Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритм ответа на итоговом государственном экзамене





Цель государственного итогового экзамена - завершить курс обучения юриспруденции, проверить сложившуюся у студента систему понятий, уровень их понимания и применения, способность к комплексному анализу сложных государственно-правовых явлений и отметить степень полученных знаний. Итоговый государственный экзамен это всегда результат деятельности студента, но и всего профессорско-преподавательского состава на протяжении всего периода обучения. Поэтому первое и основное правило успешной подготовки к государственному экзамену - правильный психологический настрой. Это очередной рабочий момент, требующий концентрации внимания, применения интеллектуальных способностей, умения лаконично и аргументировано изложить доводы членам государственной аттестационной комиссии. В позитивном исходе заинтересованы обе стороны, и поэтому, страх должен уступить место уверенности. Немного больше воли, настойчивости, труда и успех гарантирован.

Второе правило - это знание и свободное владение специальной терминологией. Как базовый курс «Теория государства и права» содержит множество понятий, принципов, требующих буквального воспроизведения, и часто, в их нормативном содержании. Очень важно на данном этапе не впасть в крайности. С одной стороны - зазубривание в течении короткого времени не приведет к успеху, с другой стороны попытка объяснить суть той или иной юридической категории с помощью обыденных слов может исказить содержание рассматриваемых категорий. Необходимо заучивание конкретных понятий, основанное на понимании студентом данного правового явления и включения в уже имеющиеся систему понятий.

Государственная экзаменационная комиссия проверяет не столько уровень и способность студента к запоминанию теоретического материала, сколько уровень понимания им тех или иных правовых категорий и юридических проблем, умение мыслить, аргументировать и отстаивать определенную позицию. Таким образом, необходимо разумное сочетание запоминания и понимания.

Для лучшего запоминания материала существует ряд приемов.

Наиболее традиционными и часто применяемыми являются: условно-гарантированное запоминание, т.е. использование учебно-методических средств (программа, словарь юридических терминов). Содержащийся в программе понятийный аппарат, структура и виды определенных правовых явлений обеспечивает студенту обязательный информационный минимум.

Следует помнить, что в юриспруденции существует ряд квалификационных критериев, которые повторяются и их можно использовать в качестве своеобразной схеме, специфического универсального набора. Использование этого приема позволяет разгрузить сам процесс запоминания и содействует развитию гибкости мышлению.

Еще одним эффективным приемом запоминания является использование ассоциаций - связи, образующиеся при определенных условиях между двумя и более понятиям, представлениями и т.д. В результате этого психического процесса одни понятия или представления вызывают появление в памяти других. Именно поэтому, так важно проиллюстрировать свой ответ примерами из юридической практики.

Включение дополнительных (моторных) ресурсов памяти также дает положительный эффект. В ходе подготовки следует тезисно или схематично записать ответы на наиболее трудные вопросы, так как информация в свернутом виде запоминается легче. Однако не следует пользоваться этими записями на экзамене в качестве шпаргалки.

При подготовки к итоговому государственному экзамену следует пользоваться различными учебными пособиями, так как они создаются представителями многих научных направлений и по разному интерпретируют проблемы государства и права. Плюралистический характер изложения учебного материала предполагает увеличение роли лекций при подготовке к экзамену. В отличие от печатной продукции они более детальны, иллюстративны и оперативны, т.е. позволяют наиболее полно отразить современную ситуацию.

Ответ студента на государственном экзамене должен иметь определенную логику и последовательность изложения.

Наиболее эффективно традиционно используется следующая модель:

1) внимательно прочитав вопрос билета, следует соотнести его с определенной темой курса теории государства и права(см. разделы программы) и определить место в базе знаний теории государства и права;

2) необходимо дать дефиницию данного государственного или правового института (явления) и раскрыть его сущность;

3) указать на различные аспекты данного явления, изучаемые в юриспруденции на современном этапе. По дискуссионным проблемам студент должен представить несколько точек зрения различных ученых и вправе выбрать любую, но при условии ее достаточной аргументации;

4) дать подробную характеристику данного государственно-правового явления через раскрытие его признаков;

5) раскрыть критерии и виды изучаемого явления;

6) привести примеры реализации и проблемы реализации данного явления в современной юридической практике;

7) раскрыть актуальность и значимость этой темы, как в теме юридических наук, так и в юридической практике.

Излагать свой ответ следует четко, уверенно, активно включая в свою речь специальные юридические термины. Паузы, путаные размышления, слова-паразиты значительно снижают уровень ответа и порождают со стороны членов комиссии многочисленные вопросы. На экзамене, как правило, после ответа студента могут быть заданы как дополнительные, так и уточняющие вопросы.

Дополнительные вопросы задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с недостаточно полным, либо фрагментарным ответом. В данном случае экзаменатор преследует цель натолкнуть студента на правильный ответ, дать ему верное направление для размышления. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение фактологического материала или логики изложения. Каждый вопрос имеет свою причину и выступает своеобразной подсказкой, поэтому полный и аргументированный ответ студента повышает итоговый балл.

При подготовке к экзамену полезно учитывать те критерии, которыми обычно руководствуются члены государственной аттестационной комиссии:

1) верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;

2) полнота и лаконичность ответа (около 15-20 минут);

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять законы к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;

7) культура речи.

При ответе на государственном итоговом экзамене студент должен продемонстрировать не только глубокое знание предмета (содержание), но и форму изложения, свои коммуникационные способности и склонность к анализу. Специфика профессиональной юридической деятельности предполагает данные факторы как слагаемые профессионального роста и успеха.

Вопросы к государственному экзамену по теории государства и права

1. Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

2. Функции и методы теории государства и права.

3. Основные причины и закономерности возникновения государства. Восточный и западный пути возникновения государства.

4. Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

5. Сущность и социальное назначение государства. Основные тенденции развития современного российского государства.

6. Понятие и признаки государства.

7. Государственно- правовое воздействие на экономику, политику и культуру.

8. Проблемы типологии государства: формационный, цивилизационный и личностные подходы.

9. Юридические коллизии, способы их восполнения и преодоления.

10.Правовые системы современности: критерии, классификация, основные виды.

11. Понятие и значение формы государства. Характеристика формы современного Российского государства.

12. Функции государства: понятие и виды. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного российского государства.

13. Государство в политической системе общества.

14. Механизм государства: понятие, признаки, структура. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

15. Государственный аппарат. Органы государства: понятие, признаки, виды.

16. Правовое государство: понятие и признаки.

17. Государство, право, личность.

18. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.

19. Правовая культура: понятие, субъекты и функции.

20. Правовое воспитание: понятие, формы и методы.

21. Понятие, сущность, признаки и ценность права. Право в объективном и субъективном смысле.

22. Типы правопонимания:. Легистское и юридическое правопонимание.

23. Принципы и социальное назначение права. Характеристика всеобщих принципов права.

24. Тоталитарная, либеральная и реальная модели соотношения государства и права.

25. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

26. Типология права: различные подходы. Характеристика основных исторических типов права.

27. Функции права: понятие и классификация. Основные и неосновные собственно юридические и социальные функции права.

28.Правовая система общества: понятие и структура. Становление правовой системы в Российской Федерации.

29. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

30. Соотношение права и морали.

31.Норма права как элемент системы права: понятие, признаки. Трех и двухчленная структура нормы права.

32. Классификация правовых норм.

33. Понятие и виды форм (источников) права. Источники права в РФ.

34. Понятие и виды нормативно- правовых актов. Действие нормативных актов во времени в пространстве и по кругу лиц.

35. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Понятие и стадии законотворчества в РФ.

36. Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

37. Юридическая техника: понятие, виды, способы.

38. Понятие и структура системы права. Общая характеристика отраслей российского права.

39. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Основные тенденции развития системы права в России.

40. Пробелы в праве: понятие и способы их восполнения и преодоления.

41. Юридический процесс: понятие и виды.

42. Правоотношения: понятие, признаки, виды. Характеристика элементов правоотношения.

43. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правосубъектность субъектов права. Объекты правоотношений: понятие и виды.

44. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

45. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав и сложный юридический факт.

46. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования: понятие, структура и действие.

47.Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды.

48.Толкование норм права: понятие, классификация и способы толкования правовых норм.

49. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

50.Правомерное поведение: понятие, виды и типы.

51. Понятие, признаки и виды правонарушений.

52. Юридический состав правонарушения. Причины правонарушений.

53. Понятие, признаки и основания юридической ответственности. Классификация и виды юридической ответственности.

54. Цель, функции, принципы юридической ответственности.

55.Понятие, признаки и виды правовых средств.

56.Правовые стимулы и ограничения: понятие, признаки, виды.

57. Реализация права: понятие и формы. Правоприменение как особая форма реализации права.

58.Законость: содержание, требования, принципы и гарантии.

59. Льготы и поощрения в праве.

60. Социальные и технико-юридические нормы.

 

Date: 2015-07-24; view: 1087; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию