Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История появления жанра карикатуры





Карикатурой называется особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий направленностью на социальную критику.

Расцвет карикатуры связывают с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил.

Лихачева К.О. в своем исследовании пишет о том, что благодаря археологическим раскопкам, на данный момент удалось установить самую раннюю карикатуру. Она изображала Рамзеса III и была нарисована в XIII веке до н.э. Интересно то, что взаимосвязь карикатуры и политики прослеживается во всей её истории: во-первых, первая карикатура в истории человечества комически изображала именно политического лидера; во вторых, своё становление и развитие карикатурная живопись получила благодаря политической обстановке в Великобритании; в-третьих, в России карикатура появилась и развивалась как средство борьбы с врагами – захватчиками и т.д[1].

По мнению Ворошиловой М.Б., карикатура как жанр искусства появилась довольно давно – по некоторым свидетельствам, первым создателем карикатур был Леонардо да Винчи. Название «карикатура» происходит от итальянского слова caricare, которое означает «нагружать», «преувеличивать»[2].

Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-1526 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.).

Разумеется, история карикатуры, как тогда, так и сегодня неотделима от истории цензуры. Начиная с XVI века, целый ряд европейских стран публикуют законы и указы, которые запрещают распространение шаржей клеветнического характера. Во Франции главные цензоры – это директор Библиотеки (имеется в виду королевская, будущая Национальная библиотека) и Хранитель печати, то есть министр юстиции. Там цензура отменяется в 1789 году, и статья 11 Всеобщей декларации прав человека и гражданина торжественно провозглашает: «Свободное изложение своих мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому любой человек имеет право свободно говорить, писать и публиковать, и отвечает перед законом лишь за злоупотребление этим правом».

Тем не менее, полная свобода длится недолго: уже в июле 1791 года Национальное собрание издает декрет, запрещающий публикацию текстов или изображений, которые носят подстрекательский характер против власти. А еще год спустя печатание и распространение подрывных гравюр расцениваются декретом как серьезное преступление. В XIX веке карикатуристы пользуются наибольшей свободой в Англии, где королевская власть бдительно следит за театром и литературой, оставляя искусство низших слоев – карикатуру, практически без надзора.

Впрочем, расцвет карикатуры приходится там на период анти-наполеоновской пропаганды, которую поддерживает правительство Великобритании. Два блестящих карикатуриста, Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон, поднимают там в это время карикатуру на невиданный уровень.

Сидоренко Н.В. в своей статье изложил интересный исторический факт: известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию[3].(см. Прил. 1, рис.1, рис.2).

В начале же 20 века карикатура вновь переживает бурный расцвет, особенно во время рассмотрения знаменитого дела Дрейфуса, французского офицера, еврея, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Как известно, это дело вызвало невиданный накал страстей – рост антисемитизма у одних, рост гражданского сознания у других. На сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя, в то время как два талантливых карикатуриста, Жан-Луи Форен и Эммануэл Пуаре(Каран д,Аш.) не пощадили ядовитой сатиры, чтобы заклеймить и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя.

В период Первой мировой войной она процветает во всех воюющих странах. Во Франции основанный в 1893 году журнал «Смех» превращается к 1915 году в «Красный смех». С той же энергией обрушивается на читателей и немецкий сатирический журнал «Кладдерадач», то есть в переводе «Бум-бадабум», который естественно изображает в карикатурном виде французов и их союзников.

Однако, пресса не всегда служит государственным интересам. Так, в 1915 году знаменитый художник-экспрессионист Георг Гросс и его друг, выступающий под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с чисто пацифистскими карикатурами, требуя прекращения бессмысленной империалистической войны. В 1923 году тот же Гросс изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида.

Во Франции период между двумя войнами – это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Карикатура становится еще более критической, продолжает свое сближение с журналистикой.

Именно в это время рождается «публицистическая» карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей(о ней мы говорили выше). Именно такому типу карикатуры отдает предпочтение знаменитая французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»). Основанная в 1915 году, эта популярная газета до сих пор выходит в Париже.

Процветает карикатура и в фашистской Франции, когда худшие антисемитские, антикоммунистические и про-нацистские симпатии части французского общественного мнения находят выражение в полных ненависти карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал. Именно такую позицию занимает газета «Je suis partout» («Я – всюду»), которой руководит известный интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк.

Кстати, любопытно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля помиловать Бразияка, но он не отменил его казнь.

Разумеется, ряд карикатуристов во время войны предпочли вступить в ряды сопротивления и публиковали свои карикатуры в подпольной прессе. Так поступил, например, Рауль Каброль, который в 1938 году опубликовал ставшую популярной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо разыскивало его в течение всего оккупационного периода.

После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. Именно облик де Голля приносит славу карикатуристу Ролану Муазану, который возвращается к более живописной традиции в карикатуре.

В 1960-70е годы появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и в особенности с маем 1968 года.

Стоит вспомнить, например, одного из самых ангажированных карикатуристов, Сине, который начал в 1958 году сотрудничать с еженедельником «Экспрес», осуждая режим генерала Де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 году, он создает собственную газету, а затем ряд других сатирических публикаций. Его еженедельное издание «Харакири» подвергается запрету после издевательского извещения о смерти Де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший». Коломбе – это родная деревня генерала.

Де Голль на протяжении всей жизни постоянно судился со своими карикатуристами. М. Златковский, известный художник-карикатурист, в интервью Новой газете, рассказывал, что Де Голль чудовищно ненавидел карикатуру на себя со своими длинными ножками, большим животиком, предпринимал любые совершенно усилия для того, чтобы просто уничтожить все. На второй срок надо было идти ему, на президентство, и пиар-команда сказала, нет, точно проиграем; есть единственный способ – надо очень полюбить карикатуру на самого себя. И Де Голль смирился и даже стал поощрять наиболее талантливых художников. Он стал присуждать им премии. И даже собирать карикатуры. Де Голль собрал самую большую коллекцию своих собственных карикатур. Более того, на свои личные деньги издал три совершенно потрясающие книги "Де Голль в карикатуре". Их до сих пор считают библиографической редкостью.

Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII - начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности.

Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те, или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за их политическим аспектом и не допускала никакой свободы в оскорблении властьимущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо яркие и запоминающиеся перерисовывались.

Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали все чаще появляться в газетах. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 года), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованные издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе.

 

 

Date: 2015-07-24; view: 4504; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию