Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необычные и малоизвестные факты из истории русских войн





 

163. Происхождение крика «ура». «Ура» – привычный русский военный боевой клич. Но какова история его появления? Версий происхождения немало, но большинство исследователей склоняется к тому, что он произошел от татарского «ур» – бей. «Уран» – также племенной киргизский военный клич.

Некоторые историки полагают также, что «ура» пошло от боевого клича западных славян «Hrr na ne!», обозначавшего «Возьмем верх!». Существуют и иные версии. Есть мнение, что «ура» в русской армии ввел царь Петр I, восхищенный героизмом калмыцкой конницы, отразившей атаку шведов под Полтавой с криками «уралан» («вперед»). До этого в армии было принято кричать на французский лад – «виват». Однако часть иториков считает, что этот боевой клич был известен на Руси еще в домонгольские времена. Так, в «Слове о полку Игореве» встречаются строки: «Се урим кричат под саблями половецкими».

К слову, сами французы переняли прижившееся у нас «ура» во времена наполеоновских войн, а через них оно распространилось в странах Западной Европы.

 

* * *

 

164. Проваливались ли тевтонские рыцари под лед на Чудском озере? Существует расхожее мнение, будто в ходе Ледового побоища, произошедшего 5 апреля 1242 г. на Чудском озере, тевтонские рыцари провалились под лед. Однако ход битвы описан как в русских летописях, так и в тевтонских. И ни в одной из них об этом провале не написано.

Дело в том, что обе сражавшиеся стороны обладали превосходным опытом ведения войны на данной местности. И весьма сомнительно, что тевтонцы оказались бы столь недальновидными и сознательно обрекли себя на верную смерть. Для них вести бой на льду, напротив, было выгоднее, так как на ровной ледяной поверхности озера проще было сохранять строй и слаженно действовать при конной атаке. Кроме того, примерный вес тевтонских рыцарей в боевом облачении был сопоставим с весом русских дружинников в доспехах. Поэтому, если бы лед и оказался слабым, то под воду ушли бы обе воевавшие стороны.

Судя по всему, в ходе битвы тевтонские рыцари и чудины, шедшие за ними, вклинились в русские полки, выстроившись знаменитой «свиньей». Однако прорвать строй русских войск им не удалось, они были частично окружены и повержены, после чего обратились в бегство. Русские летописи свидетельствуют, что тогда погибло около 400 нападавших и около 50 было взято в плен. Правда, рыцарей среди первых было лишь около 20, а среди вторых – пять‑шесть человек.

 

* * *

 

165. День воинской славы был назначен с ошибкой. Удивительно, но факт! Неправильный подсчет даты Ледовой битвы по новому стилю привел к тому, что День воинской славы России, учрежденный в честь победы русских дружинников князя Александра Невского над крестоносцами, стали отмечать 18 апреля. Между тем по новому стилю его полагалось бы отмечать 12 апреля. Разница между юлианским календарем и григорианским, введенным в 1582 г., в XIII в. составила бы семь дней, считая от 5 апреля 1242 г. Разница же в тринадцать дней используется лишь для дат 1900‑2100 гг.

 

* * *

 

166. Свияжск – мобильный город‑крепость. История знаменитого Свияжска поистине уникальна. Громадную деревянную крепость, которую срубили в угличских лесах по приказу Ивана Грозного, в разобранном виде сплавили по реке Волге примерно на 1500 км. После этого в мае 1551 г. помеченные бревна меньше чем за месяц вновь собрали неподалеку от Казани, чтобы позднее использовать возведенную крепость как плацдарм для штурма и осады города в 1552 г.

Чтобы понять масштабы проведенной акции, необходимо заметить, что Свияжская крепость по своим размерам была больше, чем кремли Пскова, Новгорода и даже Москвы! Это был, по сути, целый город – 2,5 км стен по периметру, 7 ворот и 19 башен. В результате этой беспрецедентной стратегической операции всех времен 2 октября 1552 г. Казань была взята.

 

* * *

 

167. XIII‑XVIII вв.: история непрерывных, изматывающих войн. Историк Василий Ключевский подсчитал, что в период своего формирования великорусская народность за 234 года (1228‑1462) перенесла 160 внешних войн. В XVI в. Московия 43 года воевала на Западе и Северо‑Западе против Ливонского ордена, Швеции и Речи Посполитой. При этом ни на год не прерывалась борьба с татарскими войсками на юго‑восточных, восточных и южных границах. В XVII в. Россия воевала 48 лет, в XVIII в. – 56. Как видим, для России XIII XVIII вв. мир был скорее исключением, а жестоким правилом была война.

 

* * *

 

168. Судьба первого военного корабля России. Первым военным кораблем России был парусник «Орел», выстроенный по указу царя Алексея Михайловича Тишайшего и спущенный на воду в мае 1668 г. Корабль казне обошелся в 2221 рубль – немалые по тем временам деньги. Он был оснащен по всем канонам: имел 3 мачты, 22 пищали вооружения плюс 40 мушкетов, ручные гранаты и 40 пар пистолетов.

И хотя до него уже был построен корабль «Фредерик» (1636 г.), первым под российским флагом был спущен на воду именно «Орел». Считается, что именно на нем впервые подняли знаменитый российский триколор.

В первое свое плавание «Орел» отправился из родного села Дединово (Коломенский уезд) в Астрахань. На это ушло 3,5 месяца. К сожалению, жизнь парусника оказалась недолгой – по прибытию в Астрахань корабль захватили повстанцы Степана Разина. Не сумев распорядиться им должным образом и не желая, чтобы он опять попал в руки царской армии, восставшие попросту сожгли его. Правда, существует версия, что корабль уцелел, хотя и оказался заброшен и пришел в негодность.

 

* * *

 

169. Самолеты при Петре I и до него. Любопытно, что слово «самолет» было известно в русском языке еще задолго до появления авиации. К примеру, в словаре Ефрона и Брокгауза за 1903 г. так описывается взятие войсками Петра I Нотебургской крепости в 1702 г.: «Флотилия взяла ее в блок со стороны Ладожского озера. На самолете между обоими берегами Невы была устроена связь». Авторы под словом «самолет» имеют в виду самоходный паром, который движется с помощью речной струи. В той же энциклопедии есть и иное толкование: «Самолет – ткацкий ручной станок, имеющий приспособление для более удобной перекидки челнока». И наконец, так в сказках назывались летающие волшебные предметы. Например, знаменитый ковер‑самолет.

 

* * *

 

170. Как Наполеон в русскую армию просился. В 1788 г. еще молодой лейтенант Бонапарт решил поступить на службу в русскую армию, куда в то время набирали волонтеров для участия в войне против Турции. Однако генерал‑поручик Заборовский, руководивший набором, предупредил Наполеона, что примет его на службу лишь в звании на чин ниже, ведь буквально за месяц до этого был издан соответствующий указ о принятии иностранцев на службу в русскую армию. Наполеон оскорбился и не согласился на предложенные условия. Он выбежал от Заборовского раскрасневшийся, крикнув, что отправится наниматься к королю Пруссии: «Уж он‑то мне даст чин капитана!» Так Россия лишилась великого полководца.

 

* * *

 

171. Как французский герцог Ришелье воевал с Наполеоном. В 1803 г. одесским градоначальником был француз Арман Эмманюэль дю Плесси, герцог Ришелье (потомок знаменитого кардинала Ришелье), ранее отличившийся на военной службе в России, в частности при взятии Измаила.

Во время войны с Наполеоном именно француз дю Плесси призвал всех жителей Одессы и Новороссийского края проявить патриотизм в борьбе с французскими захватчиками. Вдохновляя людей личным примером, дю Плесси пожертвовал на оборонные цели все свои личные сбережения.

После окончания войны и восстановления французской монархии герцог по настоянию российского императора Александра I принял пост премьер‑министра нового французского правительства при Людовике XVIII.

 

* * *

 

172. Почему во время Отечественной войны русские солдаты нередко убивали своих военачальников? Во времена Отечественной войны 1812 г., когда русские воевали с французами, к сожалению, были нередки случаи ранения и даже убийства офицеров русской армии своими же солдатами. Чаще всего подобные трагедии происходили ночью. Дело было в том, что из‑за модной в то время привычки русских офицеров общаться между собой на французском языке солдаты часто путали их с врагом. Часто нападениям подвергались и просто офицеры‑иностранцы, которых немало состояло на службе в русской армии. Малограмотные солдаты любую иностранную речь принимали за вражескую французскую и спешили расправиться с неприятельскими лазутчиками.

Не последнюю роль здесь играла и классовая ненависть. Солдаты призывались из крепостных крестьян на долгих 25 лет, в то время как офицеры были дворянского, аристократического происхождения. Они к солдатам относились нередко с презрением, унижали их и частенько издевались, за что мужики платили им той же монетой.

Любопытно, что Наполеон прибег к необычному для тех времен пропагандистскому ходу: после своей победы он пообещал отменить в России крепостное право (как сделал в поверженной Польше). Многих крестьян это могло подтолкнуть к самым непредсказуемым для российской армии действиям.

 

* * *

 

173. Круглые броненосцы‑поповки. После Крымской войны 1853‑1856 гг. русский военный Черноморский флот, по сути, прекратил свое существование. Его возрождению мешало не только тяжелое экономическое положение в стране, но и условия Парижского мирного договора 1856 г., запрещавшие России иметь в составе военно‑морских сил больше шести военных судов водоизмещением 800 т и больше четырех военных судов водоизмещением 200 т. Ограничения касались и длины кораблей.

В таких непростых условиях военные пришли к единственно возможному решению, позволившему выстроить оборону Черноморского побережья, в частности Керченского пролива и Днепровско‑Бугского лимана. Это были круглые броненосцы с плоским дном. При разрешенной небольшой длине они имели максимальную ширину, а за счет плоского дна – небольшую осадку. Идея подобной конструкции принадлежала адмиралу и кораблестроителю Андрею Александровичу Попову, за что новые броненосцы прозвали поповками.

В 1869 г. Россия приступила к строительству поповок, превосходивших иностранные броненосцы калибром орудий и толщиной брони. Первыми такими судами стали «Новгород» и «Киев» («Вице‑адмирал Попов»). В дальнейшем эти плавучие батареи верой и правдой служили флоту до начала XX в.

 

* * *

 

174. В атаку… на руках! Во время русско‑бухарской войны 1868 г. в бою при Зарабулаке русские солдаты с изумлением наблюдали такую картину: бухарцы, находившиеся в передних рядах на расстоянии ружейного выстрела, становились на руки, а солдаты позади добросовестно трясли их за ноги.

Лишь позднее русские выяснили, в чем было дело. Оказалось, что в одном из предыдущих боев пехота генерала Николая Головачева прямо на глазах у неприятеля преодолела реку Зеравшан и перешла в штыковую атаку. При переходе реки вода достигала груди, во время стремительного маневра разуваться и выливать из обуви воду было некогда. Поэтому солдаты, выйдя из воды, становились на руки, а товарищи трясли их за ноги. Наблюдавшие за ними бухарцы, подавленные победой русских войск (в ходе боя русскими была занята высота Чапан‑Ата), решили, что это был особый ритуал, приносящий русским победу. И спустя месяц в новых битвах решили испробовать это на себе.

 

* * *

 

175. Самая большая утка о кровожадности России. В феврале 1873 г. новозеландская газета «Южный Крест» напечатала самую большую утку за всю историю существования Новой Зеландии.

Статья сообщала о войне, начавшейся между Англией и Россией (Новая Зеландия была колонией Англии). Приводились и подробности: русский боевой корабль со странным названием Kaskowiski якобы зашел в порт Окленда, атаковал англичан и взял в плен немало высокопоставленных лиц. Почти 1000 российских моряков, очевидно, не шутили, имея на вооружении с десяток 30‑тонных орудий, а также невиданное ранее оружие парализующего и смертоносного действия – «водный газ», воздействовавший на корабли противника с большого расстояния.

Страну после этой статьи охватила настоящая паника, и правительство поручило компетентным лицам подготовить доклады по обороне колонии. Разумеется, определенные надежды местные власти возлагали на Англию, которая должна была защищать свои владения, однако оборонять собственные порты необходимо было самим.

Было решено в течение ближайших лет создать систему береговых фортов. Власти к таким действиям подстегнула также и реальная война, которая началась в 1877 г. между Россией и Турцией. Береговые укрепления строились по британским проектам, тяжелую артиллерию для фортов и боеприпасы также привезли из Великобритании. Начавшееся в 1885 г. строительство вылилось в итоге в создание на побережье 17 крепостей.

 

* * *

 

176. Царь‑танк – крупнейшая в мире бронемашина. Во время Первой мировой войны инженер Николай Лебеденко задумал и создал бронированную боевую машину с колесами диаметром 9 м, прозванную позднее царь‑танком. На нее устанавливались пушки и пулеметы, и в итоге она стала самой большой в мире сухопутной боевой бронемашиной. Николай II, впечатленный макетом машины, выделил на ее создание 210 тыс. рублей.

По словам Лебеденко, на создание царь‑танка его натолкнула конструкция среднеазиатской повозки‑арбы с большими колесами, легко преодолевавшей канавы, ухабы и другие препятствия. Однако с танком все оказалось сложнее – он с легкостью ломал встречные деревья, однако довольно быстро вяз в мягком грунте. Машина была уязвима и при артиллерийском обстреле. Из‑за всех обнаружившихся недостатков проект закрыли. До 1917 г. царь‑танк стоял под охраной на месте испытаний, а потом о нем и вовсе забыли. В 1923 г. он был разобран на металлолом.

 

* * *

 

177. Первые танки назывались «лохань». Во время Первой мировой войны Англия отправила в помощь русской армии партию танков. Английская контрразведка, желая скрыть этот факт, распустила слухи, что Россия заказала у них цистерны для питьевой воды. Таким образом, танки отправились по железной дороге под видом обычных топливных цистерн. Форма и гигантские размеры первых боевых машин вполне подходили к этой версии. На них даже писали по‑русски «Осторожно. Петроград».

Именно после этой истории танки и получили свое название («танк» в переводе с английского – цистерна, бак). Любопытно, что у нас поначалу перевели это слово буквально и назвали новую машину «лоханью».

 

* * *

 

178. Как советская власть с погонами боролась. Прообразом погон считаются металлические наплечные щитки рыцарских доспехов, защищавшие плечи от рубящих ударов мечом и другим холодным оружием. На этих щитках нередко размещались и гербовые знаки.

Изначально погоны в армии имели сугубо практическое значение – они удерживали от сползания портупею, лямки ранца либо ремень патронной сумки, защищали мундир от протирания ружейным ремнем. Погон в этом случае нужен был лишь один – слева, ведь ружье носили на левом плече.

В России первые погоны появились на военной форме при Петре I, примерно между 1683 и 1699 гг. Поначалу они были лишь у солдат, ведь офицеры не носили ружей и сумок. Использовать погоны в качестве средства отличия военнослужащих разных полков стали с 1762 г. С 1843 г. они являются уже знаком отличия воинских званий – сначала лишь солдат и унтер‑офицеров, а с 1854 г. они заменяют эполеты и у офицеров.

В революционной России развернули непримиримую борьбу как с погонами, так и с их носителями – офицерами царской армии, золотопогонниками. Погоны отменили в апреле 1917 г. на флоте и в декабре 1917 г. в армии. В рабоче‑крестьянской Красной армии в запале отменили даже воинские звания. Но знаки различия все равно были нужны! Для этого в период Гражданской войны ввели нашивки на рукава в виде треугольников, ромбов, квадратов, звезд.

В Красной армии погоны вновь появляются 6 января 1943 г. Тем самым в этот сложнейший для Оте чества период красноармейцам возвращают знаки преемственности ратной славы российской армии. Любопытно, что поначалу погоны разрабатывались как знаки различия лишь для гвардейских частей. Существовал даже проект введения офицерских эполет.

 

* * *

 

179. Чапаев был на самом деле Чепаевым! Мало кто знает сегодня, что настоящая фамилия Василия Ивановича была не Чапаев, а Чепаев. Комдив так всегда и подписывался в действительности. Однако Д. А. Фурманов в своем романе зачем‑то изменил одну букву. Когда же на экраны страны вышла кинокартина «Чапаев», снятая в 1934 г. братьями Георгием и Сергеем Васильевыми, то даже детям знаменитого командира деликатно заменили букву в фамилии.

Происхождение же фамилии таково: дед Василия Ивановича подрядился как‑то со своей артелью грузить бревна. Во время работы он постоянно кричал «Чепай! Чепай!», что значит «Цепляй! Цепляй!» (особенности чебоксарского говора). Так и пристало к нему это прозвище, а потомков стали называть Чепаевы.

 

* * *

 

180. Чапаев мог бы стать священнослужителем. Любопытно, что родители – крестьяне, происходившие, вероятнее всего, из мордвы, прочили юного Василия в священнослужители. Повоевав в 1915 г., Чапаев получил фельдфебеля и был награжден за храбрость Георгиевской медалью и Георгиевскими крестами трех степеней.

28 сентября 1917 г. Василий подал в РСДРП (б) заявление и был назначен командиром 138 пехотного полка. Так и началась его карьера в Красной армии.

 

* * *

 

181. Чапаев – отличия реальной личности от кинообраза. Дети Василия Ивановича, как и ветераны, сражавшиеся под его началом, картину «Чапаев» не жаловали, ведь в ней было много серьезных погрешностей, исказивших образ легендарного комдива. К примеру, Чапаев предпочитал лошадям автомобили – он быстрее других полководцев понял, что это удобнее и практичнее. Поэтому тачанки заменил на бронеотряд, а для разведки, связи и боевых действий использовал аэропланы с прекрасно обученными красвоенлетами. В арсенале его дивизии имелось даже химическое оружие! На своем выносливом «Форде‑Т», который называл «драндулетом», Чапаев носился вдоль 50‑километровой линии фронта дивизии. К тому же он никогда не курил и не выпивал.

 

* * *

 

182. Будущие немецкие асы из «Люфтваффе» учились… под Липецком! История Липецкого авиацентра берет свое начало еще в годы Первой мировой войны. В 1916 г. здесь собирали французские самолеты типа «Люран», а в октябре 1918 г. стали формировать эскадру тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец».

Однако самое интересное происходило здесь в период с 1925 по 1933 г. Дело в том, что Германия в соответствии с Версальским соглашением не имела права заниматься самолетостроением, поэтому заключила с СССР нелегальное соглашение о создании под Липецком совместной авиационной школы. Советской стороне соглашение было выгодно в части получения передового опыта и знакомства с современной западной летной техникой.

Немецкая сторона за свой счет построила и реконструировала здесь все необходимое. Немцы оплачивали также горючее и обслуживание, а аэродромом и мастерскими пользовались бесплатно. За время своего существования школа выпустила или переподготовила около 120 немецких и примерно столько же советских летчиков. Постепенно за соблюдением Версальского договора европейские государства следили все меньше, и Германия стала готовить летчиков дома, свернув дорогостоящий, обходившийся ежегодно в 2 млн марок, проект в СССР.

Некоторые историки считают, что Липецк, который находился на главной линии фашистского наступления во время Великой Отечественной войны, в результате бомбардировок, тем не менее, пострадал в наименьшей степени.

 

* * *

 

183. Как белогвардейцы воевали бок о бок с красноармейцами. В 1931 г. в китайской провинции Синьцзян вспыхнуло Кумульское восстание мусульманского населения, спровоцированное ухудшением жизни, инфляцией, увеличением налогов и другими притеснениями. Правительственные войска оказались неспособны подавить мятеж, ведь количество повстанцев росло как снежный ком. Мобилизовать местное население, сочувствовавшее повстанцам, было опасно. Поэтому губернатор Цзинь Шужень мобилизовал эмигрантов из России – как белогвардейцев, обосновавшихся в Синьцзяне еще с начала русской Гражданской войны, так и тех, кто бежал от коллективизации и голода уже из СССР. Людей ставили в строй, едва они переходили границу.

Однако и этих сил оказалось явно недостаточно, тогда губернатор обратился за помощью к СССР. Советское правительство в обмен на открытие советских торговых представительств в городах провинции перебросило в Синьцзян несколько тысяч китайских солдат, интернированных в СССР.

Зимой 1933 г. генерал Шэн Шицай сверг губернатора Цзинь Шужэня, вновь обратившись к СССР за военной и экономической помощью. Тогда в рамках прямой военной поддержки из Советского Союза перебросили Алтайскую добровольческую армию, которую сформировали из военнослужащих полка ОГПУ Алма‑Аты, переодетых в белогвардейскую форму. Советский Союз финансировал даже участие белогвардейских отрядов в сражениях на стороне нового синьцзянского правительства!

В итоге получилось, что в пустынях и горах Западного Китая белые и красные сражались на одной стороне и при этом были одеты в одну и ту же белогвардейскую военную форму.

 

* * *

 

184. Советский танк для лунных ландшафтов. В техническом задании к танку Т‑28, созданному в 1930‑х гг. есть пункт, по которому эта боевая машина должна преодолевать лунные ландшафты. Однако ничего фантастического в этом нет. Просто в то время лунным ландшафтом называли местность, которая пострадала от артиллерийских и бомбовых ударов.

 

* * *

 

185. Кто же на самом деле совершил подвиг Гастелло? 26 июня 1941 г. командир эскадрильи капитан Николай Гастелло направил свой подбитый самолет на вражескую колонну с бензиновыми цистернами. Ценой собственной жизни он нанес серьезный урон вражеской технике. Советская пропаганда «огненный таран» Гастелло превратила едва ли не в самый известный подвиг Великой Отечественной войны. Его более 500 раз повторяли многие другие пилоты. Правда, в советских исторических книгах никогда не упоминалось, что самолетом Гастелло управлял не один. Судя по всему, лейтенанты Бурденюк и Скоробогатый, старший сержант Калинин и капитан Гастелло принимали совместное решение идти на таран. Но остальных летчиков наградили лишь в 1958 г.

Однако и на этом история не закончилась. Как выяснилось в 1951 г. при вскрытии могилы, где был захоронен Гастелло, в ней находились останки капитана Александра Маслова и его стрелка‑радиста Григория Реутова. А ведь их самолет сбили в тот же день, что и машину Гастелло.

Было проведено секретное расследование, подтвердившее, что на месте гибели экипажа Гастелло разбился самолет Маслова. Летчиков, избегая огласки, перезахоронили в братской могиле на Белорусском кладбище Радошковичей, а останки самолета Маслова отдали в музей под видом частей машины Гастелло.

Вскоре выяснились и другие несоответствия. Например, свидетельства очевидцев подвига (летчиков второго самолета, вылетавшего на задание вместе с машиной Гастелло) вряд ли можно было считать точными, ведь они не могли видеть сам таран. К тому времени они улетели с места боя и увидели лишь взрыв и столб дыма у дороги. Многие историки вообще сомневаются, что экипажи вместе летали на задание – ведь они принадлежали к разным полкам.

Версию об ошибке подтвердила и сенсационная находка второго самолета в Мацковском болоте близ села Мацки, неподалеку от места гибели экипажа капитана Маслова. Здесь нашли обломок с биркой от двигателя и серийным номером самолета Гастелло. Кроме того, было обнаружено письмо на имя Скоробогатой (жены стрелка Гастелло) и медальон с инициалами «А. А. К.» предположительно стрелка‑радиста Гастелло – Алексея Александровича Калинина.

Таким образом, версия о том, что первый «огненный таран» совершил Николай Гастелло, была поставлена под серьезное сомнение. Правда, Гастелло, вполне вероятно, все‑таки намеревался направить свой горящий самолет на немецкую военную часть, ведь он развернул падающую машину обратно в направлении села Мацки. Усложнил установление истины и тот факт, что Воробьев и Рыбас (летчики второго бомбардировщика, сообщившие про таран Гастелло) погибли в 1941 г., а многие документы того периода были утрачены.

 

* * *

 

186. Куда исчез московский Кремль в начале войны? С началом Великой Отечественной войны встал вопрос: как защитить от налетов вражеской авиации сердце страны и столицы – московский Кремль? Оригинальное решение предложил архитектор Борис Иофан. Его план маскировки, одобренный комендантом Кремля и советским руководством, стали тут же воплощать в жизнь.

На стенах Кремля, мавзолее и других зданиях появились нарисованные окна, превратившие эти строения в жилые дома, зубцы Кремлевских стен прикрыли фанерой, старинные здания были стилизованы под советские дома, зеленые крыши Кремля закрашены. Звезды на башнях зачехлили, кресты сняли, а золотые купола покрыли темной краской.

Кроме этого, в окрестностях Кремля появились ложные здания‑призраки, а силуэты многих домов изменили при помощи маскировочных сеток и краски. Дороги тоже раскрасили так, чтобы с высоты они выглядели как крыши домов, зато в других местах появились насыпные ложные дороги. Ведь Кремль с высоты представлял собой прекрасно видимый неправильный треугольник, и все эти меры были предприняты, чтобы скрыть его и сбить с толку немецких летчиков.

Проект начали реализовывать 14 июля 1941 г., а закончили уже 29 июля. Правда, немцы атаковали столицу с воздуха 21‑22 июля, спустя месяц после начала войны. Однако уже тогда большая часть маскировки была сделана, и на территорию Кремля упало лишь несколько бомб, не причинивших особого вреда.

Разумеется, важнейшую роль в защите Москвы сыграла мощная система ПВО. Днем самолеты врага практически не имели шансов пробиться к столице, а ночью бомбежки осложнялись темнотой и даже зажигательные бомбы не помогали вычислить Кремль и другие важные объекты.

Правда, в 1945 г. пришлось думать уже над тем, как вновь сделать столицу златоглавой – за четыре года темная краска основательно въелась в купола.

 

* * *

 

187. Как Гитлер во время Великой Отечественной войны получил медаль «За отвагу». Во время обороны Тираспольского укрепрайона Семен Константинович Гитлер огнем пулемета уничтожил около сотни военнослужащих Вермахта. Когда же закончились боеприпасы, раненый красноармеец выбрался из окружения, не бросив при этом оружия. За свой подвиг Гитлер получил медаль «За отвагу».

А уже в наше время фамилия красноармейца, судя по всему, была изменена. Так, например, в сетевой базе данных «Подвиг народа» можно найти информацию о том, что медаль «За отвагу» присвоена Семену Константиновичу Гитлеву. Намеренно или случайно изменили столь звучную фамилию, пока неизвестно.

 

* * *

 

188. Как подводная лодка шла под парусами. Любопытна история советской подводной лодки Северного флота Щ‑421. В 1942 г. она подорвалась на противолодочной немецкой мине, утратив способность погружаться и передвигаться. Чтобы подлодку не снесло к берегу противника, было решено сшить паруса из брезентовых чехлов от двигателей и поднять их на перископах. За ночь лодка проплыла под парусами около 9 миль.

Утром на помощь «щуке» подоспела другая подводная лодка К‑22, однако попытки взять Щ‑421 на буксир не удались. Поэтому, когда лодки были замечены противником, пришлось эвакуировать экипаж «щуки», а ее саму затопить торпедой.

 

* * *

 

189. Главный враг фашистской Германии. Как ни странно, но Гитлер считал своим самым главным врагом в Советском Союзе не Сталина, а диктора Юрия Левитана, освещавшего по радио информацию о ситуации на фронте. В Берлине довольно быстро осознали, что радио – не менее страшное оружие, чем боевые «катюши». За голову диктора была назначена награда в 250 тыс. марок, а в июле 1941 г. в Москву была даже отправлена диверсионная группа, целью которой было проникновение на московское радио и уничтожение Левитана.

Когда план с диверсионной группой сорвался, Гитлер поставил задание уничтожить радио с воздуха. Во время первой бомбежки Москвы главными целями были Кремль, Большой театр, мавзолей, радио и электростанции.

Легенда гласит, что на здание, откуда осуществлялось вещание «главного рупора Москвы», сбросили 200‑килограммовый фугас. Однако он не взорвался – саперы обнаружили на корпусе бомбы надпись на немецком языке, сделанную изготовившими ее антифашистами: «Помогаем, чем можем».

Уже осенью 1941 г. главного диктора страны эвакуировали в Свердловск. Оттуда, с самой мощной радиостанции страны, велись передачи сводок Совинформбюро на весь Советский Союз. Диктора неусыпно охраняли сотрудники НКВД, в прессе давали дезинформацию о его внешности, а в марте 1943 г. диктора секретно перебросили в Куйбышев. Таким образом, охота на него не увенчалась успехом, и сообщение о победе над фашистской Германией Юрий Борисович читал уже из Москвы.

 

* * *

 

190. Как Исаакиевский собор уцелел во время войны. Хотя Исаакиевский собор и пострадал достаточно сильно во время Великой Отечественной войны, разрушить его фашистам не удалось. Возможно, причиной тому стало решение перекрасить купол в серый цвет. Городское руководство было так уверено в качестве камуфляжа, что распорядилось спрятать в подвале собора музейные ценности, которые не успели вывезти до начала блокады.

 

* * *

 

191. Когда закончилась Великая Отечественная война? 7 мая 1945 г. Советский Союз, союзники и Германия подписали «Акт о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил», после чего капитуляция Германии вступила в силу 8 мая в 23:01. Однако при этом не был подписан мирный договор. Война с Германией формально продолжалась до 25 января 1955 г., пока Президиумом Верховного Совета СССР не был подписан соответствующий документ о мире, называвшийся «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией».

К слову, состояние войны с Германией было формально прекращено Великобританией и Францией 9 июля 1951 г., а Соединенными Штатами Америки – 19 октября 1951 г.

 

* * *

 

192. Потери сторон в Великой Отечественной войне. Данные о потерях в разных источниках серьезно отличаются. По официальным российским данным, потери советских военнослужащих составили 6,8 млн, плюс еще 4,4 млн попали в плен и пропали без вести. Общие потери – 26,6 млн человек.

Потери Германии составили около 4 млн человек военнослужащих. Еще 2,91 млн попали в плен и вернулись на родину после войны. Потери союзников Германии составили 806 тыс., из которых 138 тыс. погибли в плену, плюс вернувшихся из плена после войны – 662 тыс. человек.

 

* * *

 

193. Победа над Японией. После завершения войны в Европе последним очагом сопротивления оставалась Япония, которая объявила, что будет воевать до победного конца.

Советский Союз на Ялтинской конференции обязался в течение трех месяцев перебросить свои войска из Европы на Дальний Восток и 8 августа 1945 г. начать наступление, получая за это Курилы и Южный Сахалин.

8 августа СССР объявил Японии войну. На следующий день Советская армия начала наступление, разбив за две недели Квантунскую армию. 2 сентября японское правительство на борту линкора американских ВМС «Миссури» подписало акт о безоговорочной капитуляции.

 

* * *

 

194. Советский Союз – самый значимый противник фашистской Германии. В последнее время появилась тенденция преуменьшать роль Советского Союза во Второй мировой войне. Однако американский политолог Збигнев Бжезинский считает иначе. По его мнению, как раз США не сыграли решающей роли в победе над фашизмом. Следует отметить, что даже по официальной информации 70‑80 % потерь германские вооруженные силы понесли именно на советском фронте. По другим данным эта цифра превышает 90 %.

 

* * *

 

195. Потери СССР в войне в Афганистане. По состоянию на 1999 г. потери в афганской войне составили: убитыми, умершими и пропавшими без вести – свыше 15 тыс. человек, ранеными, контужеными и травмироваными – 54 тыс. человек, заболевшими – 416 тыс. человек. Реальные потери могут доходить до 26 тыс. человек, так как приведенные выше цифры не учитывают умерших от болезней и ран уже на территории СССР в госпиталях.

Экономические потери Советского Союза составляли ежегодно около 3 млрд долларов на боевые действия и содержание 40‑й армии плюс ежегодно около 800 млн долларов США на финансирование кабульского правительства Афганистана.

 

* * *

 

196. «Стингеры» в афганской войне. В результате поставки США моджахедам печально знаменитых «стингеров» лишь за первые девять месяцев 1987 г. афганские боевики получили 900 комплексов – боевая ситуация существенно изменилась и советским войскам пришлось резко менять тактику применения вертолетов. Если раньше Ми‑8 перемещались на предельной высоте около 6000 м, то с появлением зенитно‑ракетных комплексов «стингер» им пришлось прятаться в складках местности, летать между сопками на предельно малых высотах в 30‑60 м.

Стоимость одного комплекса с управляемой ракетой «стингер» составляла на 1986 г. 80 тыс. долларов. Такой ракетой один человек мог легко атаковать самолет или вертолет на высоте 180‑3800 м с максимального расстояния 4800 м.

Date: 2015-08-15; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию