Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обстоятельства, подлежащие установлению. Организация выявления и расследования





Организация выявления и расследования легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем во многом зависит от предмета доказывания - круга обстоятельств, подлежащие установлению. По делам рассматриваемой категории доказыванию подлежат следующие обстоятельства.

1. Предмет легализации (отмывания): деньги (наличные, безналичные); ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество.

2. Способы легализации (отмывания) имущества, имеющего преступное происхождение.

3. Способ сокрытия преступного источника доходов или самого существования доходов, получаемых преступным путем.

4. Механизм, при помощи которого осуществлялось придание правомерного вида доходам, полученным преступным путем.

5. Источник возникновения предмета легализации.

6. Круг лиц, причастных к созданию источника легализации.

7.

8. Кем и какие действия непосредственно совершались в случае осуществления переводов денежных средств при помощи компьютерной техники.

9. Виновность лица, осуществляющего действия по легализации денежных средств или иного имущества, либо являющегося посредником.

10. Состав организованной группы преступников и роль каждого обвиняемого, форма его вины и мотивы в действиях по подготовке, совершению и сокрытию следов преступления.

10. Заинтересованность каждого из соучастников в совершении преступления, т.е. каков был личный интерес или же обещанное вознаграждение и в чем оно состояло.

11. Место совершения преступления, включая места создания преступных доходов и места осуществления легализации, учитывая возможность совершения преступных действий на территории другого государства.

12. Время совершения преступления.

13. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в крупном размере.

14. Использование служебного положения должностным лицом органа государственной власти, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, при легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем.

15. Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Указанные обстоятельства являются основой для разработки программы поисково-познавательной деятельности по выявлению и расследованию легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем. Для этого следователь может воспользоваться общей типовой программой исследования события с признаками легализации.

Выявление и расследование любого преступления будет целенаправленным только в том случае, если в результате анализа исходных данных будет определен перечень вопросов, ответы на которые должны быть получены в процессе поисково-познавательной деятельности. Система типовых задач исследования любого преступления имеет иерархическую структуру — решение одной помогает решению другой, — поэтому, рассматривая каждую из них, необходимо использовать информацию, полученную при решении предыдущих, а, решив, важно обязательно проверить, не меняются ли результаты решения предыдущих задач, не позволяют ли полученные сведения решить другие задачи, ранее оставшиеся нерешенными.

Основным назначением общей типовой программы исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц, как и любого иного преступления, является обеспечение надлежащей работы с имеющейся информацией и целенаправленного поиска недостающих данных.

Определение общих типовых задач (ОТЗ) исследования события производится путем анализа имеющейся информации применительно к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу о легализации преступных доходов других лиц. При этом учитываются результаты решения промежуточных задач расследования.

Под общей типовой программой исследования события с признаками легализации преступных доходов понимается научно обоснованная и логически упорядоченная система общих типовых задач расследования, вытекающая из системы обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию при расследовании этих преступлений, и типовых промежуточных (частных) задач расследования, обусловленных содержанием элементов криминалистической системы этого преступления, и предназначенная для исследования события с признаками легализации преступных доходов на стадии доследственной проверки материалов, на начальном и всех последующих этапах расследования.

Поскольку ст. 174 УК РФ охватывает также действия, предусмотренные ст. 174.1 УК РФ, и таким образом является более общим составом по отношению к ст. 174.1 УК РФ, рекомендации по выявлению и расследованию легализации преступных доходов других лиц (ст. 174.1 УК РФ) полностью относятся к выявлению и расследованию легализации преступных доходов самим их владельцем (ст. 174 УК РФ).

Общая типовая программа исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц:

ОТЗ I. Место совершения преступления.

1.1. Если легализация преступных доходов совершалась в системе юридических лиц на территории Российской Федерации, то устанавливается:

1.1.1. Полное и краткое наименование юридического лица, место и дата его регистрации, регистрационный номер, место и дата постановки на налоговый учет, его ИНН, адрес фактический и по учредительным документам.

Произвести выемку копий учредительных документов, копий свидетельств о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет.

1.1.2. Лица, являющиеся учредителем юридического лица.
Изучить учредительные документы.

1.1.2.1. Если среди учредителей имеются юридические лица, то выясняется полное и краткое наименование юридического лица, место и дата его регистрации, регистрационный номер, место и дата постановки на налоговый учет, его ИНН, адрес фактический и адрес по учредительным документам, учредители этого юридического лица, руководитель, главный бухгалтер и руководители структурных подразделений (в том числе обособленных) в период проведения операций по легализации преступных доходов. Устанавливается, не находится ли юридическое лицо-учредитель в государстве или на территории, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ), или в государстве (на территории), в которой не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

Произвести выемку копий учредительных документов, копий свидетельств о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, копий приказов о назначении руководителя организации, главного бухгалтера и руководителей структурных подразделений; допросить руководителей организаций, учредителя при необходимости; приобщить к делу выписки из перечня Правительства РФ.

1.1.2.2. Если среди учредителей имеются физические лица, то устанавливаются их фамилии, имя и отчество, год рождения, место жительства и работы. Выясняется, не являются ли эти лица владельцами счетов в банках, зарегистрированных в государствах или на территориях, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ), или в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

Допросить учредителей, дать поручение органам дознания; при необходимости приобщить к делу выписку из перечня Правительства РФ.

1.1.3. Кто являлся руководителем, главным бухгалтером и руководителями структурных (в том числе обособленных) подразделений этого юридического лица.

Уточнить при допросе руководителей структуру подразделений, если необходимость в их допросе возникает в процессе расследования.

1.1.4. Какие счета и в каких банках юридическое лицо имеет, не является ли юридическое лицо владельцем счета в банке, зарегистрированном в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

Направить запрос в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, ее структурных подразделений и месту нахождения ее имущества; допросить руководителя и главного бухгалтера организации; дать поручение органу дознания, при необходимости приобщить к делу выписку из перечня Правительства РФ.

1.1.5. Какая финансовая и/или хозяйственная деятельность этим юридическим лицом осуществлялась фактически.

Провести следственный осмотр гражданско-правовых договоров организации и кассовых документов; при необходимости приобщить к делу их копии; истребовать справку-расшифровку из обслуживающего банка; допросить руководителей и главного бухгалтера организаций; дать поручение органу дознания.

1.1.6. Не использовались ли в целях легализации фирмы, специально для этого созданные.

Запросить налоговые инспекции по месту предполагаемого местонахождения «коммерческих боковичков» об учредителях таких фирм и налоговую инспекцию по месту нахождения головной организации об учрежденных ею дочерних фирмах; дать поручение органам дознания; допросить руководителей и главного бухгалтера головной организации.

1.2. Не использовались ли в целях легализации организации или учреждения вне пределов Российской Федерации. Если да, то их полное и краткое наименование и Фактический и юридический адрес. Не находится ли эта организация или учреждение в государствах или на территориях, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ), или в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

Дать поручение органам дознания; если возможно, допросить лицо, заподозренное в отмывании преступных доходов.

1.3. Не использовались ли в целях легализации преступных доходов физические лица. Если да, то где была совершена легализация, фамилии, имя и отчество этих лиц, год рождения, адрес жительства и работы. Не являются ли эти лица владельцами счетов в банках, зарегистрированных в государствах или на территориях, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ) или в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

Дать поручение органам дознания; допросить лиц, располагающих такой информацией, а также лиц, заподозренных в отмывании преступных доходов; приобщить к делу выписку из перечня Правительства РФ.

1.4. Какими сведениями о месте легализации преступных доходов в данном случае располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в Федеральную службу финансового мониторинга.

ОТЗ 2. Предмет легализации. Какое имущество участвовало в легализации: а) денежные средства; б) недвижимое имущество; в) движимое имущество; г) ценные бумаги; д) имущественные права; е) иное имущество

2.1. От кого, где и когда субъект легализации получил денежные средства или иное имущество для легализации.

Допросить лиц, располагающих такой информацией, владельца преступных доходов и лиц, совершивших отмывание этих доходов; если возможно, осмотреть предмет легализации, а также приобщить к делу документы, содержащие информацию о предмете легализации.

2.2. В какой сумме были получены денежные средства или какой денежной суммой оценивается полученное для легализации иное имущество.

Действия, указанные в п. 2.1, кроме того, при необходимости оценить легализуемое имущество в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

2.3. На каких условиях осуществлялась передача имущества для легализации.

Дать поручение органу дознания; выявить свидетелей, располагающих такой информацией, и допросить их; допросить владельца преступных доходов и лиц, совершивших действия по легализации преступных доходов; если имеются документы с ответом на этот вопрос, то приобщить их к делу.

2.4. Каким способом была осуществлена передача этого имущества.

Действия, указанные в п. 2.3.

2.5. Получил ли субъект легализации от владельца предмета легализации сведения о преступном источнике этих доходов. Где и когда была получена эта информация, каково конкретное содержание этой информации. Позволяет ли эта информация судить о том, что субъектом осуществлялась легализация заведомо преступных доходов.

Дать поручение органам дознания; выявить и допросить лиц, располагающих такой информацией; допросить владельца преступных доходов и лиц, совершивших действия по их легализации; при необходимости провести очную ставку между ними; если имеются документы, позволяющие хотя бы косвенно подтвердить заведомое отмывание преступных доходов, то необходимо приобщить их к уголовному делу и использовать при допросе.

2.6. Не получал ли субъект легализации сведения из иных источников о преступном происхождении предмета легализации. Если да, то когда, где, какого конкретно содержания и из какого источника были получены эти сведения. Были ли они получены до начала легализации или после ее осуществления. Позволяют ли эти сведения судить о том, что субъектом осуществлялась легализация заведомо преступных доходов.

Дать поручение органам дознания; выявить лиц, располагающих такой информацией, и допросить их; допросить лиц, осуществивших легализацию преступных доходов; если имеются документы, подтверждающие хотя бы косвенно преступное происхождение доходов, то необходимо приобщить их к делу и использовать при допросе.

2.7. Имело ли место количественное и/или качественное изменение предмета легализации в процессе совершения преступления.
Если да, то в чем конкретно это выразилось.

Допросить владельца преступных доходов и лиц, осуществлявших их легализацию; если возможно, осмотреть предмет легализации; если имеются документы, подтверждающие эти изменения или отсутствие их, то приобщить их к делу и использовать при допросе.

2.8. Какие события предшествовали и сопутствовали приемке-передаче имущества для легализации.

Допросить лиц, выполнявших действия по легализации преступных доходов, и других лиц, располагающих такой информацией; дать поручение органам дознания; если легализация осуществлялась в структуре юридического лица, то изучить документы этой организации.

2.9. Где в настоящее время находятся легализованные денежные средства или иное имущество.

Дать поручение органам дознания; допросить лиц, осуществивших легализацию, и владельца преступных доходов; выявить свидетелей, располагающих такой информацией, и допросить их; если возможно, отразить это обстоятельство в протоколе следственного осмотра; если имеются документы с информацией об этом, то приобщить их к делу и использовать при допросе.

2.10. Какими сведениями о предмете легализации располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

ОТЗ 3. Способ совершения преступления3.1. Если осуществлялась легализация денежных средств путем свершения финансовых операций, то не были ли использованы для целей следующие способы:

3.1.1. Внесение наличных денег в уставный (складочный) капитал юридического лица.

Изучить учредительные и кассовые документы; запросить справку из обслуживающего банка; допросить главного бухгалтера организации, а при необходимости и кассира; допросить лицо, вносившее наличные деньги в уставный (складочный) капитал; допрос владельца преступных доходов.

3.1.2. Зачисление наличных денег на банковский счет юридического лица.

Запросить справку из обслуживающего банка; произвести выемку в банке документов, оформленных при зачислении наличных денег на банковский счет и осмотреть их; допросить лицо, вносившее наличные деньги на банковский счет, и владельца преступных доходов.

3.1.3. Приобретение ценных бумаг за наличный расчет.

Дать поручение органу дознания; по бездокументарным ценным бумагам выявить уполномоченных регистраторов прав владельцев ценных бумаг, запросить регистратору о наличии бездокументарных ценных бумаг у владельца преступных доходов; по документарным ценным бумагам выявить уполномоченного депозитария, запросить о наличии ценных бумаг у владельца преступных доходов.

При получении положительных ответов в постановлении о наложении ареста блокировать операции по лицевому счету владельца преступных доходов или уполномоченного им лица в системе ведения реестра или по его счету депо в депозитарии; наложить арест на правоустанавливающие документы; изъять документы, служащие основанием для внесения записей в систему ведения реестра и учетные регистры депозитария; изъять сертификаты соответствия ценных бумаг (кроме глобального сертификата). Арест ценных бумаг может быть произведен только по решению суда.

3.1.4. Размещение наличных денег во вклад (на депозит) на имя владельца преступных доходов.

Дать поручение органу дознания. Сделать запрос в банки.

3.1.5. Размещение наличных денег во вклад (на депозит) на имя владельца преступных доходов с оформление документов на предъявителя.

Действия, указанные в п. 3.1.4.

3.1.6. Оформление на имя владельца преступных доходов фиктивных документов о выплате страхового возмещения по договору страхования жизни либо иным видам накопительного страхования, а также накопительного пенсионного обеспечения.

Дать поручение органу дознания; сделать запрос в страховые фирмы и учреждения негосударственного пенсионного обеспечения; при получении положительного ответа произвести выемку документов о страховании жизни либо по иным видам накопительного страхования, а также накопительного пенсионного обеспечения.

3.1.7. Предоставление финансовой аренды (лизинга).

Дать поручение органу дознания, выявить арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) и продавца имущества; установить, какое имущество арендодателя было приобретено и передано в аренду владельцу преступных доходов, для каких предпринимательских целей оно использовалось, кто по договору лизинга принял на себя выбор продавца и приобретаемого имущества, был ли уведомлен продавец о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду владельцу преступных доходов или уполномоченному им лицу; допросить руководителя организации-арендодателя (арендодателя — физического лица) и руководителя организации-продавца (продавца — физического лица); произвести осмотр арендуемого имущества; при наличии оснований с согласия суда наложить арест на арендуемое имущество.

3.1.8. Перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца.

Дать поручение органу дознания; выявить организации, осуществившие перевод денежных средств за границу на счет (во вклад анонимного владельца); изъять документы, подтверждающие внесение денежных средств для такого перевода, и документы о переводе этих средств; допросить лиц, принимавших эти средства для перевода, и лиц, осуществивших перевод; установить условия передачи денежных средств анонимному владельцу.

3.1.9. Получение на счет (во вклад) денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца Дать поручение органу дознания; сделать запрос в банковские учреждения о поступлении денежных средств из-за границы, изъять документы о перечислении средств; установить, кто являлся владельцем счета (вклада), на который поступили деньги из-за границы.

3.1.10. Совершение иных финансовых операций с денежными средствами.

Дать поручения органам дознания; получить информацию от органов Федеральной службы финансового мониторинга; допросить владельца преступных доходов и лиц, выполнявших действия по легализации этих доходов; выявить и допросить лиц, располагающих такой информацией.

3.1.11. Когда, где, кем и какие конкретно финансовые операции были совершены.

3.1.12. В каком размере была совершена каждая финансовая операция и все операции в совокупности.

13. Каковы частота и периодичность финансовых операций.

14. Каковы результаты каждой финансовой операции.

15. Как оформлялись результаты каждой финансовой операции.

По п. 3.1.11-3.1.15 проанализировать имеющуюся и полученную дополнительно информацию; при необходимости предусмотреть выполнение дополнительных следственных действий и иных мероприятий.

3.1.16. Если легализация осуществлялась в структуре юридических лиц, то кем и как в первичных учетных документах и в документах бухгалтерского учета это имущество было отражено.

Изъять бухгалтерскую документацию; допросить главного бухгалтера организации, а при необходимости — и других работников бухгалтерии; изъять бухгалтерские документы.

3.1.17. Какие следы остались в документах от конкретной деятельности субъектов легализации и в каких именно документах.

Изучить документы; при необходимости потребовать проведения ревизии, а при наличии оснований — судебно-бухгалтерской либо судебно-экономической экспертизы; изъять документы — носители следов легализации; допросить лиц, составивших эти документы.

3.1.18. Какова эффективность внутреннего контроля в организации, где осуществлялась легализация денежных средств; имеет ли организация утвержденные правила внутреннего контроля и программу его осуществления; назначены ли специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программы; разработан ли порядок документального закрепления необходимой информации; разработаны ли квалификационные требования к подготовке кадров; предусмотрены ли критерии оценки признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации;

Изучить документы организации, относящиеся к решению этих определенных в законом задач; изъять копии этих документов, а при их отсутствии составить протокол осмотра либо получить заключение регионального подразделения ФСФМ; допросить руководителя организации.

3.1.19. Какими сведениями о способе легализации располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

3.2. Если производилась легализация денежных средств и/или иного имущества путем совершения сделок, то:

1. Какие конкретно сделки были совершены.

2. Где, когда были совершены сделки.

3. Кто участвовал в этих сделках в качестве сторон.

4. На каких условиях они совершены.

5. Каким был порядок расчетов по каждой сделке.

6. Что получила каждая сторона по сделке.

7. В какой сумме участвовали в каждой сделке денежные средства и какова стоимость участвовавшего в каждой сделке имущества; какова общая стоимость всех сделок.

8. Какова частота и периодичность сделок.

9. Когда была совершена последняя сделка.

3.2.10. Как были оформлены результаты каждой сделки.

По п. 3.2.1-3.2.10 изъять и изучить документы, которыми оформлялась каждая сделка, допросить представителя каждой из сторон сделки.

3.2.11. Если легализация осуществлялась в структуре юридических лиц, то кем и как в первичных учетных документах и в документах бухгалтерского учета это имущество было отражено.

3.2.12. Какие следы остались в документах от конкретной деятельности субъектов легализации и в каких именно документах.

По п. 3.2.11 и 3.2.12 — действия, указанные в п. 3.1.17.

3.2.13. Какими сведениями о таких следах легализации располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

ОТЗ4. Превышает ли размер легализации 1 млн руб.

ОТЗ 5. Время совершения преступления.

5.1. Когда состоялась передача предмета легализации субъекту преступления.

5.2. Если субъект легализации совершал действия по прерыванию непосредственной связи предмета легализации с предшествующим преступлением владельца этого имущества или участвовал в сокрытии следов того преступления, то когда были совершены эти действия.

3. Когда была совершена каждая операция (сделка) по легализации преступных доходов; в течение какого периода времени осуществлялась легализация.

4. Если в результате легализации были приобретены имущественные права на движимое имущество, то когда возникли эти имущественные права.

5. Если в результате легализации было приобретено недвижимое имущество, когда совершена государственная регистрация не
движимости.

По п. 5.1-5.5 выявить в имеющейся информации те факты, которые содержат ответы на эти вопросы; при необходимости допросить дополнительно лиц, совершавших действия по легализации преступных доходов, и лиц, располагающих необходимой информацией, а также владельца преступных доходов.

5.6. Какими сведениями о времени легализации располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

ОТЗ 6. Владелец преступных доходов.

6.1. Кто является владельцем преступных доходов, его фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и места нахождения.

Проанализировать полученную информацию; допросить лиц, причастных к совершению операций и сделок с целью легализации преступных доходов, и лицо, заподозренное в получении преступных доходов; дать поручение органам дознания проверить достоверность сведений о месте жительства этого лица и установить место его нахождения.

6.2. Как он характеризуется, наличие судимости.

Дать поручение органам дознания установить круг знакомых, заподозренных в получении преступных доходов, его личные и деловые связи; допросить этих лиц с целью получения, в том числе и характеризующей его информации; сделать запрос о судимости.

6.3. В каких отношениях он состоит с субъектом легализации его преступных доходов и с другими лицами, вовлеченными в легализацию этих доходов.

При допросе указанных выше (п. 6.2) лиц выяснить характер личных и деловых взаимоотношений владельца преступных доходов с лицами, причастными к легализации его преступных доходов; дать поручение органам дознания получить такую же информацию и проверить ее следственным путем.

6.4. Какими сведениями о владельце преступных доходов располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

ОТЗ 7. Преступный источник легализуемых доходов.

1. В результате какого преступления владелец преступных доходов их получил.

2. Подтвержден ли факт совершения им этого преступления вступившим в силу приговором или постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

По п. 7.1-7.2 дать поручение органам дознания, допросить лиц из круга знакомых владельца преступных доходов; допросить владельца преступных доходов; сделать запрос в соответствующий суд или следственное подразделение.

7.3. Если по факту совершения этого преступления уголовное дело не было возбуждено и не вынесено постановление об отказе в его возбуждении, то имеются ли основания для его возбуждения; не истекли ли сроки давности уголовного преследования.

Собрать необходимые материалы о преступлении лица, заподозренного в получении преступных доходов; при наличии достаточных данных решить вопрос о возбуждении уголовного дела, решить вопрос о подследственности; по завершении расследования получить копию приговора суда или постановления о прекращении уголовного дела и приобщить их к делу о легализации преступных доходов.

7.4. В каком размере были получены преступные доходы и где они находились (хранились) со дня их получения до начала легализации.

Проанализировать полученную информацию, допросить владельца преступных доходов.

7.5. Какими сведениями о преступном источнике предмета легализации располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

ОТЗ 8. Субъекты преступления.

8.1. Если легализация осуществлялась в структуре юридического лица, то:

8.1.1. Принимали ли участие в легализации руководитель и главный бухгалтер организации. Если да, то фамилии, имена, отчества, года рождения, адреса места жительства или места нахождения каждого;

Изучить учредительные, кассовые, банковские, первичные учетные и бухгалтерские документы, а также гражданско-правовые договоры и переписку организации; допросить руководителя, главного бухгалтера и других лиц, которые могут располагать информацией об этом; при необходимости дать поручение органам дознания.

2. Если легализуемое имущество было отражено в первичных учетных документах, то кто составил и кто подписал эти документы.

3. Если легализуемое имущество было отражено в бухгалтерских регистрах, кто их составил.

4. Если легализуемое имущество было отражено в документах бухгалтерской отчетности, то кто эти документы составил и подписал.

5. Было ли отражено легализуемое имущество в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и налогу на имущество организаций; если да, то кто составил и кто подписал эти декларации; если нет, то кто обязан был включить это имущество в названные налоговые декларации и по какой причине не включил.

8.1.6. Если расчеты за легализуемое имущество производились безналично, то кто составил платежные поручения и иные платежные документы и кто их подписал.

По п. 8.1.2-8.1.6 изучить указанные документы; если возможно, выявить исполнителей по признакам почерка; допросить главного бухгалтера и руководителя организации.

8.1.7. Кто совершал операции с предметом легализации от имени юридического лица в силу полномочия, основанного на доверенности; кто подписал эту доверенность.

Изучить доверенность, приобщить ее к делу, допросить доверителя и его представителя.

8.1.8. Кто является получателем по операциям с легализуемым имуществом или представителем получателя.

Установить документы, в которых указан получатель по операциям с легализуемым имуществом или его представитель, допросить их.

8.2. Если легализация осуществлялась физическим лицом, то:

1. Какие документы были составлены и подписаны в процессе легализации этим лицом.

2. Кто действовал от имени физического лица в процессе легализации в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

3. Кто является получателем или его представителем по операциям с легализуемым имуществом.

По п. 8.2.1-8.2.3 установить эти документы, изъять их и приобщить к делу; допросить составителей и лиц, подписавших документы, представителей физического лица и его самого.

8.3. Какими сведениями о субъектах легализации располагают органы Федеральной службы финансового мониторинга.

Направить запрос в ФСФМ.

ОТЗ 9. Наличие умысла на легализацию преступных доходов других лиц у участников легализации этих доходов.

9.1. Знали ли участники легализации о преступном источнике легализуемых доходов; если знали, то что конкретно им было известно о совершенном владельцем этих доходов преступлении; можно ли в данной ситуации судить о том, что они совершили легализацию заведомо преступных доходов. Изучить собранную информацию; допросить владельца преступных доходов и лиц, причастных к их легализации; при необходимости провести очную ставку между ними.

9.2. Действовали ли они умышленно с целью легализации (отмывания) преступных доходов.

9.3. Каковы мотивы и цели действий субъектов легализации.
По п. 9.2-9.3 действия, указанные в п. 9.1.

ОТЗ 10. В каком размере осуществлена легализация преступных доходов другого лица; является ли легализация уголовно наказуемой.

Обобщить полученную информацию.

ОТЗ 11. Имеют ли место обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость, в частности не получены ли денежные средства или иное имущество путем совершения преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ.

12. Имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

13. Имеются ли обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

14. Каковы обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

По п. 11-14 собрать необходимые данные.

Являясь инструментом организации расследования, общая типовая программа исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц поможет следователю моделировать всю систему задач по уголовному делу и определить приблизительный объем работы по их решению, чтобы тактически правильно спланировать процесс расследования с учетом имеющихся в его распоряжении сил и средств. На основе этой программы проводится анализ имеющихся материалов как при доследственной проверке, так и на начальном этапе расследования, при предъявлении обвинения и составлении обвинительного заключения.

Организация расследования на начальном этапе с помощью общей типовой программы исследования события преступления предполагает следующие операции: анализ исходной информации на предмет того, что известно об обстоятельствах исследуемого события, что неизвестно, что необходимо установить; выдвижение версий; формулирование общих и частных задач расследования; определение средств, приемов и методов решения поставленных задач на основе рекомендаций типовой программы расследования; реализация принятых решений и выполнение намеченных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; использование полученной информации для организации дальнейшей работы.

Применяя криминалистические программы, необходимо помнить, что ни одна из них не может предусмотреть все индивидуальные частные задачи расследования, поэтому в сложной ситуации можно использовать и другие методы расследования, например, криминалистическое моделирование, метод факторного анализа, комплексный подход к раскрытию и расследованию преступлений и другие.

Date: 2015-07-27; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию