Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа





 

Изучая и анализируя произведения различных видов искусст­ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост­роения художественного образа их объединяют одни и те же ха­рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и неповторимой характерности. Посредством каждого художествен­ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич­ностного отношения автора к изображаемой действительности. Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский, обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр - это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль­ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис­сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте­ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно­сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали­зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере­численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре­жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес­кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в Период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после­дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито­рии, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и Нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61). Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны воспринимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, поднимать и решать современные проблемы, звать аудиторию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, -пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности» (22). И положиться здесь можно только на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич­ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творческо-поисковой деятельности.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не­обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю­бого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера­ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про­цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении ис­кусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрализованного действа;

Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена­риев театрализованных представлений и праздников наиболее выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо­димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос­новным законам творчества, так как названные этапы работы над сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии творческого процесса создания художественных произведений. В свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со­средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо­ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар­кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений:

- создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации);

- разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

- разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

- отбор художественных средств;

- монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

- литературная запись сценария (литературная обработка сце­нария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо­вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор­ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес­те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со­здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена­ристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой деятельности.

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

- выбор и анализ темы;

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

- постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;

- определение идеи;

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо­димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ­ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:

- выявление и изучение события, которому будет посвящен сценарий;

- тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;

- изучение психолого-педагогической характеристики аудито­рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб­ностей;

- выбор и изучение возможностей места проведения театра­лизованного действа;

- выявление творческих и финансовых возможностей вопло­щения сценария будущего театрализованного действа.

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде­лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре­шения содержания театрализованного действа требует от сцена­риста:

- определения формы будущей программы;

- выявления жанрового решения театрализованного действа.

- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра­лизованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей­ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз­нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, подобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при­держиваясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма­териала играет сценарно-режиссёрский замысел.

Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

- монтаж сценарного материала;

- литературную работу над сценарием.

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес­са, сценарист сумеет получить результат своей работы —сцена­рий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием. «Процесс сочинительства сценического произведения - главней­ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по­рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков - сценического произведения», — пишет известный режиссёр те­атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).

Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про­цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали­зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо­лее обстоятельно.








Date: 2015-08-15; view: 705; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию