Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всякая ли власть от Бога?





Казалось бы, вопрос этот исключительно философский и к практической нашей жизни не имеет никакого отношения. Но так кажется только на первый взгляд. Стоит, однако, вникнуть в него глубже, как со всей очевидностью обнаруживается колоссальное его влияние на жизнь государства и его граждан. Тот или иной ответ на него способен самым решительным образом формировать политику государства, если ты – лицо, наделённое властью, а также сделать тебя, если ты простой гражданин, или манипулируемым властью лицом, или бунтовщиком против существующей власти, или зрелой личностью, которая строит свои отношения с властью исходя не из сиюминутных политических интересов той или иной группы людей, не исходя из своих личных эгоистических предпочтений, не исходя из ожиданий к тебе государства, а исходя из своего христианского служения в этом мире, исходя из голоса христианской совести в тебе.

Всё достаточно просто, если человек или атеист, то есть верит в своё неверие, или язычник (как подавляющее большинство людей, причём во все времена и эпохи), верящий всему одновременно – и Богу, и перебежавшей дорогу чёрной кошке, и Вселенскому Разуму, проявляющему себя во всех религиях и явлениях природы, и «бабе Гале – колдунье в пятнадцатом поколении, одним взмахом руки поднимающей моё настроение»[14]). Такой человек будет относиться к государству и государственной власти потребительски. Его отношение к ней будет меняться в зависимости от того, насколько власть удовлетворяет или не удовлетворяет его потребности. Оно будет спокойным, если человек сыт, и его жизнь достаточно комфортна, и, напротив, человек будет готов пойти на штурм Бастилии, Зимнего или на Болотную, Майдан, если, как ему будет казаться, власть окажется несправедливой, нечестной и прочее, и прочее, и прочее… Поведением такого человека руководят его собственное эго и его собственные страсти, которые, как известно, имеют свойство легко сливаться со страстями толпы, слепо и глупо возомнившей себя всей полнотой народа.

Если же человек действительно верующий и воцерковлённый, если хождение в храм для него является императивной потребностью сердца, преодолевающей лень и праздность души и тела, если центром жизни человека являются Господь Бог и Его Церковь, здесь всё значительно сложнее. И сложнее по той причине, что в этом случае человеком и его поступками двигает не только его собственный разум, а его разум и совесть, соединённые с разумом и совестью Церкви. И если эго верующего воцерковлённого человека приходит в противоречие с разумом и совестью Церкви, он отвергает себя, смиренно соглашаясь с опытом Церкви.

И вот здесь верующий человек встречается с чрезвычайной для себя опасностью и риском. А что, если ты подчинишься голосу не Церкви, а тех, кто самочинно вещает от Её имени? Как распознать, как отличить действительное учение Церкви от земного учения Её функционеров, выдающих свои личные построения за учение Той, что является «столпом и основанием Истины»? И возможно ли такое? Увы, история доказывает, что да, возможно, и, более того, нередко случалось.

В «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевский устами одного из своих героев рассказывает «Легенду о Великом инквизиторе». Это, по сути, есть горькая повесть об извращении учения Христова теми, кто завладел папским престолом в Римско-Католической Церкви. Пришедшему на землю Спасителю они заявляют: « Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки. Правы мы были, уча и делая так, скажи? Неужели мы не любили человечества, столь смиренно сознав его бессилие, с любовию облегчив его ношу и разрешив слабосильной природе его хотя бы и грех, но с нашего позволения? К чему же теперь пришёл нам мешать? И что ты молча и проникновенно глядишь на меня кроткими глазами своими? Рассердись, я не хочу любви твоей, потому что сам не люблю тебя. И что мне скрывать от тебя? Или я не знаю, с кем говорю? То, что имею сказать тебе, всё тебе уже известно, я читаю это в глазах твоих. И я ли скрою от тебя тайну нашу? Может быть, ты именно хочешь услышать её из уст моих, слушай же: мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна! Мы давно уже не с тобою, а с ним…. Мы взяли от него то, что ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал тебе, показав тебе все царства земные: мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными, царями едиными, хотя и доныне не успели ещё привести наше дело к полному окончанию. Но кто виноват? О, дело это до сих пор лишь в начале, но оно началось. Долго ещё ждать завершения его, и ещё много выстрадает земля, но мы достигнем и будем кесарями и тогда уже помыслим о всемирном счастии людей». [15]

Уйди, не мешай нам, говорят те, кто воссел на папский престол. Мы лучше Тебя знаем, как сделать человечество счастливым, как освободить его от ненужных страданий, на которые обрёк его Ты, наделив каждого из них даром свободы.

Было бы наивным считать, что в «Легенде о Великом инквизиторе» Фёдор Михайлович делится своей тревогой о судьбе одного только католичества. Нет, речь здесь идёт не о католиках только, ставших заложниками воли римских пап, придумавших учение о своём наместничестве на земле. Великий инквизитор – это всякая церковная власть, искусившаяся лукавым и согласившаяся, что нет власти выше власти кесаря, и что долг всякого христианина не противиться ей. А чтобы легитимировать власть кесаря в глазах церковного народа, в умы верующих людей ненавязчиво, словно проникновение вируса, вкладывается теория о том, что всякая земная власть есть власть от Бога. И, соответственно, если ты посягаешь на власть земного правителя, ты посягаешь не на правителя, а на Самого Господа.

Но действительно ли это учение Церкви? Действительно ли Церковь учит, что всякая власть есть власть от Бога и ей надлежит повиноваться?

Да, это действительно так, - учит митрополит Сергий (Страгородский) и учинённый им Синод, впоследствие Московский Патриархат:

« Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия

Божиею милостию, Смиренный Сергий, митрополит Нижегородский, заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Патриарший Священный Синод Преосвященным Архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви о Господе радоватися.

 

Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильные отношения к Советскому Правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Умирая, Святейший говорил: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом выступления зарубежных врагов Советского Государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их, возбуждая естественное и справедливое недоверие правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям Святейшего, и ему не суждено было при жизни видеть своих усилий увенчанными успехом.

Ныне жребий быть временным Заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело Почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются безплодными: с учреждением при мне Временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможность мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона.

Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, создавая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством.

Засвидетельствовать это и является первой целью настоящего нашего (моего и Синодального) послания. Затем извещаем вас, что в мае текущего года по моему приглашению и с разрешения власти организовался Временный при Заместителе Патриарший Священный Синод в составе нижеподписавшихся (отсутствуют преосвященные Новгородский митрополит Арсений, еще не прибывший, и Костромской архиепископ Севастиан, по болезни). Ходатайство наше о разрешении Синоду начать деятельность по управлению Православной Всероссийской Церковью увенчались успехом. Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление; а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д. Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся таким образом в положении нашей Православной Церкви, ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений... Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу, такое благоволившему о святой нашей церкви. Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому Правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия.

Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной работе, мы ясно осознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской Власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. XIII, 5). И мы надеемся, что с помощию Божиею, при вашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена.

Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы Советской Власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Учреждение Советской Власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайности для христианина нет, и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекавшее подозрение Советской Власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским Правительством. Недаром ведь Апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (I Тим. II, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь, со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и безповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя, и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры, или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы.

Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между правительством и церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая – 22 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколол заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Думаем, что, размежевавшись, так, мы будем обезпечены от всяких неожиданностей из-за границы. С другой стороны, наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к Советской Власти, чтобы не порывать со своей родной церковью и родиной.

Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв нашего Второго Поместного Собора, который изберет нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление, а также вынесет решение и о всех «похитителях власти» церковной, раздирающих хитон Христов. Порядок и время созыва, предметы занятий Собора и пр. подробности будут выработаны потом. Теперь же мы выразим лишь наши твердые убеждения, что наш будущий Собор, разрешив многие наболевшие вопросы нашей внутренней церковной жизни, в то же время своим соборным разумом и голосом даст окончательное одобрение и предпринятому нами делу установлеия правильных отношений нашей Церкви к Советскому Правительству.

В заключение усердно просим вас всех, Преосвященные Архипастыри, пастыри, братие и сестры, помогите нам каждый в своем чину вашим сочувствием и содействием нашему труду, вашим усердием к делу Божию, вашей преданностью и послушанием святой Церкви, в особенности же вашими за нас молитвами ко Господу, да даст Он нам успешно и богоугодно совершить возложенное на нас дело к славе его Святого Имени, к пользе Святой нашей Православной Церкви и к нашему общему спасению.

Благодать Господа Нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами. Аминь.

16/29 июля 1927 г. Москва». [16]

 

Но если митрополит Сергий прав, если, по его мнению, Советская власть заслуживает всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения, если учреждение Советской власти есть действие Десницы Божией, если духовенство, не давшее письменного обязательства своей лояльности Советскому правительству, подлежит исключению из клира своей родной церкви, то как же тогда быть с решением Собора всей полноты Русской Православной Церкви от 22 декабря 1918 года (а это уже время власти в России большевиков): «Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над Святою Церковью Православною. Все сие преисполняет сердце наше глубокою и болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету Св. Апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1 Тим. 4:20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение «измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13)». [17]

Что, неужели в 1927 году Советская власть и Советское правительство – это не те же самые имена большевистских лидеров, что глумились над Церковью в 1918-ом? Разве не они дали приказ расстрелять царскую семью, причисленную впоследствии к лику святых? Разве в 1927 году не в советских лагерях отбывали свои сроки тысячи священнослужителей и верующих мирян?

Так давайте всё же разберёмся, где мы слышим голос Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины»: в 1918-ом, когда Она анафематствует богоборческую власть и заклинает верных чад Православной Церкви Христовой не вступать с ней в какое-либо общение, или в 1927-ом, когда Синод Московской Патриархии отлучает от клира и причисляет к раскольникам тех священнослужителей, которые не дают письменного обязательства лояльности Советскому правительству? Ответ всякому честному человеку очевиден.

Но почему же до сих пор дело митрополита Сергия, что называется, живёт и побеждает? Неужели прав Великий инквизитор, когда говорит Христу, что миллионы и миллионы пойдут за ним, инквизитором, а Его, Спасителя, как и прежде, изгонят из храма?

Тому есть, по крайней мере, три причины.

Первая – непонимание большинством верующих слов апостола Павла о повиновении властям, которыми так любят прикрываться апологеты Сергия (Страгородского). В самом деле, разве можно богоборческую Советскую власть, насильственным путём утвердившуюся в нашей стране, считать властью богоустановленной? Для ясного решения этого вопроса, необходимо внимательно прочесть все эти слова святого апостола и вдуматься в их истинный смысл, вопросив свою совесть: насколько сказанное апостолом Павлом может подходить к Советской власти? И чтобы уже окончательно разобраться в этом вопросе, нужно затем обратиться к святым отцам Церкви, дабы узнать, как они понимали и толковали эти слова.

Итак, вот что говорит апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующее страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13; 1-5).

Прежде всего отметим, что, по мнению специалистов, написано это было апостолом Павлом в 58 году новой эры, то есть за шесть лет до первого гонения на христиан при императоре Нероне. И, кстати, причиной этого гонения стало не преследование христиан за исповедование их веры в Господа, а попытка свалить вину за пожар в Риме на еврейскую христианскую общину, к которой местные римские жители традиционно относились недружелюбно. И вот что важно: как после этого первые христиане начали относиться к императору Нерону? Считали ли они его власть властью от Бога? Ответ ровно противоположный. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству. Нерон в глазах христиан стал антихристом, который ещё раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя - царством демонов, которое в скором времени совершенно уничтожится с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии.

Теперь давайте вдумаемся в смысл слов апостола Павла. Почему надо быть покорным высшим властям? Потому, пишет апостол, что эти власти «страшны не для добрых дел, но для злых». Потому, что эти власти «дают похвалу делающему добро». Потому, что эти власти «нам на добро». Потому, что эта власть есть «отмститель в наказание делающему злое».

И давайте теперь посмотрим, насколько богоборческая власть большевиков соответствует этим характеристикам. Собор Русской Церкви в 1918 году в своём анафематствовании свидетельствует: «Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных разве только в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы полагали на служение благу народному…

Всё сие преисполняет сердце наше глубокою и болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения…

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной». [18]

Выдающийся деятель Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Аверкий (Таушев) сказал об этом следующее: «Как может быть «властью от Бога» та власть, которая с Богом борется, поставляя при том свою борьбу с Богом за искоренение всякой религии одной из главных целей своей деятельности?

Разве мы не знаем, сколько зла причинила богоборческая советская власть Русской Земле, сколько невинной крови она пролила, скольких русских людей сделала несчастнейшими из смертных, сколько великих исторических святынь русского народа разрушила и осквернила, как надругалась она над душой православного русского человека, сколько всякой мерзости, низости, гнусности и самого разнузданного хамства внесла в русскую народную жизнь, искусственно вызывая и взвинчивая в душах всевозможные порочные и преступные инстинкты, возбуждая зверя в человеке, в том самом русском человеке, который так славился прежде своим смирением, кротостью, милосердием и самыми добрыми истинно-христианскими качествами души?

Можно ли, после всего этого и зная всё это, решиться сказать о начальствующих лицах советской власти, что они страшны не для добрых дел, но для злых?

Можно ли сказать о советской власти: Хочешь ли не бояться её? - Делай добро, и получишь похвалу от неё?

Не звучит ли всё это самой злой иронией?» [19]

Что называется, ни прибавить, ни убавить.

Посмотрим теперь, как понимали слова апостола Павла великие Вселенские учителя и святители, отцы Церкви.

Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст: «Власти учреждены от Бога. Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает Апостол. У меня теперь идёт речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, причём одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что всё происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — всё это я называю делом Божией премудрости. Потому Апостол и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти... Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношей, рабом и свободным, между начальником и подчинённым, между учителем и учеником... А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка... Ведь от властей для государств бывают бесчисленные блага: если упразднить их, всё погибнет и не устоят ни города, ни сёла, ни дома, ни торжище и ничто другое, но всё ниспровергнется, так как более сильные поглотят более слабых...» [20]

Итак, от Бога, как учит Иоанн Златоуст, не какая-то конкретная власть того или иного начальника или правителя, а власть как таковая, сам институт власти. Иными словами, от Бога сам принцип иерархии, сама иерархия, которая позволяет сохранять мир Божий в порядке, не допуская хаоса и несправедливого насилия.

Другой великий и весьма авторитетный отец Церкви преподобный Исидор Пелусиот учит о власти в этом же духе: «Поэтому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев». [21]

Таким образом, необходимо различать власть от Бога, которая есть Его благоизволение (таковой являлась, например, власть российских самодержцев, венчанных на царство Церковью Христовой), от власти беззаконных злодеев, восхищающих, то есть похищающих её, которая есть не Божье благоизволение, но результат Его попущения, в определённом смысле Его самоустранение, цель которого – обращение на правый путь заблудших. Вспомним поучительный мультфильм «Праздник непослушания», когда родителям пришлось покинуть своих любимых детей, дабы те, вдоволь пресытившись плодами своей вседозволенности и мнимой свободы, в слезном покаянии не призвали их вернуться. Вне всякого сомнения, и Временное правительство, а затем уже и большевистские Советы – всё это, как учит св. преподобный Исидор Пелусиот, беззаконные злодеи, восхитившие власть у законного её представителя. Всё это и есть Праздник Непослушания.

Вторая причина торжества дела митрополита Сергия (Страгородского) – это охлаждение в современных людях стремления к Правде и Истине. Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, участвовавший в комиссии по прославлению Московским Патриархатом Новомучеников и Исповедников Российских, с горечью замечает: «На деле широкого народного почитания новомучеников в нашей Церкви мы не встречаем. Канонизация новомучеников как будто стала способом их духовного забвения. Жизнь Церкви течёт сама по себе – так, как будто этих святых никогда не было. Советский менталитет, сформировавшийся в нашей стране, породил в душах наших соотечественников и единоверцев патерналистические настроения. Это духовное иждивенчество, особенно неприемлемое в Церкви, конечно же, имеет место и в отношении святых. Вот почему употреблю такое неблагочестивое слово: «рейтинг». «Рейтинг» блаженной Матроны на много порядков превосходит «рейтинг» новомучеников. Священнослужители уже давно кормятся от этих самых православных иждивенцев». [22]

Думаю, не погрешу против истины, если скажу, почему в Московском Патриархате нет широкого народного почитания новомучеников. Ответ на поверхности: эти святые по большей части и не имеют к Московскому Патриархату никакого отношения. Это не его святые. Его святые – это именно Матрона Московская, но не те Новомученики и Исповедники, которые отделились в своё время от митрополита Сергия и его Синода, не признав богоборческую большевистскую власть властью от Бога.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, священноисповедник Филарет (Вознесенский), незадолго до прославления в лике святых мучеников августейшей семьи Николая II, в одной из своих проповедей сказал: «Такого разгула лжи, неправды, всяких заблуждений, всяких духовных подделок и разврата никогда ещё человечество не видело. А почему? Потому что стало оно, как и предсказано в Священном Писании, равнодушным к Божественной Истине.

Вероятно, из вас многие читали Священную книгу Апокалипсис, и читали там, как Господь обращается к семи церквям. Причём святые отцы, которые толковали это место в Апокалипсисе, всегда говорили, что помимо того, что имело место обращение Господа к каждой церкви, под каждой церковью, под её жизнью подразумевался определённый период в жизни церковной от начала до конца. Причём последнее обращение Господа и Спасителя – это обращение к церкви Лаодикийской. Там Господь страшно говорит. Угрожающе говорит. Он говорит Ангелу-Возглавителю Лаодикийской церкви: «Знаю твои дела. Ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты не холоден и не горяч, а тепл, то извергну тебя из Уст Моих». А по церковнославянски ещё резче: «Изблевати тя имам из Уст Моих», то есть отброшу тебя так, как организм отбрасывает от себя то, что ему противно и вредно. И дальше объясняет Господь: «Ты говоришь, что ты богат, а ничего не знаешь, что ты окаянен и будешь нищ». Но дальше Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю. Итак, будь ревностен и покайся!» Но вот этой ревности-то и покаяния как раз и не стало. Лаодикийцы наших дней! Людям стало всё равно. И это проявляется во многом. Например, существуют так называемые различные церковные юрисдикции, у которых нет молитвенного общения друг с другом. А люди идут то туда, то туда… Но Истина-то может быть только одна. Церковная Правда одна. Трёх или четырёх истин нет. Нескольких церковных правд нет. А вот люди, к сожалению, идут то туда, то сюда, везде, говорят они, одинаково служат. Очень хорошо на это ответил какому-то вопрошайке один православный пастырь. Тот как раз ему говорит: «Батюшка, какая разница, в какую церковь зайти, везде ведь одинаково служат. Те же молитвы, та же служба». А батюшка ему на это говорит: «У меня две монеты. Они совершенно одинаково выглядят! Но только одна монета настоящая, а другая фальшивая».

Так и теперь в наше страшное время. Если человеку Истина дорога, то он не вынесет никакой мысли о том, что Истина не здесь, а где-то в другом месте. Он непременно будет искать Её, потому что, повторюсь, Истина и Церковная Правда только одна. И его сердце верующее только тогда успокоится, когда он убедится, что Истина там, где он живёт, где он молится. Господь Иисус Христос в своё время Своим последователям говорил: «Не бойся, малое стадо, благоволил Господь дать именно вам Царство Свое». Малое стадо!

И вот на что я хочу обратить ваше внимание. На то, о чём многие совсем не думают. Отец архимандрит Константин, покойный редактор журнала «Православная Русь», глубокий христианский ум, из всех достижений Советской власти самым страшным считал то, что коммунизм создал свою лжецерковь, советскую, которую он подсунул народу несчастному вместо настоящей Церкви, которая ушла в катакомбы, скрылась с поверхности. Не думайте, что я преувеличиваю, или что отец Константин преувеличивает. Когда-то был Всероссийский Церковный Собор, в 1918-ом году. И вот вся Всероссийская Церковь во главе со своим Первосвятителем Патриархом Тихоном анафематствовала, отлучила от Церкви как самих богоборцев-безбожников, так и всех тех, кто будет сотрудничать с ними. Эту анафему никто никогда не снимал. Она наложена законной властью, и до сих пор она остаётся в полной силе. А вот в 1927-ом году возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Сергий издал страшную и позорную Декларацию, в которой от лица всей Церкви объявил, что радости и успехи Советской власти – наши радости, её печали – наши печали. Объявил о полном сотрудничестве с богоборческой государственной властью. То есть, другими словами, получилось то, о чём мы читаем в молитве перед исповедью, когда священник, молясь о кающихся Господу Богу, в числе их грехов перечисляет, что они под свою анафему падоша, то есть попали под свою анафему. Так вот и митрополит Сергий и вся иерархия с ним согласная, под свою анафему падоша, потому что Синод их объявил о своём сотрудничестве с теми, кого Церковь анафематствовала. Под свою анафему падоша! Мало того, когда была издана эта позорная Декларация, то от официальной советской лжецеркви отделилась Катакомбная, Истинная Православная Церковь, которая, уходя в подполье, анафематствовала ещё раз советскую официальную церковь. Следовательно, эта церковь анафематствована два раза законной церковной властью.

Нас учит апостол Павел, что Церковь есть Тело Христово, что в Церкви пребывает Сам Иисус Христос и Его Благодать и Истина, которые в Нём и с Ним. А скажите, может ли верующий разум и сердце верующее допустить, что Христос находится в этой организации, которая сотрудничает с Его осатаневшими врагами? Хвалит их! Благословляет их! Я говорю своё мнение, но я убеждён, что в этой самой советской лжецеркви благодати нет и не может быть, потому что отступила она от верности Христу. Это моё глубокое убеждение. Я его не навязываю никому, но я говорю откровенно, как я думаю.

Часто говорят: но что же такое? Если это лжецерковь, то чем же виноват народ, который в этом не разбирается, что это лжецерковь. Он же не виноват! Вы, наверное, слышали часто такие речи. А я на это отвечаю: как же это не виноват? Народ знает, какая у него власть? Знает: богоборческая! Власть против Бога! Разве можно такую власть признавать? Но ему всё равно. Они её признают и ей повинуются. И так вместо Истинной Церкви получается лжецерковь.

Мы не произносим суда над каждой человеческой душой, которая верует в Бога и по своему стремится к Нему, это дело Божие. Но я лично допустить, что благодать Божия находится в советской лжецеркви никак не могу». [23]

С тех пор прошло немало времени, коммунизм рухнул сам собой, красный дракон сменил окраску, бывшие партийцы возглавили новые партии, но от Ангела-Предстоятеля Московской Патриархии никто никогда так и не услышал слов покаяния и достойных ему ревностных дел веры. Напротив, курс митрополита Сергия (Страгородского) признаётся нынешними иерархами абсолютно верным и спасительным. И не только иерархами, а и подавляющим большинством прихожан Московского Патриархата. Выбор Новомучеников и Исповедников Российских по прежнему чужд пониманию большинства верующих в России людей. И лишь единицы, как, например, тот же протоиерей Георгий Митрофанов, пытаются достучаться, докричаться до окаменевших в равнодушии людских сердец: «Когда мы вспоминаем собор новомучеников, благо такой день у нас существует, в кадильном дыму и колокольном звоне мы теряем самое главное – чувство исторической реальности. Мы не торжествовать в этот день должны, а каяться, потому что это день не торжества нашего, а позора, ибо мы отмечаем память лучших чад Христовых, которых уничтожили худшие чада Церкви Христовой. В центре нашей молитвенной памяти о новомучениках и исповедниках российских должно быть не столько прославление жертв гонений, сколько покаяние за деятельность палачей, ведь большинство из нас – потомки тех, кто Церковь либо гнал, либо Церковь не защищал» [24]. Глас вопиющего в пустыне.

Третьей причиной парадоксального соединения в одной человеческой душе оправдания действий митрополита Сергия и одновременно с этим прославления подвига Новомучеников и Исповедников Российских, является банальный страх маленького человека оказаться в меньшинстве. Из Евангелия известно, как многие принимали Христа, узнавали Его, но «страха иудейска ради», из страха быть отлучёнными от синагоги, вместе со всеми были вынуждены прокричать: «Распни Его, распни!»

Но ведь Сергий своим сотрудничеством с богоборцами сохранил Церковь! Ведь если не с Сергием, это же тогда оказаться в расколе! Ведь тех, кто не признал Сергия своим архипастырем, сегодня ничтожное меньшинство!», - таков примерный набор аргументов современного православного конформизма.

Но если следовать этой порочной логике, подавляющее большинство Новомучеников и Исповедников Российских были самыми настоящими раскольниками, поскольку они сами сознательно отделились от молитвенного общения и единства с Синодом митрополита Сергия. Впервые в церковной истории разделение произошло не по каким-то каноническим или догматическим причинам, а в результате духовного и нравственного размежевания среди российского православного духовенства и народа.

Однако с падением коммунизма в тепло-хладной Московской Патриархии люди одинаково чтут и «мудрого» митрополита Сергия, и одновременно с этим в день памяти какого-либо новомученика громогласно поют: «Величаем тя, священномучениче (имя рек), и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси».

Незадолго до расстрела в своём последнем письме священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) пишет иеромонаху Леониду (личность его не установлена): « Милость Господня да будет с Вами, боголюбивый о. иеромонах Леонид! Получил письмо Ваше и перевод на 10 р. Спаси Вас Господи за попечение о моих нуждах, только смотрите, чтобы это не было самому себе в обиду и лишение чего-нибудь необходимого.

По поводу Ваших недоумений относительно сергианства могу сказать, что те же самые вопросы и в такой же почти форме были обращены ко мне из Казани десять лет тому назад, и тогда я отвечал на них утвердительно, потому что считал всё сделанное митрополитом Сергием ошибкой, которую он сам сознает и пожелает исправить. К тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся в происшедшем, и нельзя было требовать от них решительного и деятельного суждения о событиях. С тех пор много воды утекло. Ожидания, что митрополит Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных верующих членов Церкви было довольно времени, побуждений и возможности разобраться в происходящем, и очень многие разобрались и поняли, что митрополит Сергий отходит от той Православной Церкви, какую завещал нам хранить патриарх Тихон, и, следовательно, для православных нет с ним части и жребия. Спасутся ли пребывающие в сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду сергианства было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать удовлетворения духовных своих потребностей.

С митрополитом Иосифом [25] я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности.

23 февр./8 марта 1937г[26]

Остаться пусть и гонимыми, но свободными во Христе, не поклониться антихристианской власти, не встать перед ней на колени, не встать на путь со-трудничества с ней, не признать её духовно законной – вот тот Ответ, который дали истинно-православные духовенство и миряне брошенному им Вызову богоборчества. Ответ полностью и во всём согласный с учением отцов Церкви.

 


Заключение

Выдающий русский философ Константин Николаевич Леонтьев однажды сказал: «Я пойду против моей Родины, если моя Родина пойдёт против Христа». Страшные слова. Честные слова. И, увы, пророческие слова. Их мог произнести только истинный христианин. Их мог сказать только настоящий христианский Сократ. Удивительное время, когда Родина и государство в сознании российских людей не были ещё разделены. Тогда и представить себе никто не мог, что пройдёт несколько десятилетий, и людям действительно придётся разбираться, где Родина, а где государство, и не просто разбираться, а и выбирать между ними.

Служение своей Родине через служение Христу, и служение Христу через служение своей Родине – вот в чём нравственный подвиг Новомучеников и Исповедников Российских. Сохранить в себе личность, образ Божий, сохранить себя неосквернённым от дел тьмы, не предать того самого святого, что есть в твоём сердце, не смешать в нём правду и ложь, не дать мутной воде лукавого мира и века сего отравить в твоей душе чистую воду реки, текущей в жизнь вечную, чётко осознать предел, за которым наступает духовная измена и перерождение и не переступить его (а ведь это сохранило бы тебе жизнь!), – вот чему учат нас новоявленные российские святые, ставшие достойными гражданами не только своего земного, но и Небесного Отечества. И это при том, что практически каждый из них закончил свой земной путь в ранге государственного преступника и «врага народа».

Достойны ли мы их подвига? В той ли мы Церкви, Которую отстояли непоруганной и нелукавствующей Новомученики и Исповедники Росиийские? И ради нас ли их подвиг был совершён?

Хочется верить, что да, достойны. Хочется верить, что да, ради нас. Было бы только покаяние. Было бы только стремление жить по правде.

 


Date: 2015-07-24; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию