Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение особенностей проявления агрессивности в спорте





Приборы и материалы: тексты опросника А.Басса и А.Дарки, протоколы

Инструкция. Прочитав или прослушав зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте в протоколе опыта одним из четырех возможных ответов: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорят правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ключ к опроснику и обработка данных

При обработке данных в обычных условиях ответы «да» и «пожалуй, да» объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «нет» и «пожалуй, нет» (суммируются как ответы «нет»).

Ключ для обработки результатов испытания по опроснику

1. Физическая агрессивность (ФА): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+. Коэффициент = 11.

2. Вербальная агрессивность (ВА): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-. Коэффициент = 8.

3. Косвенная агрессивность (КА):2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49,56+, 63+. Коэффициент = 13.

4. Негативизм (Н): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-. Коэффициент = 20.

5. Раздражение (Р): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+. Коэффициент = 9.

6. Подозрительность (П): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-. Коэффициент =11.

7. Обида (О): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+. Коэффициент=13.

8. Чувство вины (ЧВ): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+. Ко­эффициент = 11.

Для получения итогового показателя по каждой шкале теста необходимо сумму баллов по шкале умножить на величину коэффициента, указанного в ключе для каждой шкалы теста в бланке листа ответов по вопросам теста.

 

Таблица 14

Ключ к тесту с формой листа ответов

Шкалы теста «1» «3» «5» «4» «7» «б» «2» «8»
  1+ 2+ 3+ 4+ 5+ 6+ 7+ 8+
  9- 10+ 11- 12+ 13+ 14+ 15+ 16+
  17- 18+ 19+ 20+ 21+ 22+ 23+ 24+
  25+ 26- 27+ 28+ 29+ 30+ 31+ 32 +
  33+ 34+ 35- 36- 37+ 38+ 39- 40+
  41+ 42+ 43+   44+ 45+ 46+ 47+
  48+ 49- 50+   51+ 52+ 53+ 54+
  55+ 56 + 57+   58+ 59+ 60+ 61+
  62+ 68+ 63+ 64 + 69- 72+     65- 70- 66- 71+ 73+ 74- 75- 67+
Коэффициент                

Индексы по итогам тестирования

Индекс агрессивности (ИА) = (∑ФА + ∑2ВА +∑КА) / 3, где: ∑ФА – итоговая сумма баллов по шкале «1»; ∑ВА – итоговая сумма баллов по шкале «2»; ∑КА – итоговая сумма баллов по шкале «3».

Индекс враждебности (ИВ) = (∑н +∑Р + ∑п +∑0)/4, где: ∑н – итоговая сумма баллов по шкале «4»; ∑ р – итоговая сумма баллов по шкале «5»; ∑п – итоговая сумма баллов по шкале «6»; ∑0 – итоговая сумма баллов по шкале «7».

Интерпретация полученных данных

1. Физическая агрессивность - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессивность - выражение негативных чувств как через форму словесного обращения (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань и пр.).

3. Косвенная агрессивность - использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, молвы, слухов, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, но адресно направленных на других лиц невербальных реакций - гримасы, сдавленные крики, топание ногами, сжимание челюстей и пр.

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения как элемент скрытой враждебности, направленная обычно против какого-то авторитета, руководителя, организации, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, инструкций, представителей власти и пр.

5. Раздражительность-— склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости в общении.

6. Подозрительность - склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающие из убеждения, что окружающие намерены или потенциально могут причинить вред.

7. Обидчивость - проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, мести, недовольства кем-то или всем миром за действительные или мнимые страдания.

8. Чувство вины (аутоагрессия) - поступки и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, во вред другим людям, испытывает нравственные страдания совести за совершенные грехи.

Завершение работы

Обсудить с испытуемыми полученные данные. Обратить внимание на то, что опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью), требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик. Применение данного опросника в работе со спортсменами, учащимися школ (с шестого класса и выше), а также в работе тренеров и учителей (предметников и проходящих подготовку по специальности «практический психолог») было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей психокоррекционной и воспитательной работы.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте понятие агрессии, агрессивности, «спортивной злости».

2. В чем заключаются гендерные отличия в проявлении агрессивности?

3. Выявите особенности проявления агрессивности в различных видах спорта.

Рекомендуемая литература

1. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Сафонов В.К Агрессия в спорте. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2003.

Date: 2015-07-24; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию