Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обновленчество





К окончанию Гражданской войны среди лидеров большевиков начинает происходить переоценка многих марксистских догм. Реальная жизнь и революционная практика приводят их к пониманию того, что, например, без новой экономической политики (НЭП) Советам не удержаться, а Русская Церковь, оказывается, лишившись своей экономической и политической основы (собственности и поддержки власти эксплуататоров), вовсе не спешит кануть в лету и, более того, имеет среди населения страны значительный авторитет и влияние. Большевикам становится понятно, что борьба с Церковью – это, прежде всего, борьба за умы людей, что необходимо разрушить Церковь изнутри, попытаться насколько это возможно извратить Её учение руками самих же священнослужителей, сделать Её сначала абсолютно лояльной себе, и только после этого уничтожить.

В верхах РКП (б) возникает план раскола Церкви во всероссийском масштабе. В начале 1922 года один из большевистских лидеров, Л.Д. Троцкий, предложил расколоть Русскую Церковь на два крыла, обозначив их как «черносотенное контрреволюционное» и «сменовеховское советское». После того, как этот разрыв будет спровоцирован, следовало, по мысли Троцкого, «повалить контрреволюционную часть церковников», опираясь при этом на «сменовеховское духовенство», а затем, «не давая сменовеховским вождям очухаться», превратить их начинания в «выкидыш» [5].

Практическое проведение в жизнь плана Троцкого было возложено на 6-е отделение секретного отдела ГПУ (с ноября 1923 года – ОГПУ), возглавляемое Е.А. Тучковым. Во многом именно благодаря его услиям появился так называемый обновленческий раскол. Если в годы Гражданской войны врагом Советской власти признавался практически каждый священнослужитель, как представитель реакционного класса, то теперь, по замыслу Троцкого и его соратников, уничтожению подлежали только те священники, которые не подчинятся Высшему Церковному Управлению, состоявшему из одних только обновленцев. Напомню, что главной отличительной чертой обновленчества помимо перехода на григорианский церковный календарь, введение в богослужение современного русского языка взамен церковнославянского, разрешение епископату жениться, было восторженное признание новой Советской власти как власти прогрессивной и народной, которой необходимо безусловно подчиниться и всячески с ней сотрудничать.

Использование обновленцев позволило ОГПУ значительно эффективнее вести работу по ликвидации Русской Церкви. При их содействии были репрессированы наиболее достойные представители духовенства во главе со святым Патриархом Тихоном. С ролью доносчиков, провокаторов и сподручников преступной власти обновленцы справлялись очень хорошо. Выразительнейший пример их деятельности – активное соучастие с властями в вынесении в 1922 году смертного приговора группе петроградских священнослужителей и мирян во главе со священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским). В постановлении Высшего Церковного Управления обновленцев говорилось: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу, лишить священного сана и монашества». [6]

«Архипастырским долгом», согласно обновленцам, являлось признание законной и непременно «властью от Бога» власть большевиков-богоборцев.

В мае 1923 года аналогичное постановление было вынесено и в отношении Патриарха Тихона. Стоит отметить, что на сторону обновленцев в это время перешёл будущий Предстоятель Московской Патриархии – митрополит Сергий (Страгородский).

Однако в полной мере реализовать план Троцкого не удалось. Церковный народ в подавляющем большинстве не пошёл за обновленцами.

Характерным примером того времени является деятельность архиепископа Петра (Зверева), возглавившего Воронежскую епархию в 1925 году. К его приходу на воронежскую кафедру значительное число храмов и монастырей были захвачены обновленцами. Однако твёрдое стояние архиепископа Петра на позициях Патриарха Тихона, его ораторский дар, привлекавший на проповеди огромное число верующих, традиционный строй совершаемых богослужений, и, как следствие, стремительное обезлюдивание обновленческих храмов, - всё это немало встревожило местные власти. Архиепископа не раз вызывали в ОГПУ. В течение почти всего 1926 года продолжалось сопротивление верующих властям. Наконец, 28 ноября владыка Петр вместе с группой клириков и мирян был арестован. Но с этой поры влияние обновленцев в Воронеже сошло на нет. Священномученик Петр (Зверев) погиб в 1929 году в Соловецком лагере.

Не удалось ОГПУ добиться послушания себе и от Патриарха Тихона. Всякий раз как только Патриарх Тихон начинал понимать, что его лояльность в отношении богоборческой власти может нарушить внутренний мир в Церкви, он тут же возвращался на прежние позиции. В результате подготавливаемый ОГПУ церковный раскол так и не произошёл, а Патриарх Тихон в апреле 1925 года отшёл в вечную жизнь как выдающийся исповедник Христовой Церкви.

Такую же позицию в отношении Советской власти, как и Патриарх Тихон, занял и местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский).

 

Date: 2015-07-24; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию