Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность эластичности спроса





 

Опыт функционирования рыночной экономики показывает, что степень зависимости объема спроса от конкретного фактора может быть разной. К тому же такая степень чувствительности редко бывает постоянной.

При определении степени зависимости объема спроса от состояния конкретного фактора в экономической теории используется понятие «эластичность». Данный термин позаимствован из физики, а в экономической теории отражает степень реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной [12, c 49]:

 

Относительное изменение результата (%) Эластичность = ——————————————————. Относительное изменение причины (%) (1.1)

 

Универсальным измерителем эластичности выступают процент или коэффициент. Показатель эластичности обычно показывает процентное изменение одной переменной величины (результата) при однопроцентном изменении значения причины.

Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

А.Маршалл в своем труде «Принципы экономической науки» писал, что эластичность спроса необходимо рассчитывать для каждого класса общества отдельно. Я с ним полностью согласен, ведь в нашем обществе имеется существенная грань между богатыми и бедными. Первые могут себе ни в чем не отказывать и потреблять различные товары в нужном для них количестве. В свою очередь, бедным это не под силу. Если цена на какой-либо товар, например вино, возрастет, то богатые не почувствуют особой разницы. Они как пили вино в необходимом для них количестве, так и будут продолжать пить. Бедные же не смогут себе такого позволить, им придется либо совсем бросить пить, либо существенно себя ограничить в потреблении вина.



Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

Основными факторами эластичности спроса по цене являются:

1. Наличие товаров-заменителей или товаров-субститутов.

При этом действует общее правило: чем больше у того или иного экономического блага полноценных заменителей, чем ближе они к нему по основным потребительским свойствам, тем эластичнее будет спрос по цене.

Дело в том, что при повышении цены спрос домашних хозяйств без особых затруднений может быть переключен на товары-заменители, которые сохранили прежние цены и оказались более дешевыми относительно исследуемого товара.

Следует также обратить внимание на то, что чем уже и точнее по потребительским свойствам определен товар, тем больше у него субститутов, тем выше эластичность спроса.

Обратим внимание и на то, что признавать или не признавать товар А и товар В товарами-субститутами – это определяют сами потребители.

Например, сыр за завтраком вполне может рассматриваться как субститут для ветчины, масла животного и т.д. Но если тот или иной покупатель предпочитает за завтраком все же иметь именной «трехслойный» бутерброд, включая сыр, ветчину и масло сливочное, то эти продукты уже выступают как товары сопутствующие или товары-комплементы. Тогда можно ожидать, что спрос на один товар (например, сыр) будет увеличивать спрос на другой товар.

2. Уровень доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у покупателей с разными уровнями доходов различна.

3. Удельный вес в доходе потребителя. Чем выше удельный вес данного товара в бюджете потребителя, тем эластичнее будет спрос на него.

4. Временной фактор. Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется, во-первых, тем, что повышение цены на товар (и соответствующее понижение величины спроса на него) побуждает производителей развивать производство товаров-субститутов, что требует определенного времени; а во-вторых, тем, что вкусы и предпочтения потребителей в целом довольно консервативны. Требуется значительный промежуток времени, чтобы они адаптировались к изменившимся условиям.

Сказанное, однако, не относится к товарам длительного пользования. Увеличение цен на автомобили приведет к тому, что многие отложат их покупку, и спрос значительно снизится. Однако по истечении определенного времени, когда приобретенные ранее машины станут изнашиваться и нуждаться в замене, спрос возрастет опять. В результате долгосрочное изменение спроса значительно ниже, чем краткосрочное.

5. Значимость продукции для потребителя. При прочих равных условиях, чем менее значим товар или услуга для потребителя, тем выше их эластичность. Следует, однако, учитывать, что значимость одного и того же блага для различных групп (социальных, возрастных, территориальных и т.д.) потребителей различна.



6. Степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывавшей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. В жизненном цикле товара эластичность спроса гораздо выше на этапе выведения товара на рынок, поэтому даже небольшое снижение цены может вызвать здесь значительный рост объема продаж.

7. Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене.

Существуют также неценовые факторы, влияющие на спрос. К таким можно отнести: изменение денежных доходов покупателя, покупательские ожидания, включая и инфляционные ожидания, а также временные или постоянные субъективно-личностные предпочтения (вкусы потребителей, отношение к моде, дизайну и т.д.).

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.

 








Date: 2015-07-25; view: 194; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию