Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения у спортсменов свойств темперамента





 

Цель работы: ознакомление с методиками изучения у спортсменов свойств темперамента.

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И.П. Павлов, который рассматривал темперамент как тип высшей нервной деятельности. И.П. Павлов обосновал свое мнение наличием у животных и человека определенной выраженности свойств нервной системы. При этом сначала он делал упор на соотношение возбуждения и торможения, а затем – на силу нервной системы. Давая физиологическое обоснование различных типов поведения (темпераментов), И.П. Павлов пришел к сочетаниям типологических особенностей проявления свойств нервной системы и стал отождествлять типы темпераментов с типами нервной системы.

В окончательном варианте его классификация типов выглядела следующим образом:

- Холерический тип (безудержный) – сильная неуравновешенная нервная система.

- Сангвинистический тип (уравновешенный) – сильная уравновешенная подвижная нервная система.

- Флегматический тип (инертный) – сильная уравновешенная инертная нервная система.

- Меланхолический тип (слабый, тормозной) – слабая нервная система.

Под психологические категории поведения (темперамент) стала подводиться более современная физиологическая база (взяв старые названия типов темперамента, идущие от древнеримских врачей, И.П. Павлов базировался при объяснении причин их появления не на жидкостях, составляющих внутреннюю среду организма, а на закономерностях протекания нервной деятельности, в том числе высших мозговых отделов), поведение связывалось с совокупностью типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Приборы и материалы: наборы слов-раздражителей, карточки с неструктурированными рисунками, деревянные шары, одинаковые по весу и разные по объему, секундомер, протоколы.

Данные методики успешно применялись для изучения свойств темперамента в психологической лаборатории Пермского пединститута и являются достаточно апробированными и надежными.

Методика выполнения. Все студенты группы разбиваются попарно. Сначала один из них проводит обследование другого и записывает результаты в протокол, затем они меняются ролями.

Эмоциональная возбудимость

Одной из методик, изучающих данное свойство темперамента, является модификация ассоциативного эксперимента. Процедура опыта заключается в следующем.

Испытуемый сидит с закрытыми глазами или спиной к экспериментатору. Инструкция: «Я вам буду произносить разные слова. Ваша задача – как можно быстрее отвечать на каждое мое слово первым словом, которое придет вам на ум. Это слово может быть любым, но как-то связано со словом, которое вы услышите».

Слова-раздражители подбираются экспериментатором перед опытом так, чтобы среди них были, чередуясь в случайном порядке, 20–21 нейтральное слово, 5–6 личностно значимых. Например, сплетник, неряха, лентяй, нечестный и т.п. Слова-раздражители предъявляются в темпе около 5 слов в минуту. В протоколе фиксируются ответы испытуемого и латентное время ассоциативных реакций. Средняя величина латентного периода ассоциативной реакции на незначимые слова сопоставляется со средней величиной латентного периода реакции на специально подобранные эмоционально значимые слова. Это отношение рассматривается как показатель эмоциональной возбудимости.

Увеличение латентного времени ассоциативной реакции на значимые слова по сравнению с нейтральными более чем на 20 % рассматривается как заторможенность реакции.

Увеличение времени ассоциативной реакции на первом интервале на эмоционально значимые слова по сравнению с незначимыми словами можно рассматривать как задержку реакции под влиянием предшествующего эмоционально значимого слова. Это показатель устойчивости эмоциональной реакции.

Таблица 4

Протокол исследований эмоциональной возбудимости

Слова - раздражители Время реакции Слова - ответы Примечания
         
         
и т.д.        

 

Среднее время реакции на «нейтральные» слова –

Среднее время реакции на «значимые» слова –

 

Импульсивность

 

Наиболее простой методикой ее исследования является сопоставление времени реакции при легком и трудном выборе. Испытуемому предъявляются пары слов и предлагается выбрать то слово, которое обозначает наиболее приятные для него качества. Пары слов составляют две группы: в первой они подобраны так, что выбор приятного качества не представляет трудности (грязный - чистый). Вторую группу составляют пары слов, где выбор приятного качества затруднен (желто-зеленый, красно-желтый; черешнево-вишневый и т.п.). Слова предъявляются письменно или устно. Фиксируется время ответа.

Всего испытуемому предлагается 10 пар слов в смешанном порядке.

 

Легкий выбор Трудный выбор
Горький - сладкий Клюквенный – лимонный
Ароматный - гнилой Желто–зеленый – красно-желтый
Грязный - чистый Лиловый – розовый
Тухлый - свежий Нежный – тонкий
Сладкий – приторно-сладкий  

Показателем импульсивности является отношение среднего времени реакции при трудном выборе к среднему времени при легком выборе. Если это отношение не более 1,15 (время реакции в трудном выборе статически не отличается от времени реакции в легком), испытуемый получает диагноз импульсивности. Если оно больше указанной величины, то неимпульсивный (заторможенный).

Таблица 5

Протокол исследования импульсивности

Слова – ответы легкого выбора Время реакции Слова – ответы трудного выбора Время реакции Примечания
           
           
           
           
           

Среднее время реакции при лёгком выборе –

Среднее время реакции при трудном выборе –

Показатель отношения среднего времени реакции при трудном выборе к среднему времени реакции при легком выборе –

 

Исследование психологической структуры темперамента

(Опросник Б.Н. Смирнова)

 

Опросник Б.Н.Смирнова позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента: экстраверсию-интроверсию, эмоциональную возбудимость-эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.

Ход выполнения задания

Психолог обращается к испытуемым со словами: «Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос "да" (+) или "нет" (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент».

Испытуемым дается бланк ответов, либо они заготавливают его сами, записывая числа от 1 до 48 четырьмя столбиками по 12 чисел в каждом.

Текст опросника

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что вы передаете слухи?

7. Считаете ли себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

10. У вас очень быстрый почерк?

11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?

12. Бывает ли так, что вы не выполняете свои обещания?

13. У вас много очень хороших друзей?

14. Трудно ли оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли вас терзает чувство вины?

16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда соображаете хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т. д.?

21. Вспыльчивы и легко ли ранимы намеками и шутками над вами?

22. Во время беседы вы быстро жестикулируете?

23. Чаще всего просыпаетесь ли вы утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Возникают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свою точку зрения, прежде чем со­общить ее кому-либо?

27. Часто ли вам снятся кошмары?

28. Обычно легко ли вы запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что вам даже несколько часов трудно быть без дела?

30. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

31. Вы можете внести оживление в довольно скучную компанию?

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то решение, даже не очень важ­ное?

33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстрой и хорошей реакции?

35. Если у вас что-то долго не получается, то все же пытаетесь сделать это?

36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям?

37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

40. Обычно вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?

41. Вы можете в течение дня долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?

42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас иногда принимают за человека беззаботного?

44. Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна и проверенна?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии вы обычно быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Ключ к опроснику

1. Экстраверсия – интроверсия – «да»: (1, 7, 13, 19, 25, 31, 37) х 3; (4, 43) х 2;

2. Ригидность – пластичность – «да»: (8, 26, 32) х 3; (2, 14, 20, 38, 44) х 2; «нет» (19, 46) х 1.

3. Эмоциональная возбудимость – уравновешенность – «да»: (15, 21, 33, 39, 45) х З; (3, 9) х 2; 27 x 1.

4. Темп реакции – «да»: (4, 16, 28) х 3; (10, 22, 34, 40, 46) х 2;

5. Активность – «да»: (5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47) х З; 10 х 1; «нет»: 38 х 1.

6. Искренность – «да»: (30, 36, 42, 48) х 3; (6, 12) х 2; (18, 24, 25) х 1; «нет»: 23 х 1.

Обработка результатов

Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.

1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.

2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13–20 баллов, то высокая надежность результатов, 8–12 – средняя, 1–7 – низкая.

Таблица 6

Интерпретация результатов

  Очень высокая Высокая Средняя Высокая Очень высокая  
Экстраверсия 22-27 17-21 12-16 7-11 0-6 Интроверсия
Ригидность 16-25 12-15 7-11 3-6 0-2 Пластичность
Эмоциональная возбудимость 18-20 14-17 8-12 4-6 0-3 Эмоциональная устойчивость
Быстрота реакции 20-22 14-19 9-13 5-8 0-4 Медлительность
Активность 24-26 21-23 14-20 9-13 0-8 Пассивность

Определение преобладающего типа темперамента

Источник: Ивашкин В. С. Психологическое изучение школьников. Владимир, 1990, с. 49-52.

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Для выявления преобладающего типа темперамента и представленности в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей определенного типа темперамента:

I карточка - холерика, II - сангвиника, III - флегматика, IV - меланхолика.

Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак «+», если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак «-» – если оно у него отсутству­ет. В сомнительных случаях ничего не ставится.

Холерик

1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

3. Нетерпеливость.

4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

5. Решительность и инициативность.

6. Упрямство.

7. Находчивость в споре.

8. Неритмичность в работе.

9. Склонность к риску.

10. Незлопамятность, необидчивость.

11. Быстрота и страстность речи.

12. Неуравновешенность и склонность к горячности.

13. Нетерпимость к недостаткам.

14. Агрессивность забияки.

15. Выразительность мимики.

16. Способность быстро действовать и решать.

17. Неустанное стремление к новому.

18. Резкость, порывистость в движениях.

19. Настойчивость в достижении поставленной цели.

20. Склонность к резкой смене настроения.

Сангвиник

1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

3. Недоведение начатого дела до конца.

4. Склонность переоценивать себя.

5. Способность быстро схватывать новое.

6. Неустойчивость в интересах и склонностях.

7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

9. Увлеченность любым делом.

10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

13. Общительность и отзывчивость, нескованность в общении с другими людьми.

14. Выносливость и работоспособность.

15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17. Обладание всегда добрым настроением.

18. Быстрое засыпание и пробуждение.

19. Частая несобранность, поспешность в решениях.

20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Флегматик

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность и обстоятельность в делах.

3. Осторожность и рассудительность.

4. Умение ждать.

5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанность и терпеливость.

8. Доведение начатого дела до конца.

9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легкое сдерживание порывов.

12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянство в своих отношениях и интересах.

15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

16. Ровность в отношениях со всеми.

17. Аккуратность и порядок во всем.

18. Трудное приспособление к новой обстановке.

19. Обладание выдержкой.

20. Постепенное схождение с новыми людьми.

Меланхолик

1. Стеснительность и застенчивость.

2. Растерянность в новой обстановке.

3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

4. Неверие в свои силы.

5. Легкое перенесение одиночества.

6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

7. Склонность уходить в себя.

8. Быстрая утомляемость.

9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольное приспособление к характеру собеседника.

11. Впечатлительность до слезливости.

12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

14. Склонность к подозрительности, мнительности.

15. Чувствительность и легкая ранимость.

16. Чрезмерная обидчивость.

17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

18. Малоактивность и робость.

19. Безропотность и покорность.

20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов

1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

X = (Ах: А) х 100; С = (Ас: А) х 100; Ф = (Аф: А) х 100; М = (Ам: А) х 100, где X, С, Ф, М – типы темперамента; Ах, Ас, Аф, Ам – число положительных ответов по карточкам; А – общее число положительных ответов по 4 карточкам. В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:

Т =35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.

Это значит, что данный темперамент на 35 % – холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % – флегматический и на 21 % – меланхолический.

Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

Завершение работы

Обсуждение фактических материалов, характеризующих различные свойства темперамента студентов.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое темперамент?

2. Объясните связь силы и слабости нервной системы с темпераментом.

3. Каковы свойства темперамента?

4. Какова роль темперамента в спортивной деятельности?

Литература

1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.,1978.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.

3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.,1990.

4. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. – СПб., 2005.

5. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

Date: 2015-07-24; view: 1628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию