в обители Юпитер), изгнание Венеры – в Овне и Скорпионе (местах обители Марса) и т. д.

Очевидно, что четыре знака неподвижного креста (четыре ипостаси Бога Времени в художественной традиции многих народов) являются основополагающими в астрологическом учении об обителях и изгнаниях планет, поскольку ось Лев‑Водолей разделяет знаки на дневные и ночные обители планет, а ось Телец‑Скорпион является осью зеркального отражения, благодаря которой определяются места их изгнаний.

Четыре знака неподвижного креста представляют собой своеобразное перекрестие космических зеркал, в которых отражения живут собственной жизнью, перетекая из реальности в иллюзорный мир, и наоборот. Принцип зеркального отражения, на коем основано превращение обителей планет в места их изгнания есть принцип Зеркальной девы Вакшьи, которая превращает правое в левое, прошлое в будущее, а настоящее в вечность. В данном случае Вакшью можно символически представить как точку пересечения неподвижного креста – она же занимает и центральное положение между четырьмя стражами времени, объединяя в себе все четыре формы Времени.

Остается вопрос: почему именно знаки неподвижного креста имеют отношение к разделению обителей и изгнаний планет на дневные и ночные? Ведь, казалось бы, ко времени суток гораздо большее отношение должны иметь знаки так называемого кардинального креста (Овен, Рак, Весы и Козерог), с которыми связаны различные перемены в движении Солнца: в течение суток – восход, зенит, заход и надир, в течение года – весна, лето, осень и зима. Ответ на этот вопрос заключается в том, что в те незапамятные времена, когда культ Бога Времени только формировался, весеннее равноденствие происходило под знаком Тельца, осеннее – под знаком Скорпиона, летнее солнцестояние – под знаком Льва, а зимнее – под Водолеем. Зодиак шумеров начинался со знака Телец, в отличие от современного Зодиака, начинающегося с Овна.

Прецессия равноденствий обусловила смещение даты наступления нового астрономического года, и в настоящее время Солнце проходит через небесный экватор в зодиакальном созвездии Водолея, хотя традиционно считается, что весеннее равноденствие наступает при вхождении Солнца в знак Овна (это – дань эллинистической традиции). А ведь еще совсем недавно (каких‑то 4300 лет тому назад!) именно знаки неподвижного креста – Телец, Лев, Скорпион (Орел на более высоком уровне) и Водолей (Человек) – являлись четырьмя поворотными пунктами в годичном движении Солнца по небосклону.

Отличительной особенностью астрологии зерванитов от других астрологических систем является то, что зерваниты при рассмотрении индивидуального гороскопа обращали особо пристальное внимание, во‑первых, на отдельные пустые знаки, а во‑вторых, на пары пустых знаков, находящихся друг напротив друга (коридоры зеркал). Через функции именно этих чистых знаков, и особенно через коридоры зеркал (ведь оскверненные Ангра‑Манью планеты загрязняют знаки), проявляется Вакшья – та самая пустота, дающая возможность выйти из круга предопределения и ощутить космическое величие безграничного пространства. Зеркальная дева Вакшья, раздвигающая рамки пространственно‑временного континуума, как бы фокусирует направления различных временных потоков, являясь высшим иерархом над четырьмя стражами времени. Вакшья – это зеркало Времен, позволяющее человеку, поднявшемуся до уровня понимания сущности Времени, менять направление и скорость его течения.

Существуют и другие доказательства связи зерванизма и астрологии, среди которых наиболее убедительным представляется отождествление греческого бога Кроноса (чьей планетой считается Сатурн) с Зерваном. Подобное отождествление мы встречаем в армянских текстах, а именно в армянской версии «Романа об Александре», и в записях историка Мовсеса Хоренаци, который переводит имя Кронос как Зруан (Зерван), из чего можно заключить, что Зерван было божественным именем Сатурна. Сатурн – римский аналог греческого Кроноса (титана, пожирающего своих детей) – считался воплощением судьбы и рока.

Согласно эллинистическим египетским источникам, а именно, астрологическим трудам Нехепсона и Петосирида, Сатурн помимо научного имени Файнон имел и божественное имя – Звезда Немесиды. Как известно, Немесида (богиня Возмездия) представляет собой одно из проявлений Тихе – Судьбы, а значит, египтяне ставили знак тождества между Судьбой и влиянием Сатурна на человеческую жизнь. Необходимо отметить, что Судьба упоминается вместе с Временем (Зерваном) в уже цитируемом нами среднеперсидском тексте «Меног‑и‑Храд», что говорит о неразрывной связи этих понятий в представлениях древних персов и указывает на достаточно широкое распространение подобных взглядов. Исследуя ряд источников персидского, греческого, сирийского и египетского происхождения, Ван‑дер‑Варден делает такой же вывод: «Мы видели, что Зерван назывался также Тихе, или на среднеперсидском Бакт (Bakht), что означает Судьба. Это совпадает с египетским обозначением Сатурна как Звезды Немесиды.

Соответствие Сатурна‑Кроноса со Временем устанавливается и по различным греческим источникам. Например, в надписи из Элатеи один из сыновей Кроноса, бог моря Посейдон, назван Сыном Хроноса, то есть Сыном Времени («хронос» на греческом языке означает «время). Подтверждал данное соответствие и Плутарх, указав в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» следующее: «Эти люди подобны эллинам, которые говорят, что Кронос в переносном смысле есть имя для Хроноса (Времени)». О том же писал и Ферекид Сиросский, утверждая в своей теогонии, что «Зевс (Зас) есть Эфир, Хтония (Рея) – Земля, а Кронос – Время (Хронос)».

Само наличие полемики относительно правомочности отождествления Сатурна‑Кроноса с Временем‑Хроносом в ученых кругах античной Греции говорит о достаточно широком распространении подобных взглядов. Вообще же многие египетские, персидские и греческие астрологи‑философы придерживались того мнения, что Сатурн, как последняя видимая невооруженным глазом планета, диктует смертным веления рока и фатума. Согласно их представлениям, сфера Сатурна находится выше сфер других планет, что в их понимании свидетельствует о близости Сатурна к Творцу, стоящему над всеми творениями.

В свою очередь, Фирдоуси в эпосе «Шахнаме», воздавая хвалу Творцу, неоднократно говорит о нем как о «создавшем Кейвана и вертящийся свод», тем самым выделяя Кейван‑Сатурн из прочих планет («Кейван» в переводе с персидского означает «Царь Прошлого», «Властелин Времени»). Появление подобного рода эпитета для планеты Сатурн является свидетельством особого к нему отношения, поскольку все остальные известные на то время планеты были названы персами именами авестийских Изедов: Венера – Нахид, Марс – Бехрам, Меркурий – Тир и т. д.

Следует заметить, что персидский «Царь Прошлого», Кейван‑Сатурн, имеет много общего с греческим Кроносом, царем «Золотого Века». Если проводить между ними аналогию, а она вполне уместна, то «Золотой век Сатурна» (согласно греко‑римской мифологии, это – райское, еще не оскверненное злом состояние мира) вполне можно соотнести с идеальным миром (по представлениям персов), сотворенным Ахура‑Маздой в Бесконечном Времени прежде мира материального. Идеальный мир остался в прошлом, названном «Золотым Веком», а Сатурн‑Кейван, «Царь Прошлого», стал своего рода символом временного предела, разграничивающего прошлое и настоящее.

Вообще‑то в отношении прошлого, как, впрочем, и в отношении планет, необходимо сказать следующее. В зороастрийской мифологии планеты, называемые «блуждающими звездами», мыслятся как служители Зла. Они не являются порождениями Ангра‑Манью, но осквернены им: своим путаным, петлеобразным движением планеты вносят хаос в течение событий земной жизни. Согласно «Бундахишну» во время вторжения в Мироздание Духа Зла «планеты со многими демонами прорвали небесную сферу, и они смешали созвездия; и все Мироздание было обезображено так, как если б огонь изуродовал всякое место, и дым взошел над ним».

В астрологии блуждающим планетам противопоставлялись неподвижные звезды, среди которых особенно выделялись двенадцать созвездий, по коим пролегает видимое движение Солнца (эклиптика) и Луны. Возникшие впоследствии солнечный и лунный календари, как результат наблюдения за ходом движения небесных светил, стали лучшим мерилом и хранилищем Времени.

 

Для зерванитов‑астрологов особой среди прочих планет был Сатурн – в его ритмах они видели нечто предвечное, напоминающее о райском, изначально гармоничном состоянии Мироздания, и потому величали его Кейван – «Властелин Времени». С ним же, а точнее, с его первичным циклом, связана календарная система зороастрийцев – 32‑летний солнечный календарь, являющийся не только хранителем Времени, но и хранителем Хварны, царской благодати, наивысшей отмеченности человека. А ведь Сатурн – планета самых больших испытаний! Вот почему царская хварна – это не только благодать, но и тяжелое бремя. Получающий из рук Господа Бога скипетр и корону принимает на себя тяжкий крест «Властелина Времени» – Сатурна.

Солнечный календарь древних ариев считается самым чистым, не оскверненным силами тьмы, а потому сакральным хранителем Времени. Он космичен по своей природе, помнит мир в его первичном (идеальном) состоянии, ход его часов связан с Бесконечным Временем (Зерван Акарана) и может прекратиться только в случае тотальной катастрофы в масштабах Солнечной системы. Он вмещает в себя все три вида божественной хварны (царскую – 32‑летний календарь, жреческую – 12‑месячный, воинскую – 30‑дневный), ориентирован на максимальное проявление человека в обществе, его эволюционную программу.

Календарь – это возможность (хотя бы частично) выйти из‑под тяжкого гнета судьбы как предначертания, обусловленного жестким положением планет в гороскопе. Календарь – это возможность соприкоснуться с ритмами первичной природы, идеального мира и бесконечного времени. И потому Календарь для зороастрийцев‑зерванитов был лучшим ориентиром на пути к пониманию природы Времени, на пути к Великому Зервану.

 








Date: 2015-07-27; view: 203; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию