Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расположение вопросов в правильной последовательностиПоследовательность важна из-за психологических факторов, поскольку влияет на удержание контакта с респондентом и искренность его ответов. Обычно анкета состоит из нескольких частей: вводной; основной (относящейся к предмету исследования); сведений об опрашиваемом. Во вводной части, задача которой – обеспечить контакт и заинтересовать респондента — указывают, кто и с какой целью проводит опрос, объясняют, почему важно изучить мнение по исследуемой проблеме данного респондента. Если опрос "почтовый" — дают инструкцию по заполнению и способ возврата анкеты. Затем следуют контактные вопросы. В основной части в логической последовательности располагают основные вопросы, причем начинать желательно с блока "товар", как более интересных респонденту (они связаны с его потребительской проблемой). Основные вопросы по каждой из целей обследования можно группировать в отдельные блоки. Если уровень компетентности имеет решающее значение для исследователя, начинают с фильтрующих (но не слишком личных) вопросов (например, при исследовании предпочтений покупателей продуктов питания можно в первую очередь спросить "Кто из членов Вашей семьи обычно покупает продовольственные товары?"). Вопросы не личного характера из блоков "клиент" и "размер рынка" могут идти последовательно или смешиваться (с соблюдением логики) с вопросами других блоков. Информационные и соответствующие им контрольные вопросы располагать рядом недопустимо — если респондент поймет, что его ответы проверяют, может пострадать достоверность последующей даваемой им информации. Третья часть (ее называют жаргонным термином "паспортичка") – это личные сведения о респонденте. Эти вопросы, также как и классифицирующие респондентов на социальные группы, следует задавать только в конце опроса. Любой из них может оказаться для них неприятным и с большой вероятностью создаст эмоциональный барьер, который приведет либо к прекращению интервью, либо повлияет на достоверность ответов из-за желания побыстрее его прекратить. В заключение этого этапа проверяют, все ли темы макета были включены в анкету, действительно ли необходим каждый из вопросов, затем проводят окончательное редактирование анкеты. Нумерация информационных полей и кодирование вариантов ответа Не во всех случаях возможно и целесообразно приобретать для обработки опросных бланков необходимую технику (высокоскоростной сканер, компьютер) и программное обеспечение, позволяющее распознавать формы и рукописный текст. Поэтому основная цель нумерации - обеспечить оператору, обрабатывающему бланк анкеты, возможность свободно ориентироваться в данных и снизить трудоемкость их ввода в компьютер. Для вопросов, допускающих одновременный выбор нескольких вариантов ответа, каждому из них предусматривают отдельное информационное поле. Правила нумерации информационных полей могут быть такими: 1. Если вопрос допускает только один вариант ответа (закрытый альтернативный) или одно числовое значение (открытый для цифры), то информационное поле относится к вопросу в целом, а его номер следует ставить перед текстом вопроса. 2. Для альтернативных вопросов дополнительно кодируют каждый вариант ответа, начиная с единицы, что позволяет оператору при его занесении в базу данных не высчитывать позицию ответа. Желательно, чтобы шрифт номера информационного поля и кода варианта ответа был различен (или использовать другие скобки, например квадратные []). 3. Открытый для текста вопрос получает номер поля лишь для возможности быстрой ссылки на него при ручной обработке (сам ответ в компьютер обычно не вводится). 4. Вопрос-"меню" фактически является объединенной общим заголовком группой дихотомических альтернативных вопросов. Поэтому информационное поле с соответствующим номером получает каждый вариант ответа, а сам вопрос (общий заголовок) не нумеруется. В полях такого вопроса может быть "1" (выбран) либо "0" (не выбран). 5. Вопрос на ранжирование является объединенной общим заголовком группой вопросов с ожиданием цифры (ранга изучаемых признаков), поэтому нумеруются только ранжируемые признаки, а сам вопрос (общий заголовок) не нумеруется. В отличие от вопроса-"меню" в этих полях контролируют иной диапазон значений — от 1 до числа ранжируемых признаков. 6. С технической точки зрения нежелательно разрывать вопрос и варианты ответов на разные страницы бланка. 7. Варианты ответов на смысловые вопросы по возможности выделяют другим шрифтом.
|