Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственных качеств социального работника





Человечность как интегральная характеристика

Другой общей (интегральной) чертой нравственной личности является человечность, представляющая собой совокупность человеческих качеств, характеризующих отзывчивость, гуманность, необходимых для социальной работы. К таким качествам относятся, прежде всего, доброта, милосердие, сочувствие, заботливость и др. Человечность как моральная составляющая представляет собою единство эмоционально-чувственного и рационально-теоретического уровней профессионального морального сознания.

Нередко в истории этической мысли возникали взгляды, отрицающие роль чувств в моральном сознании. Такая позиция была характерна, в частности, для Спинозы, считавшего, что мораль носит рациональный характер, а чувства и страсти не связаны с нею. Кант также считал, что чувственный опыт людей не связан с моралью. В противоположность этим взглядам, Юм считал, что чувственный опыт является источником моральных принципов.

Нам представляется эта позиция более убедительной, хотя бы применительно к анализу профессионально-этических основ социальной работы.

Чувственно-эмоциональная сторона моральной деятельности социального работника (наряду со знаниями и убеждениями) характеризуют нравственную позицию по отношению к самому себе, клиентам, коллегам, обществу в целом. Иногда чувства помогают раскрыть внутренний мир другого человека, а также усилить благородные его порывы.

Здесь уместно было бы остановиться на раскрытии содержания интересующих нас понятий. Такими понятиями являются жалость, сочувствие, сострадание, участливость, милосердие. В истории этической мысли можно обнаружить различные подходы в их характеристике. В первую очередь, это касается трактовки роли сочувствия, сострадания. Большинство мыслителей оценивали сочувствие и сострадание как проявление нравственных начал в человеке. (Этот взгляд в большей мере характерен для представителей христианской этики).

Однако, как отмечали другие мыслители (И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше), сочувствие, сострадание, жалость не могут быть достаточной основой всей нравственности. В определённых отношениях можно согласиться с этой позицией. Вряд ли найдётся человек, который бы не испытывал бы ни к кому сочувствия, жалости, хотя в жизни он и является отъявленным негодяем. Действительно, сочувствие, сострадание к «своим» близким могут граничить у отдельных людей с безнравственностью в отношениях с «чужими».

Однако эти факты не могут отрицать роль сочувствия, сострадания как «первичных оснований» нравственности, хотя это и не является её достаточным основанием.

Сострадание, жалость, сочувствие в определённых границах рассматриваются как тождественные слова, взаимозаменяемые. Это касается тех случаев, когда мы этими словами обозначаем ощущения, возникающие у нас по поводу страданий другого человека. Если обратиться к словарю С.О. Ожегова, то найдём следующее толкование этих слов: сострадание – это жалость, сочувствие к страданиям другого человека; жалость – это сострадание, соболезнование. Как видим, взаимозаменяемость этих слов в разговорной речи очевидна. Однако эти слова в более строгом словоупотреблении можно разделять. Тогда они получают различное толкование. Если в сложившейся разговорной практике слова «жалость» и «сострадание» используются в тождественном значении, о котором уже шла речь, то есть они выражают ощущение сопереживания по поводу тягостных переживаний другого человека, то слово "сочувствие" употребляется не только в этом смысле. Словом «сочувствие» также обозначает способность человека разделять не только чужую боль, но и другие чувства людей. Человек, проявляя сочувствие к другому человеку, может испытывать вместе с ним не только печаль, но и радость.

Какова природа сочувствия, сострадания, жалости? Не вдаваясь в серьёзный анализ этой проблемы, так как это выходит за пределы данной дисциплины, необходимо назвать основные подходы, существующие в её решении.

Некоторые исследователи (Ливингстон и др.) утверждают, что сострадание, жалость обусловлены деятельностью нервной системы и способствуют возникновению чувства удовлетворённости, к которому стремится человек.

Значение этого чувства в жизни человека настолько значимо, что позволяет ему выжить в самых тяжёлых условиях, способствует развитию стремления к совершенствованию, сохранению веры в идеалы и ценности, которые, может быть, стоят дороже самой жизни.

Современная наука о человеке не располагает фактами, доказывающими эту точку зрения. Кроме этого, существует много фактов, свидетельствующих о том, что регулятором сохранения чувства удовлетворённости для некоторых людей является не жалость, сострадание, а безжалостность, жестокость. Она может принимать изощрённые и извращённые формы, то есть «прорываться» даже в виде садистских импульсов.

Существуют также иные объяснения природы этих чувств, по которым социальные условия жизни обусловливают возникновение и развитие данных качеств. Разные условия жизни, исторические факторы формируют положительные и вредные для своей жизни и жизни других людей качества характера. Несмотря на различие в этих рассуждениях, в них есть нечто общее, а именно: в них просматривается оценка чувств сострадания, жалости, сочувствия как значимых для человека.

Представляется, что в этике социальной работы слова «сочувствие», «сострадание», «жалость» должны приобрести категориальный статус. Они являются обозначением не просто нравственно одобряемых свойств профессионального характера, а таких свойств, без которых невозможна социальная работа. Клиент социальной службы всегда доверяет свои горести, проблемы социальному работнику. Первое тягостное впечатление, которое может возникнуть у клиента от встречи с социальным работником, это отказ от сочувствия. Неспособность выразить сочувствие является не только проявлением невежливости, но и антигуманным действием. Каждый человек высоко оценивает желание разделить с ним боль или радость, и он легче прощает тому, кто искренне хотел помочь, но не смог этого сделать по каким-то причинам.

В профессиональной деятельности социального работника сочувствие способствует развитию доверия у клиента. Сочувствие, сострадание – это первая ступень во взаимоотношениях социального работника с клиентом, но искренность этих чувств определяется желанием помочь клиенту, заботой о нём. Благодаря участливости, сочувствие переходит из состояния, которое является иррациональным (сфера чувств, переживаний, эмоций), то есть невыразимым в логических понятиях, в состояние рациональное.

В этом смысле участливость становится морально-психологическим фактором, регламентирующим необходимость участливого отношения к проблемам клиента. На наш взгляд, эта позиция не противоречит позиции Канта, считавшего, что поступки людей, обусловленные внешними побуждениями, чувством жалости или сострадания, не являются моральными, а только «легальными». Моральный поступок, с его точки зрения, совершается всегда из чувства долга и во имя одного долга.

Отрицать роль долга и ответственности в профессиональной деятельности не приходит в голову. Действительно, безусловное следование в своей работе требованиям профессионального долга, утверждаемым этическим кодексом, является моральной составляющей профессиональной деятельности социального работника. Однако сочувственное участие в решении проблем клиента способствует, на наш взгляд, более глубокому осознанию долга и ответственности социального работника перед клиентом. Сочувствие как умение поставить себя на место другого человека, разделить его чувства, является своего рода необходимой нравственно - психологической установкой социального работника

Как было уже отмечено, эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодополняют друг друга, и многие понятия этики, каким является сочувствие, существуют и как мироощущение, и как миропонимание Способность к состраданию, к сочувствию наполняет радостными чувствами не только того, кому сострадают, но и того, кто сострадает. Профессиональная деятельность, объектом которой является человек, не может приносить морального удовлетворения тем, кто не способен своим сердцем проникать в страдания другого человека. Без сочувствия, то есть без способности поставить себя на место другого человека, невозможно участливое отношение к его проблемам.

Сочувствие – это чувство, которое позволяет ощутить переживание из-за страданий другого человека. Сочувствуя, сострадая, человек ставит себя в положение другого человека. Это достигается, благодаря его воображению.

Date: 2015-07-27; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию