Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справочные материалы к практической работе № 2. Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение)- ряд предложений и абзацев, связанных между собою по смыслу и грамматически





 

Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение)- ряд предложений и абзацев, связанных между собою по смыслу и грамматически.

Лингвистика текста – анализ текста с точки зрения его языковых особенностей (стиля, типа, индивидуальных особенностей, авторской интонации и т.д.)

Контекст – совокупность речевых и ситуативных обстоятельств, воссозданных в тексте произведения, способствующие его пониманию (пространство и время, культурно-исторический контекст).

Основные признаки текста:

1.Тематическое единство частей текста

2.Композиционное единство частей текста

3.Наличие грамматической связи между частями текста.

4.Смысловая цельность и законченность.

 

Тема текста – основная мысль. (О чем это текст?) То, что описывается в тексте.

 

Идея текста – что именно автор хочет сказать по данной теме. (Что говорится?)

 

Сюжет (от фр. suget - предмет) - события произведения в хронологической последовательности, представляющие подержание эпических, лиро-эпических и драматических текстов.

 

Фабула – разветвленная цепь событий произведения.

 

Композиция текста – построение, расположение частей текста.

 

Виды композиции:

А) прямая – события расположены в хронологическом порядке.

Б) обратная – действие начинается с развязки (детективный жанр),

В) ломаная – нарушается хронология повествования (И.А.Гончаров «Обломов»).

 

Виды связи предложений в тексте:

1)
1.Параллельная

 
 

 

 


2.Цепная.

3)
2)
1)

 

 

Признаки параллельной связи:

1.Предложения не сцепляются, а противопоставляются или сопоставляются.

2.Синтаксический параллелизм (одинаковая конструкция предложений).

3. Повтор ключевого слова (лексический повтор), синонимичная замена ключевого слова.

4. Наличие вводных конструкций.

5. Наличие риторических вопросов.

 

Пример текста с параллельной связью:

«В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера – это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы – все спят, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха». (К.Паустовский).

 

 

Признаки цепной связи:

1.Предложения связываются как бы по цепочке.

2.Повтор ключевого слова, замена его синонимом.

3.Семантические соответствия и ассоциации.

 

Пример текста с цепной связью:

 

«Через минуту наша бричка тоже тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, мы видели тоже самое, что и до полудня. Холмы так же тонули в лиловой дали, и не было видно их до конца. И все то же небо и грачи, уставшие от зноя. Воздух тоже изнывал от жары и тишины, отчего покорная природа цепенела в молчании». (А.П.Чехов)

 

Абзац – отступ в начале строки; красная строка, микротема текста.

Строение абзаца:

1.Абзацный зачин.

2.Комментирующая часть.

 

Памятка по лингвистическому анализу текста:

1.Внимательно прочитайте текст.

2.Определите его тему, микротемы, озаглавьте текст.

3.Поделите текст на абзацы (если это необходимо).

4.Определите идею текста.

5.Охарактеризуйте композицию текста.

6.Укажите вид грамматической связи между частями текста.

7.Определите тип данного текста.

8.Определите стиль данного текста.

9.Найдите в тексте художественно-выразительные средства.

10. Сформулируйте общее впечатление от прочитанного текста.

 

Date: 2015-07-27; view: 685; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию