Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения предсоревновательных и соревновательных психических состояний у спортсменов





 

Цель работы: Ознакомление с некоторыми способами изучения предсоревновательных и соревновательных психических состояний у спортсменов (А.Ц. Пуни, 1969).

Приборы и материалы:

1. Тремометр.

2. Прибор для измерения частоты движений по малой амплитуде (теппинг-тест).

3. Кистевые динамометры.

4. Секундомеры.

5. Корректурные таблицы.

6. Протоколы.

Дополнительный материал

1. Набор слов–раздражителей для ассоциативного эксперимента.

2. Шкала для исследования прогноза результата в предстоящем соревновании.

3. Таблицы с иллюстрациями изменения различных показателей проб в разных ситуациях соревновательной (и предсоревновательной) деятельности спортсменов.

Методика проведения

Преподаватель создаёт на занятии соревновательную обстановку, выделяет 5–8 участников соревнования (они проводятся по бегу или прыжкам в манеже факультета физического воспитания). Остальные студенты группы разбиваются попарно и получают приборы и материалы для исследования. В парах один студент выполняет роль экспериментатора, другой протоколиста.

Преподаватель сообщает студентам фоновые данные участников соревнования, полученные на предыдущем занятии. Все студенты записывают данные в протокол.

До началом соревнования, перед финалом и после окончания соревнования студенты-экспериментаторы проводят обследование студентов-участников соревнования (по методике, применяемой на предыдущих занятиях при получении фоновых данных). Протоколисты записывают показатели в черновые протоколы.

Завершение работы

По окончании эксперимента протоколисты сообщают полученные данные, и все студенты записывают их в свои протоколы, а затем самостоятельно их обрабатывают, анализируют и делают суждения о динамике психического состояния участников соревнования. После чего работы сдаются преподавателю.

Необходимые пояснения к работе

При составлении суждения о динамике психического состояния участников соревнований следует иметь в виду, что состояние психической готовности спортсмена к соревнованию характеризуется:

- увеличением пульса и тремора в определенных, индивидуальных стабильных пределах;

- сохранением ошибки при реакции на время на уровне фона или её изменением в сторону переоценки задаваемых временных интервалов (спортсмен останавливает секундомер раньше, чем истекает заданное время);

- сохранением на уровне фона или незначительным ухудшением показателей равновесия и максимального темпа движений;

- фоновой точностью при воспроизведении заданного темпа или некоторым учащением его;

- увеличением максимальной динамометрии и сохранением точности в воспроизведении заданного усилия;

- фоновым числом просмотренных при корректурной пробе строк или изменением его в индивидуально стабильных пределах, близких к фону числом ошибок;

- увеличением при ассоциативном эксперименте числа слов–ответов, связанных по смыслу с соревновательной деятельностью, сокращением по сравнению с фоном времени реакции на «спортивные» (или воспринимаемые как «спортивные») слова, удлинением времени реакции на «неспортивные» слова, выраженной в содержании слов–ответов;

- направленностью сознания на предстоящее соревнование, желанием в нем участвовать, уверенностью в достижении намеченного результата.

 

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов

 

Цель работы – охарактеризовать на основе самооценки предсоревновательное состояние спортсмена.

Только сам спортсмен знает о своем состоянии. Это субъективное состояние спортсмена на основе его оценки своих ощущений, чувств и мыслей нужно знать не только самому спортсмену, но его тренеру и спортивному психологу для того, чтобы в случае необходимости помочь спортсмену, ободрить его, сказать нужные слова напутствия перед ответственным днем. Опросник для изучения предсоревновательного состояния спортсмена разработан на основе принятой в общей и спортивной психологии трехкомпонентной структуры психического состояния: F – физический (телесно-поведенческий) компонент состояния; E – эмоциональный (энергетический) компонент состояния; K – когнитивный (мыслительный) компонент состояния (Алексеев В. А. Себя преодолеть. – М: ФиС, 1982. – С. 6-28).

Инструкция: Прочтите каждое суждение и отметьте тот вариант ответа (А, Б или В), который наиболее соответствует вашему состоянию в данный момент.

Тест-опросник предсоревновательного состояния спортсмена

1. Насколько легко и свободно вы двигаетесь?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

1. Как вы оцениваете свое настроение?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

3.Как вы представляете план своих тактических действий на предстоящих соревнованиях?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

4.Насколько легко и свободно вы дышите?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

5.Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

6. Насколько вас занимает мысль о том, каков будет ваш итог соревнований?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

7. Как вы оцениваете стабильность своей спортивной техники?

А. Выше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Ниже, чем обычно.

8. Насколько вы желаете участвовать в предстоящих соревнованиях?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

9. Беспокоят ли вас мысли о вашем выступлении в соревнованиях?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

1. Как вы оцениваете чувство равновесия в своих движениях?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

2. Вы довольны взаимоотношениями со своим тренером?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

12. Как вы оцениваете свои шансы на успех в предстоящих соревнованиях?

А. Выше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Ниже, чем обычно.

13. Как вы ощущаете работу своего сердца?

А. Меньше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Больше, чем обычно.

14. Удовлетворены ли вы взаимоотношениями с самыми близкими для вас людьми?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

15. Насколько вы способны подавить мысль о возможной неудаче на соревнованиях?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

16. Как вы ощущаете свой желудок и кишечник?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

17. Действуют ли окружающие вам на нервы?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

18. Много ли вы размышляете о предстоящих соревнованиях?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

19. Оцените чувство координации своих движений.

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

20. Вы уверены в себе?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

21. Думаете ли вы о своих соперниках?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

22. Насколько вы чувствуете себя в «спортивной форме»?

А Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

23. Насколько вам хочется соревноваться?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

24. Насколько вы внимательны?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

25. Как вы воспринимаете свое «спортивное чувство» (воды, оружия, мяча, трассы, дистанции, шеста, снаряда и др.)?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

26. Насколько вы спокойны?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

27. Много ли вы думаете о том, что ожидают от вас другие люди в предстоящих соревнованиях?

А. Больше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Меньше, чем обычно.

28. Какой у вас сегодня был аппетит?

А. Лучше, чем обычно.

Б. Как обычно.

В. Хуже, чем обычно.

29. Насколько вы тревожитесь из-за предстоящих соревнований?

А. Больше, чем обычно

Б. Как обычно

В. Меньше, чем обычно

30. Насколько вы считаете предстоящие соревнования важными для себя?

А. Больше, чем обычно

Б. Как обычно

В. Меньше, чем обычно

Таблица 9

F E K
А Б В А Б В А Б В
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
S                      

 

F – физический (телесный) компонент состояния; E – эмоциональный (энергетический) компонент состояния; К – когнитивный (мыслительный) компонент состояния.

Анализ и интерпретация данных тестирования. Суммарный показа­тель по шкалам (F, Е и К) показывает степень выраженности того или иного компонента в целостной структуре психического состояния спортсмена и тем самым дает возможность тренеру (психологу, спор­тивному врачу) и самому спортсмену выбора адекватного психологи­ческого приема или мысленного настроя для психокоррекции, саморегуляции или оптимизации своего состояния.

Завершение задания. Если данный опросник используется для действующих спортсменов накануне соревнования, то психолог (тренер, спортивный врач) обязан после обработки данных побеседовать со спортсменом и применить соответствующие профессиональные прие­мы (внушения, убеждения) для оптимизации состояния спортсмена. Если данный опросник используется в учебном варианте для студен­тов, то преподавателю целесообразно обсудить со студентами следующие вопросы: 1) Что такое предсоревновательный стресс? 2) Почему у спортсменов перед соревнованием часто бывает бессонница? 3) Какие рекомендации может дать тренер, спортивный психолог (врач) спорт­смену, чтобы он хорошо выспался перед ответственными стартами в соревнованиях?

Вопросы для беседы

1. Что такое состояние психической готовности спортсмена к соревнованию, в чем это состояние проявляется?

2. Какими признаками характеризуется состояние психической готовности спортсмена к соревнованию?

3. Как можно определить степень выраженности отдельных признаков состояния психической готовности спортсмена к соревнованию?

4. На основании чего можно сделать вывод о том, что спортсмен находится в состоянии психической готовности к соревнованию (или в ином предсоревновательном психическом состоянии)?

5. Перечислите средства достижения оптимального предстартового состояния.

Литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М., 1982.

2. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д., Основы психологии. – СПб., 2001.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1990.

5. Попов А.А. Спортивная психология. – М., 2000.

 

Date: 2015-07-24; view: 2834; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию