Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по цене





 

Способность одной переменной экономической величины (объема спроса) реагировать на изменение другой величины обычно начинают обсуждать на примере эластичности спроса, который зависит от цены. Зависимость объема спроса от уровня рыночной цены принято считать в качестве универсального показателя.

Эластичность спроса лучше всего прослеживается на кривой спроса с помощью следующего правила. Если провести прямую от точки Р на кривой, соединяющей точку Т на горизонтали Ох и точку t на вертикали Оу, то мерой эластичности в точке Р будет отношение РТ к Pt.

Когда РТ вдвое больше Pt, снижение цены на 1% вызовет увеличение объема спроса на 2%; эластичность спроса будет равна 2. Если РТ составит 1/3 Pt, снижение цены на 1% вызовет увеличение спроса на 1/3; эластичность спроса будет равна 1/3, и т. д. Иной подход к характеристике того же результата таков: эластичность в точке Р измеряется отношением РТ к Pt, т.е. МТ к МО (РМ - прямая, перпендикулярная МО); следовательно, эластичность равна 1, когда угол ТРМ равен углу ОРМ; она всегда возрастает, когда угол ТРМ увеличивается относительно угла ОРМ, и наоборот [11, с 138].

 

Сначала рассмотрим прямую эластичность спроса по цене.

Для этого воспользуемся простым примером. Допустим, что на рынке за день продается 200 кг ягод по 15 рублей за 1 кг. Но у продавцов осталось много ягод, и они решили снизить цену до 14 рублей. В результате им удалось реализовать 210 кг. Правильное ли они приняли решение? Для ответа на данный вопрос необходимо подсчитать их выручку. До снижения цены она составляла: 200 кг × 15 руб. = 3 000 руб. После ее снижения она равнялась: 210 кг × 14 руб. = 2 940 руб.

Таким образом, несмотря на рост объема продажи ягод на 10 кг, общая выручка продавцов сократилась. Это произошло потому, что изменение цены вызвало незначительное увеличение объема продажи. В этом случае говорят, что спрос по цене неэластичен. А если бы удалось продать не 210, а, предположим, 250 кг? Тогда выручка составила бы: 250 кг × 14 руб. = 3 500 руб. Это значит, что она выросла бы по сравнению с первоначальной на 500 рублей. Следовательно, в случае, если снижение цены приводит к значительному увеличению объема продажи и соответственно к росту выручки, говорят, что спрос эластичен.



Теперь мы можем дать общее определение эластичности спроса по цене, или ценовой эластичности спроса.

Ценовая эластичность спроса – это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.

Для того чтобы исключить влияние выбранных единиц измерения количества товаров и цен, эластичность выражают в виде процентного изменения спроса, возникшего в результате процентного изменения цены.

Если обозначить цену через P, величину спроса через Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ed будет равен [3, с. 113]:

 

процентное изменение спроса ∆Q / Q × 100% ∆Q P Ed = ————————————— = ——————— = —— × ——, процентное изменение цены ∆P / P × 100% ∆P Q (1.2)

 

где ∆Q – изменение спроса;

∆P – изменение цены.

Следует иметь в виду, что процентные изменения определяются путем деления величины изменения цены на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, на ее количество, пользовавшееся спросом первоначально (в предыдущем периоде).

В соответствии с законом спроса коэффициент эластичности Ed почти всегда имеет отрицательный знак. Это объясняется тем, что при снижении цены (∆P отрицательно) объем спроса вырастет (∆Q положительно), и наоборот. Исключение составляет спрос на престижные товары. Кроме того, при некоторых процессах в экономике, например постоянном росте цен в долгосрочном периоде, люди вынуждены делать запасы впрок, что приводит к увеличению спроса на продукцию. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы при интерпретации данного показателя в экономическом анализе знак "–" опускается. Однако об этом необходимо помнить и быть аккуратным, если значение эластичности используется в дальнейшем в математических вычислениях.

Например, если при снижении цены с 20 до 15 руб. количество покупаемой продукции возрастает с 10 до 15 единиц, мы получим:

∆Q = 15 – 10 = 5,

а процентное изменение объема спроса составит:

∆Q / Q × 100% = 5 / 10 × 100% = 50%.

Аналогичным образом снижение цены в процентах выражается как:

∆P / P × 100% = (15 – 20) / 20 × 100% = - 25%.

Следовательно, из формулы (1.2) абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности будет равно:

50%

Ed = ——— = 2.

- 25%

С учетом количественного значения эластичности приступают к характеристике данного показателя.

В качестве критерия разграничения эластичности спроса принимается коэффициент единичной эластичности. Выделим 5 исходных вариантов:



1. Спрос с единичной эластичностью (Ed = 1) обнаруживается тогда, когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Снижение цены компенсируется соответствующим приростом физического объема продаж, так что общий объем от продаж для продавца остается неизменным. В таком случае однопроцентному изменению цены товара соответствует точно такое же изменение величины спроса. Линия спроса D1 образует с осью объема спроса (Qd) угол, равный 45 градусов (рис. 1.1).

 

 
 

 

 


Рис. 1.1. Варианты эластичности спроса по цене [5, с. 73]

 

2. Совершенно неэластичный спрос (Ed = 0) имеет место в том случае, когда вне зависимости от цены объем спроса остается постоянным. Линия спроса представлена как строго вертикальная линия D2 (рис. 1.1). В этой ситуации менеджер предприятия может ожидать любое изменение цены, объема выручки от реализации продукции (дохода), но не изменения объема продажи продукции в натуральных единицах (физического объема)

В реальной жизни довольно сложно найти пример, в котором бы величина спроса не менялась в ответ на изменения в цене (даже в ответ на очень значительный рост цены). Одним из таких редких примеров является величина спроса на инсулин. Еще одним примером товара с такой кривой спроса может служить поваренная соль, которой в хозяйстве требуется немного, но совсем без нее не обойтись, а заменить вообще нечем. Колебания цен практически не влияют на объем потребления этих товаров.

3. Спрос по цене признается просто неэластичным, когда уменьшение цены вызывает некоторый рост объема спроса и соответственно продаж, но объем общей выручки при этом заметно снижается. Линия спроса D3 (рис. 1.1) минимально отклоняется влево от D2, которая параллельна оси цен. Коэффициент эластичности равен: 0 < Ed/p < 1.

4. Спрос эластичен, когда величина спроса изменяется на больший процент, нежели сама цена. Поэтому в данной ситуации имеет место заметный рост общего дохода фирмы от продаж. Линия спроса D4 способна образовать острый угол по отношению к оси объема спроса (Qd). При этом коэффициент эластичности спроса по цене Ed/p > 1.

5. Спрос совершенно эластичен, когда кривая спроса строго горизонтальна или незначительно отклоняется от линии горизонта (D5 на рис. 1.1). Фактически в этом случае получается, что есть только одна цена на экономическое благо, другие просто невозможны

Эта ситуация при всей кажущейся нереалистичности характеризует положение маленькой фирмы или фермера на рынке совершенной конкуренции. Цена на нем задана, и фермер может продать свое зерно только по этой цене. Если он попытается продать зерно чуть дороже, оптовый дилер всегда найдет других продавцов, готовых продать по прежней цене, и спрос на продукцию фермера упадет до нуля. В то же время дилер, зная рынок, немедленно скупит все зерно, имеющееся у фермера, если оно будет хоть чуть дешевле, чем у других.

Перекрестная эластичность спроса выражает зависимость спроса на данный товар Х по отношению к изменению цены на товар Y.

Перекрестная эластичность рассчитывается как отношение процентного изменения величины спроса на товар Х к заданному процентному изменению цены на другой товар Y. Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле [3, с. 122]:

 

процентное изменение объема спроса на товар Х ∆Qx Py Exy = ————————————————————— = ——— × ——, процентное изменение цены на товар Y ∆Py Qx (1.3)

 

где ∆Q – изменение спроса;

∆P – изменение цены.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.

Взаимозаменяемые товары имеют Exy > 0, т. к. повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар Х, поскольку Х заменяет Y. Например, с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости двух товаров.

Взаимодополняемые товары имеют Exy < 0. Например, с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшается. Чем больше отрицательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.

Независимые товары имеют Exy = 0. В этом случае изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой товар. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится.

Следует также иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса может быть ассиметричной. Очевидно, например, что если цена мяса снизится, то спрос на кетчуп возрастет; однако если цена кетчупа увеличится, то это вряд ли изменит спрос на мясо.

Расчет и анализ коэффициентов перекрестной эластичности позволяют установить принадлежность продукции к определенному типу: взаимозаменяемой или взаимодополняемой. Кроме того, расчет коэффициента перекрестной эластичности применяется также для доказательства отсутствия монополизации фирмой производства какой-либо продукции: при положительном коэффициенте перекрестной эластичности Exy в случае повышения цены на продукцию данной фирмы происходит рост спроса на взаимозаменяемую продукцию другой фирмы.

Между эластичностью спроса по цене и совокупной выручкой существует взаимосвязь (рис. 1.2).

 
 

 


Рис. 1.2. Эластичность и общая выручка [8, с. 99]

 

Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену [8, с. 99]:

 

TR = P × Q, (1.4)

 

где TR – совокупная (общая) выручка (доход);

P – цена;

Q – количество.

Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки.

Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены – велико.

Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку отражено в таблице [8, с. 100].

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка

Величина эластичности спроса по цене Влияние изменения цены на совокупную выручку (TR)
Увеличение цены (Ph) Уменьшение цены (Pi)
Ed > 1 TRi TRh
Ed = 1 TR - const
Ed < 1 TRh TRi

 

Ценовая эластичность, как мы видим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, т. е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса по цене на ее продукцию иэластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [13, с. 76].







Date: 2015-07-25; view: 144; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию