Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Методические рекомендации





Методические рекомендации

По подготовке к итоговому государственному экзамену

По Теории государства и права

 

 

Составители: к.ю.н., доцент

М.А. Буганова,

к.ю.н, доцент кафедры теории и истории государства и права

Е.А. Николаева

 

Абакан 2013


Введение

Теория государства и права, являясь вводной и фундаментальной наукой позволяет создать базовую, методологическую основу познания юриспруденции и способствует подготовке высокопрофессиональных юристов, имеющих высокий уровень правовой и профессиональной культуры. Результатом выполнения учебного плана становится уровень и качество знаний, демонстрируемых студентами в ходе итоговой государственной аттестации.

Главной задачей всего курса является приобретение студентами научных знаний о государстве и праве, умение оперировать юридическими понятиями при разъяснении конкретной правовой ситуации, закрепление навыков исследовательской деятельности. Таким образом, при ответе на итоговом государственном экзамене студент должен:

1) на профессиональном юридическом языке разъяснять сущность основных проблем науки, давать определения ведущим юридическим понятиям;

2) уметь анализировать разнополярные суждения юристов по конкретным правовым вопросам, аргументировано доказывать свою точку зрения на проблемы зарождения, эволюции, роли государства и права в обществе;

3)знать основные правила юридической техники, грамотно анализировать любой нормативно- правовой акт;

4) знать современные правовые системы мира, особенности правовой системы России;

5) знать работы современных юристов, внесших существенный вклад в развитие юридической науки.

Процесс подготовки к итоговому государственному экзамену осложняется тем, что теория государства и права имеет широкий диапазон связей с философскими, экономическими и политическими учениями, а также с отраслевыми юридическими науками. Ответ студента должен носить комплексный характер и базироваться на анализе государственно-правовых явлений и действующего законодательства Российской Федерации.

Целью данных методических рекомендаций является содействие в эффективной организации подготовки к итоговому государственному экзамену, систематизации знаний студентов и обогащение раннее изученного фактологического материала новыми научными подходами.

Методические рекомендации написаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501, направлению 03.0900.62, направлению 030500 «Юриспруденция»


Некоторые сведения об учебной литературе по курсу «Теория государства и права»

Целью преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права» в высшей школе является обогащение знаний студентов научными представлениями о государстве и праве, формирование у будущих специалистов грамотного профессионального юридического языка.

Огромный рост популярности профессии юриста в последнее время обострил проблему обеспечения учебного процесса литературой. В данном случае речь идет не о количестве учебных пособий (их более 40), а о разно-полярности и плюрализме представленных в них точек зрения. Учебники не только не совпадают по структуре рассматриваемых вопросов, но и кардинально отличаются по интерпретации материала. Господствовавшая ранее официальная марсистско-ленинская идеология во многом упрощала изучение теории государства и права, универсализируя этот процесс. В настоящее время как таковой единой официальной правовой идеологии нет, что дало возможность высказывать разно полярные взгляды на процессы, происходящие в государстве и праве. В такой ситуации от студента требуется не просто репродуктивное воспроизведение материала, а определение собственной позиции, аргументированной доводами и теоретическими выкладками той или иной юридической школы.

Обращаясь к современной юридической литературе по теории государства и права, можно выделить несколько видов учебников.

Первую группу представляют вводные курсы в теорию государства и права. (Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма- Инфра, 1998; Четвернин В.А.. Понятия Права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело1997; Введение в юридическую специальность. Учебное пособие. Под ред. А.Д. Коренева. М.: Шит, 1999; С.С. Алексеева. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 1999). Их целью является ознакомление с вехами развития и основными понятиями юридической науки. В учебнике В.С. Нерсесянца рассматриваются общетеоретические и методологические проблемы юриспруденции, освещается история ее становления и развития. Одним из основных достоинств является комплексное освещение основных концепций правопонимания (легизм, юснатурализм) и авторской юридически -либертарной теории. Применение значительного объема научной терминологии, философский аспект рассмотрения ряда проблем и стиль изложения делают возможным его восприятие в основном для студентов старших курсов.

Учебное пособие В.А. Четвернина рассматривает понятия права и государства через призму различных подходов. Однако автор нечетко выделяет соотношение государства и права и предполагает возможность разделения учебных дисциплин теории права и теории государства.

Вторую группу составляют учебники по правоведению, рассматривающие общие вопросы теории государства и права. Крупным недостатком является весьма поверхностное изложение основ теории, полное отсутствие научных подходов и слабый методологический аппарат. Это объясняется тем, что они предназначены для студентов неюридических специальностей и не могут быть использованы при подготовке к государственному экзамену.

Третью группу составляют учебные пособия, написанные коллективом авторов. (Общая теория права. Под общей редакцией А.С. Пиголкина. М., 2003; Общая теория права и государства. Под редакцией В.В. Лазарева М.: Юрист, 2004; Теория государства и права. Ответственные редакторы В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М.: Инфра-Норма, 2005; Теория государства и права. Учебник для студентов и аспирантов юридических вузов. Под редакцией Г.Н. Манова. М.: «БЕК», 2005). Эти учебники представляют собой сборники научных статей, которые в ряде случаев не имеют логической связи друг с другом. Они созданы на основе единого государственного стандарта и наиболее полно отражают вопросы, получившие развитие в науке в последнее время. Так вопрос «Правовая система: понятие и структура» в большинстве учебных пособий либо не рассматривается вообще, либо представлен элементарными абстрактными категориями. Самое полное и удачное изложение данной проблемы содержится в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, которые не только раскрыли суть данного правового явления, но и рассмотрели особенности формирования и функционирования российской правовой системы. Особенностью этого пособия является анализ государственно-правовых явлений России через призму общей теории права. Этот учебник содержит массу примеров из практики российского законодательства, много внимания уделено юридической технике, отсутствуют однозначные идеологические оценки.

К четвертой группе относятся учебники, написанные одним автором.

Их характерной особенностью является единство как в стилистике, так и в трактовке государственно-правовых явлений, что значительно облегчает процесс восприятия теоретического материала. Наиболее известным является учебное пособие В.Н. Хропанюка, созданное на традиционной системе основанной на первичности изложения проблем государства. Пособие написано доступным языком с приведением примеров из истории и современности. Недостаток изложения заключается в формировании одностороннего взгляда на развитие государственно-правовых явлений. Фактологического и методологического материала, содержащегося в данном учебном пособии, явно не достаточно для ответа на итоговом государственном экзамене. Также популярны среди студентов учебники В.М. Сырых, А.Б. Венгерова, Г.Г. Манова, М.Н. Марченко.

К учебникам инновационного характера относятся работы В.В. Лазарева и Т.Н. Радько. В них материал излагается на высоком научном уровне с доминированием правовых проблем. Суть концепции таких учебников состоит в том, что право представляется первичным явлением, преобладающим над государством. Например, учебник «Общая теория права и государства» под редакцией В.В. Лазарева имеет полный набор необходимых по программе тем и содержит разделы, посвященные проблемам теории государства и права. Так в разделе «Действие права и государства» показывается механизм правового регулирования, соотношение государства и права с одной стороны и экономики, культуры, глобальных проблем человечества с другой, роль государства и права в обеспечении социального мира и безопасности.

Особый интерес представляет учебное пособие Т.Н. Радько. Теория государства и права. М.: Российская академия адвокатуры, 2001 Юридическая литература 2004). В нем рассматриваются актуальные проблемы теории государства и права, раскрываются дефиниции «государство», «право», описываются их функции. Значительное внимание уделяется рассмотрению понятий «правовые отношения» «правовое регулирование» «правовое сознание» «правовое государство» «презумпция невиновности», а также соотношению понятий «государство и экономика» «государство и политика». Автор в каждую тему стремится внести то новое, чем располагает юридическая наука в настоящее время, и высказывает свою позицию по рассматриваемым вопросам. Системность и логичность изложения, богатство примеров из юридической практики, стиль изложения позволяют эффективно и на высоком эмоциональном подъеме подготовить к государственному экзамену.

Не менее интересным является учебник В.В. Лазарева и С.В. Липеня (М.: Издательство «Спарк», 2003). В нем полностью отражены все предусмотренные стандартом темы, содержится многообразие подходов к решению сложных теоретических задач. Сформулировав свою точку зрения, авторы оговариваются, что по данной проблеме есть и другие мнения, и излагают позиции разных ученых. Все это в совокупности с многочисленными обзорами учебной, монографической литературы и солидной библиографической базой ориентирует на запоминание, осмысление и анализ изложенного материала.

Из череды учебных изданий необходимо выделить учебник С.А. Комарова (Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2004), в котором автор сделал попытку изложить общие положения функционирования государственно-правовой системы с акцентом на российское государство и право. Большое внимание в учебнике уделено уяснению принципов права, толкованию и применению норм права. От иных данное учебное пособие отличает четкость и краткость изложения, попытка охватить все критерии при классификации различных правовых институтов.

Наиболее полный анализ государственно-правовых явлений, простота и четкость изложения, достаточное применение научной терминологии содержится в учебном пособии Матузова и Малько (Теория государства и права. М.: Юрайт; 2004). Использование данного учебника в качестве базового позволит наиболее эффективно и качественно приготовиться к государственному экзамену.

Очень удобно при повторении материала использовать учебные пособия, в которых весь курс теории государства и права представлен в схемах. Наиболее удачной является пособие В.К. Бабаева, В.М. Баранова и В.А. Толстика (Теория права и государства в схемах и определениях). Данное учебное пособие может быть использовано только наряду с другими источниками информации и позволяет студентам через систематизацию материала в полном объеме овладеть категориальным аппаратом юридической науки.

Резюмируя анализ учебной литературы, следует отметить, что в настоящее время нет универсального учебника, позволяющего в полном объеме подготовиться во всем вопросам теории государства и права к государственному экзамену. Для качественной подготовки и высокой оценки на экзамене необходима" работа по многим учебным пособиям, наиболее полно раскрывающим тот или иной аспект правовой действительности. Комплексный характер подготовки, систематизация материала, знание юридической практики, несомненно, позволят студентам показать хороший уровень знаний и получить максимальный балл на государственном итоговом экзамене.

Date: 2015-07-24; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию