Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика требований к качествам руководителя в РоссииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 20 Динамическая модель менеджера
Изучаемые вопросы: 1. Динамика требований к качествам руководителя в России. 2. Сущность модели руководителя. 3. Модель руководителя по С.Д.Резнику. 4. Модель руководителя по А.А.Жукову. Динамика требований к качествам руководителя в России Специфика и содержание труда руководителей в нашей стране менялись с течением времени. И.П.Марченко выделяет 4 поколения отечественных управленцев (рис.1): - Первое поколение руководителей отечественных предприятий строилось на использовании бывших буржуазных специалистов, профессиональных революционеров, лиц с организаторскими и деловыми качествами из числа рабочих и крестьян. В основе управления был принцип единоначалия. От руководителя того времени требовалась широкая гамма качеств, что обусловливалось условиями классовой борьбы и разнообразием форм хозяйствования в 1920-е годы. - Второе поколение сформировалось на базе подготовленной народной интеллигенции. Руководители этого поколения справедливо назывались «командирами производства», трудились в условиях максимальной централизации хозяйственного строительства, когда на первом месте стоял возведенный в культ авторитарный стиль руководства. - Третье поколение отечественных руководителей представлено квалифицированными кадрами отраслевых специалистов, которых по праву можно именовать «технократами производства». - Четвертое поколение отечественных руководителей стало зарождаться в начале 1990-х годов одновременно с первыми шагами экономики России по пути рыночных преобразований.
Менеджеры четвертого поколения формировались в условиях перехода от централизованного планирования к свободной рыночной экономике и являют собой новый тип руководителей, которым присущ творческий, инициативный и по-новому ответственный стиль руководства. Во все времена, и особенно в современной обстановке, к хозяйственным руководителям в нашей стране предъявлялись следующие требования, имеющие непреходящее значение: компетентность и высокий профессионализм; глубокие знания в вопросах производства, науки и техники, управления, экономики, организации и стимулирования труда, психологии; организованность и дисциплина; четкость и исполнительность; высокая нравственность, честность, скромность; высочайшая моральная ответственность. Вместе с тем, новые условия хозяйствования вносят свои коррективы и требуют от хозяйственных руководителей отечественных предприятий новых качеств, знаний и навыков. Для труда современного менеджера характерны следующие особенности: - усвоение больших объемов разнородной информации, в том числе ретроспективной и прогнозной; - высокая напряженность труда в условиях дефицита времени для принятия решений и анализа; - непрерывность переключений и колебания ритма в рассмотрении вопросов и решений; - частая смена видов деятельности (ролей); - необходимость общения с людьми, в том числе в коллективных и коллегиальных формах; - постоянный недостаток информации и финансовых ресурсов, специалистов, знаний; - повышенная ответственность и риск. От современного руководителя требуется значительно более высокий уровень профессионального управленческого мастерства. При этом менеджер должен уметь самостоятельно поддерживать постоянный собственный рост и развитие, бороться с возможностью собственного «устаревания». Рыночная экономика характеризуется преимущественно демократическими методами воздействия на трудовой коллектив, традиционные иерархические отношения меняются, поэтому современному руководителю требуются навыки влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам. Современный хозяйственный руководитель должен обладать многомерным экономико-управленческим мышлением, способностью думать и действовать многовариантно, концептуально; иметь творческий склад ума, стратегический тип мышления и склонность к инновациям. В современных условиях от руководителя требуется наличие развитого предпринимательского таланта, предприимчивости. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание, поэтому руководитель должен быть изобретателен и способен гибко реагировать на изменение ситуации. При этом, если раньше руководители лишь откликались на изменения среды, то сегодня они должны их предвидеть и действовать в опережающем режиме. Стрессы, давление и неопределенность требуют от современного менеджера умения эффективно управлять собой и своим временем, не только гибко, но и быстро реагировать на изменения среды, решать возникающие проблемы. Неопределенность состояния производственных систем и внешней среды, в которой они функционируют, их прямое взаимодействие и взаимовлияние, требуют от каждого менеджера быть готовым к неожиданностям и риску. В современных условиях от руководителей требуется умение привлекать в организацию профессионалов и удерживать их, интегрировать интеллект людей, побуждать в них инициативу, творчество, новаторство. Современный руководитель должен уметь сотрудничать с ближайшими помощниками и подчиненными (делегирование полномочий), не только нести личную ответственность за результаты вверенного ему коллектива, но и распределять ответственность по всем ступеням управленческой иерархии (делегирование ответственности). В последнее время все более возрастает роль разделения и кооперации управленческого труда - коллективного менеджмента, что требует от руководителей способностей создавать и организовывать эффективное функционирование рабочих групп.
|